Пропедевтический аспект творческого мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Дать теоретическую характеристику особенностей процессов мышления младших школьников.
2. Определить возрастные особенности развития творческого мышления младших школьников.
3. Осуществить экспериментальное исследование развития творческого мышления учащихся начальных классов средствами сочинения.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления.......6
1.1. Творческое мышление как педагогическая проблема..........................................................................................................6
1.2. Особенности развития творческого мышления у младших школьников...................................................................................................12
Глава 2. Опыт диагностики творческого мышления младших школьников..................................................................................................18
2.1. Возможности диагностики творческого мышления младших школьников........................................................................................18
2.2. Характеристика уровней развития творческого мышления младших школьников................................................................................23
Заключение................................................................................................30
Библиография............................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

3 уровень:

а) реализованы любые 3 показателя;

б) по большинству позиций есть отдельные несущественные недостатки.

2 уровень – реализованы 2 показателя.

1 уровень – тема не  раскрыта, выбранный вариант завершения  не прослеживается.

Результаты проведенных исследований представлены в следующих таблицах.

Таблица 1

Результаты оценки внешней характеристики устной речи учащихся

Класс

Кол-во учащихся

4 уровень

3 уровень

2 уровень

1 уровень

I ч.

II ч.

I ч.

II ч.

I ч.

II ч.

I ч.

II ч.

Экспериментальный

28

8

29 %

12

42 %

9

32 %

8

29 %

8

29 %

7

25 %

3

10 %

1

4 %

Контрольный

25

7

28 %

9

36 %

9

36 %

7

28 %

7

28 %

8

32 %

2

8 %

1

4 %


 

Таблица 2

Результаты оценки связности устной речи учащихся

Класс

Кол-во учащихся

4 уровень

3 уровень

2 уровень

1 уровень

I ч.

II ч.

I ч.

II ч.

I ч.

II ч.

I ч.

II ч.

Экспериментальный

28

9

32 %

13

46 %

10

36 %

10

36 %

7

25 %

5

18 %

2

7 %

-

Контрольный

25

8

32 %

9

36 %

10

40 %

10

40 %

6

24 %

5

20 %

1

4 %

1

4 %


 

Таблица 3

Результаты составления предложений

Класс

Кол-во учащихся

4 уровень

3 уровень

2 уровень

1 уровень

I ч.

II ч.

I ч.

II ч.

I ч.

II ч.

I ч.

II ч.

Экспериментальный

28

7

25 %

11

39 %

8

28 %

10

36 %

9

32 %

5

21 %

4

14 %

1

4 %

Контрольный

25

7

28 %

9

36 %

7

28 %

7

28 %

8

32

7

28 %

3

12 %

2

8 %


 

 

 

 

Таблица 4

Результаты написания сочинения-«фантазии»

Класс

Кол-во учащихся

4 уровень

3 уровень

2 уровень

1 уровень

Экспериментальный

28

10

36 %

9

32 %

7

25 %

2

7 %

Контрольный

25

5

20 %

6

24 %

10

40 %

4

16 %


 

Данные, представленные в таблицах, позволяют судить о положительной и более прогрессивной результативности систематической работы по стимулированию творческого мышления учащихся, проводимой на уроках литературного чтения в рамках описанного опыта.

При вычислении среднего значения творческого потенциала экспериментальной группы (таблица 5), мы проанализировали все полученные  нами данные (таблицы 1-4). 

Таблица 5.

Среднее значение творческого потенциала мышления

Уровни

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Высокий

Средний

Низкий

42 %

32 %

4 %

40 %

30 %

4 %


 

Таким образом, получив средний результаты исследований (таблица 5) можно судить, что средний уровень творческого мышления довольно высокий, а значит что при более детальном и долговременном использовании методик можно добиться увеличения высокого уровня.

 Все задания описанные  нами направлены на развитие  индивидуально каждого ученика, опираясь на особенности его как личности, где практически все зависит от его мнения, задумок, интересов. Именно при таких условиях, ребенок получает возможность развиваться, проявлять себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей исследовательской работе мы использовали концепции личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманская). В качестве научно-педагогической основы выступают идеи развивающего и опережающего обучения (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, С. Н. Лысенкова).

Научно-методической базой исследования послужили рекомендации по подготовке к написанию сочинений учениками начальной школы М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой, З. И. Романовской, А. В. Аркадьевой, О. В. Прониной, Н. А. Чураковой и других.

Для решения задач нашего исследования, мы провели диагностическую работу, которая заключалась в проведении сочинения. Это исследование проходило в 3 «В» классе городской общеобразовательной школе №8, которое состояло из констатирующего эксперимента.

Но следует помнить: что творческое мышление детей нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несет и учителю, и ученику.

Благодатный детский возраст открытий и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте.

Обобщая сказанное, хочется порекомендовать всем кто занимается исследовательской деятельностью:

    1. научить с первых шагов обучения языку видеть красоту речи, развивать наблюдательность, помогать замечать изменения в природе, т. е. разбудить и развить высокие эстетические чувства;
    2. научить грамотно, последовательно описать увиденное;
    3. соблюдать системность в работе;
    4. чтобы показать образность, красоту родного языка, знакомить детей с изобразительно-выразительными средствами языка (олицетворением, сравнением, эпитетами).

