Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом «Удивительный космос»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 05:28, творческая работа

Краткое описание

На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики. К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества.
Цель: способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………3
Интегрировано-тематический план реализации проекта…………….9
Список литературы……………………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосо1.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 «Солнышко» города Бедово комбинированного вида»

 

 

 

 

 

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом «Удивительный космос»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

Шишкина О.В.

Тетюхина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Белово 2014

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Интегрировано-тематический план реализации проекта…………….9
  3. Список литературы……………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник    современной    космонавтики. К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества.

В Федеральных Государственных Требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что  достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств.  Поэтому представленный в документе портрет выпускника ДОУ включает в себя интегративные качества, где интеллектуальный компонент предполагает наличие  знаний о разных сторонах социальной действительности. Является важным отбор материала в соответствии с возрастом,  доступность информации и в то же время избегание явления «всё известно». Дошкольникам должен быть интересен и понятен предлагаемый материал. Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и  будет способствовать  развитию детской любознательности и активности.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста в ознакомлении с космосом определяется выполнением рядом условий:

  1. Ориентируясь на примерную тематику непосредственно-образовательной деятельности (НОД), необходимо сформулировать цель и развивающую, обучающую, воспитывающую задачи в соответствии с программой.
  2. Продумывая методы и приемы работы, следует отдавать предпочтение тем, которые будут стимулировать детскую активность. Не стоит увлекаться простой трансляцией информации на занятии. Рассказать или почитать можно в свободное  время, например, перед ужином. Активность детей – главное условие успешного освоения материала
  3. Учитывая особенности детского мышления и восприятия, надо обеспечить продуктивную деятельность, с помощью которой ребёнок сможет закрепить пройденное или отрефлексировать результат своей работы. Это может быть любая художественно-продуктивная  деятельность, схематизация, составление творческого рассказа и т.д.
  4. Для удовлетворения познавательных интересов, формирования способности проверять собственные гипотезы, необходимо в каждое занятие включать элементарные опыты, чтобы проверить знания на практике.

Таким образом,  для ознакомления с космосом необходимо создать условия развивающей среды, которые способствуют формированию и закреплению знаний о Вселенной. При таком подходе у детей сформируется не только интерес к исследованию окружающего мира,  но и ряд полезных мыслительных навыков,  необходимых для самостоятельной работы и решению  возникающих задач.

Эмоциональный компонент ФГТ призван обеспечить проникновение знаний в сферу чувств и переживаний. Эмоциональное реагирование детей обеспечивается использованием в ходе реализации образовательных задач средств материальной и духовной культуры. Кратчайшим путём донесения до души, до сознания  ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины. Поэтому целесообразным в ознакомлении детей с космосом и космонавтами является использование познавательных сказок (в том числе и составленных самостоятельно) презентаций, слушание и пение песен о космосе и космонавтах.

Тема космоса максимально может быть реализована в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми, как того требует ФГТ ООП ДО. В работах российских педагогов Н. А. Коротковой, И. А. Модиной, Е. Г. Юдиной  определены   признаки совместной деятельности взрослых и детей: наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской  формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).  Именно с учётом таких положений должна организовываться  непосредственно образовательная деятельность, к которой ФГТ относит игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы. Важно не просто организовать детские виды деятельности, а найти адекватные возрасту формы активности.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Вид проекта: краткосрочный (апрель)

Тип проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель: способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о нашей планете, как части Солнечной системы.
  2. Учить детей выражать знания и впечатления в разнообразных видах и формах деятельности.
  3. Обогащать словарь детей словами космической тематики: Вселенная, орбита, планета, спутник, галактика и др.
  4. Учить пользоваться специальной терминологией.
  5. Развивать навыки творческого рассказывания, добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
  6. Развивать творческую фантазию детей, их образное мышление; развивать логическое мышление (анализ и синтез).
  7. Воспитывать желание фантазировать и мечтать.
  8. Воспитывать интерес к коллективному творчеству, умение взаимодействовать друг с другом.
  9. Воспитывать и поддерживать интерес к теме космоса, дальнейшее стремление к получению астрономических знаний.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом воспитанников и образовательными областями.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
  5. Составление интегрировано-тематического плана по реализации проекта

Основной этап

  1. Апробация содержания  проекта.
  2. Проведение занятий, бесед, игр, экспериментальной деятельности.
  3. Оформление экспозиции мини-музея «Космос».
  4. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап

  1. Игра-путешествие «Большое космическое путешествие»
  2. Изготовление совместно с детьми альбома «Космос: далекий и близкий».