Детям дошкольного и младшего школьного возраста характерно состояние «художественного вранья». Вследствие фантазии ребенок развивает свое творческое мышление, поэтому родителям не следует вторгаться на «территорию фантазии» ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Бескоровайная Л. С. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002 – 352 с.
  2. Березина В. Г. Детство творческой личности. – СПб: Буковского, 1994. 0 60 с.
  3. Библер В. С. Мышление как творчество. – М.: Политиздат, 1975 – 399 с.
  4. Бунеева Е. В., О. В. Смирнова, Яковлева М. А. Уроки чтения в 3 классе (1-4) по книге «В одном счастливом детстве».- М.: Баллас, 2004 – 346 с.
  5. Вахтомин Н. К. Практика – мышление – знание. - Ярославль: ЯГУ, 1986 – 168 с.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. - М.: Наука, 2001 –344 с.
  7. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества.//Дошкольное воспитание. – 1994. - №11.- с. 32-38.
  8. Гегель Ф. Эстетика 4 т. - М.: Просвещение, 1968 – 47 с.
  9. Гейвин Х. Э. Когнитивная психология. - М.: Феникс, 2003 – 68 с.
  10. Еникеев М. И. Психологическая диагностика. - М.: Наука, 2002 – 356 с.
  11. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон – ТРИЗ, 2002 – 168 с.
  12. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Владос, 1994 – 264 с.
  13. Иванов Р. Г. Развитие мышления школьников в процессе выполнения ими учебно-логических заданий. – Куйбышев: Куйбышевский государственный университет, 1978 – 342 с.
  14. Корнилов Ю. К. Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Сб. научных трудов. – Ярославль: Ярославский государственный университет, 1988 – 344 с.
  15. Корнилов Ю. К. Мышление и общение в производственной деятельности. Межвузовский тематический сборник. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 1981 – 168 с.
  16. Корнилов Ю. К. Мышление. Общение. Практика. – Ярославль: Ярославский государственный университет, 1986 – 398 с.
  17. Коротаева Е. А. Креативность: Детское воображение плюс творческий порыв педагога.// Директор школы. - 2003. – №2. –  с. 92-98.
  18. Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск: Высшая школа, 1986 – 364 с.
  19. Львов М. Р. Словарь – справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988 – 286 с.
  20. Лук А. Н. Учить мыслить творчески. – М.: Академа, 1970 – 188 с.
  21. Мирошник М. И. Стимулирование творческого мышления младших школьников в процессе подготовки к написанию сочинения.//Педагогическая мастерская.- 2003. - №4. – с. 28-37.
  22. Никитин Л. А. Можно и нужно ли учить детей вариативности в раскрытии темы сочинений? // Начальная школа. - 2004. - №9. –  с.43-52.
  23. Петровский А. В. Общая психология. Учебник для студентов педагогических Институтов. - М.: Просвещение, 1977 – 479 с.
  24. Рамзаева Т. Г. Методические основы языкового образования. – М.: Наука, 2000 – 264 с.
  25. Телегина Э. Д. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников.// Вопросы психологии. – 2003. - №5. – с. 35- 37.
  26. Фридман Дж. Как развивать талант ребенка от рождения. - М.: Просвещение, 1996 – 236 с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Творческие работы третьеклассников

 

Почему плачет поздняя осень?

(Сочинение по данному  началу)

Осень бывает разной. Самая грустная – поздняя. Она все время роняет слезы-дождинки. О чем же плачет поздняя осень?

Наверное, ей обидно, что люди больше любят ее младшую сестричку - Золотую осень. Она теплая, ласковая, красивая. Поздней осени хочется быть такой же, но она хмурая, неприветливая. А ведь поздняя осень ни в чем не виновата.

Все люди должны понимать, что каждое время года хорошо по-своему.

Владик П.

Осень бывает разной. Самая грустная – поздняя. Она все время роняет слезы – дождинки. О чем же плачет поздняя осень?

Мне кажется, что ей жаль уступать место зиме. Когда волшебника Зима взмахнет палочкой, все вокруг станет белым. Земля обрадуется, что она уже не мокрая и грязная.

Поздняя осень не умеет такие чудеса, ей себя жалко. Вот поэтому она и плачет.

Лена М.

Мой домашний любимец

Я всегда мечтал о собаке. Недавно моя мечта сбылась. Папа принес домой щенка пуделя. Собачка помещалась на маминой ладони.

Щенка назвали Ральфом. Глазки у него карие. Ушки длинные. Носик коричневый, холодный и мокрый. Шерстка у Ральфа тоже коричневая, как шоколадка.

Наш щенок очень быстро растет. Он веселый и игривый. Большей всего Ральф любит играть с мячиком и грызть тапочки.

Сережа М.

У меня есть кот. Зовут его Мурзик. Он очень умный и красивый.

Окраску Мурзика даже не описать. Животик у него белый, спинка черная. На голове у моего кота – черные разводы, словно загадочные знаки. Мурзик очень пушистый.

Когда он был маленьким, то любил играть, а сейчас перестал. Но я все равно люблю своего Мурзилку.

Даша Ц.

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Пропедевтический аспект творческого мышления младших школьников