Основные методы, приемы:

  1. Метод обследования, наглядности (рассматривание, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
  2. Словесные (беседа, использование художественного слова, пояснения, чтение литературы, разучивание стихотворений, загадки)
  3. Практические (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения, рисование, лепка, конструирование, аппликация)
  4. Совместная деятельность (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе, привлечение родителей в участии детского исследования).

Материально-техническое обеспечение проекта:

    1. Открытки, альбомы, карты, глобусы, наборы предметных и сюжетных картинок, информационно-развивающие плакаты; другие наглядные и иллюстрированные материалы; художественная литература по теме проекта.
    2. Настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие детей с космосом.
    3. Видеотека для дошкольников по теме «Космос»
    4. Картотека опытов по теме «Космос»
    5. Модели планет, летательных аппаратов, карта созвездий, скафандр.

Предполагаемый результат.

Дети:

  1. Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
  2. Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
  3. Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  4. Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  5. Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

Родители:

  1. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  2. Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
  3. Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты
  4. Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги:

  1. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
  2. Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  3. Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.

Интегрировано-тематический план реализации проекта.

 

Содержание деятельности

Задачи области

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты,  соревнования,  подвижные игры по теме проекта: «Раз, два, мы – на старте», «Подготовка  к полёту», «Кто сильнее», «Перетягивание каната», «Кто быстрее?», «Самые ловкие».

  1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); 
  3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 

Образовательная область «Здоровье»

Игры настольно печатные

 «Хорошо – плохо»;

 «Найди лишнее»

 

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;      
  2. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 

Образовательная область «Познание»

Дидактические игры. «Найди дорогу на Землю»; «Волшебная космическая палочка»; «Космическое лото». 
Знакомство с  глобусом.

Загадывание загадок по теме проекта.  
Разрешение проблемных ситуаций

Кроссворды по теме проекта.

Настольно печатные игры «Космос», «Космическое путешествие»

Просмотр видеофильмов «Планеты», «Вселенная» и др.

Экспериментальная деятельность «Земля и Солнце»; «Невесомость в космосе» (вода, масло, спирт); решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр?»

Сбор экспонатов  мини-музея «Космос»

Коллекционирование картинок и фотографий космонавтов, космических летательных аппаратов.

 

  1. сенсорное развитие; 
  2. развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; 
  3. формирование элементарных математических представлений;
  4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. 

 

Образовательная область «Коммуникация»

Беседы с детьми на темы «Наша планета Земля».   

Беседа о Ю.А.  Гагарине.

Общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите».

Игра с обучением серия  картинок «Что мы видели на небе».

Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций по теме проекта.

Создание «Космического словаря». 
Игра  «Планеты», «Письмо космическим друзьям», «Продолжи ряд слов» 
Игра «Узнай по описанию планету».

  1. развитие свободного общения со взрослыми и детьми; 
  2. развитие всех компонентов устной речи детей;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Рассматривание иллюстраций по теме: «Солнечная система», чтение произведений о космосе.

Чтение стихов, пересказ   историй.

Чтение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Вижу Землю», Ю. Нагибина «Рассказы о Ю.Гагарине».

Чтение научно-познавательной сказки «Звезда по имени Солнце».

  1. формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; 
  2. развитие литературной речи;
  3. приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. 

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Путешествие на Луну», «Строим аэросалон»

  1. развитие игровой деятельности детей; 
  2. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  3. формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. 

Образовательная область «Труд»

Совместно с родителями изготовить атрибуты  к сюжетно-ролевым играм по теме проекта.

Создание книги о космосе.

Хозяйственно-бытовой труд «Приведи в порядок свою планету».

Самообслуживание «Космонавт всегда в порядке»

  1. развитие трудовой деятельности; 
  2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  3. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. 

Образовательная область «Безопасность»

Беседа   по ознакомлению с окружающим  социальным миром и правилами поведения

  1. формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  2. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 
  3. формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 

Образовательная область «Музыка»

Театральные костюмы  космонавта, космических пришельцев

Инсценировка «Большое космическое путешествие»  

  1. развитие музыкально-художественной деятельности;
  2. приобщение к музыкальному искусству. 

Образовательная область «Художественное творчество»

Изготовление альбома «Космическое путешествие»

Рисование, аппликация на тему «Космос»

  1. развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  2. развитие детского творчества;
  3. приобщение к изобразительному искусству. 

Информация о работе Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом «Удивительный космос»