Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 22:13, реферат
Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.
І. Введение
ІІ. Глава 1 Социально – политические и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века
1.1 Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине Х1Х века.
1.2 Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитии просветительства
Глава 2. Жизнь и творчество просветителей Казахстана во второй половины Х1Х века
2.1 Творчество Чокана Чингисовича Валиханова.
2.2 Вклад Ибрая Алтынсарина
2.3 Жизнь и творчество Абая Кунанбаева
Заключение
Список использованной литературы
Как вспоминают современники, «Валиханов… умел высоко ценить западную цивилизацию». Он «высоко ценил условия культурной жизни»,- отмечается также в 18 номере «Киргизкой степной газете» от 8 мая 1895г. То же самое подчеркивали в своих воспоминаниях и статьях его близкие друзья Г.Н. Потанин, П.П. Семенов –Тян-Шанский, Н.М. Ядринцев, А.Пыпин и другие.
Выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин проникновенно мечтал о том времени, когда «молодое поколение киргизов будет смотреть на язык и русскую грамоту, как на единственный язык культуры и знаний, пристрастится к ним и будет развиваться в русском более или менее духе» . В интересах осуществления этой своей мечты И.Алтынсарин предпринял и существенные практические шаги. Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном языке дети обучались и русской грамоте.
Великий казахский поэт просветитель Абай Кунанбаев, так же как Ч.Валиханов и И.Алтынсарин, выступил пламенным пропагандистом передовой русской культуры в среде своего народа. Он был первым переводчиком на казахский язык произведений И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. В условиях господства в Казахстане феодально-монархической идеологии, когда ненависть народов к самодержавию распространялась на все русское и националисты пытались использовать эту ненависть в своих корыстных целях, Абай смело призывал свой народ приобщиться к русской культуре. «Русская наука и культура,- писал он,- ключ к осмыслению мира, и приобретая его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные и в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на это путь детей».
Таким образом. Казахские просветители были последовательными поборниками дружбы казахского народа с русским, пламенными пропагандистами передовой русской культуры и науки в Степи. Борясь за приобщение казахского народа к передовой культуре России, просветители в то же время отнюдь не были склонны к идеализации русской общественной жизни вообще. Они были прекрасно осведомлены о внутренних противоречиях России, хорошо знали реакционную роль царизма, душившего всякую прогрессивную мысль и остро реагировавшего на малейшее проявление демократического движения. Согласно справедливым заявлениям современников, Ч.Валиханов, например, «искренне любил Россию, видел ее недостатки и вместе с лучшими людьми желал ее обновления». Именно это превосходное знание отрицательных сторон царского самодержавно – крепостнического строя побуждало просветителей ориентироваться на прогрессивную Русь.
В конкретно- исторических условиях Казахстана середины XIX в. Отрицательные стороны царского самодержавия получили воплощение в его национально колониальной политике, в грабительской деятельности реакционных представителей царской администрации на местах. Видный чиновник Оренбургского края с циничной откровенностью заявлял об этом следующее: «Я не завлекаюсь гиперболическими желаниями филантропов устроить киргизов, просветить их и возвысить их на степень, занимаемую европейскими народами. Я от всей души желаю, чтобы киргизы навсегда оставались пастухами, кочующими, чтобы никогда не сеяли хлеба и не знали не только науки, но даже ремесла; но вместе с тем всемерно желал бы научить их кушать хлеб и употреблять наше простое сукно и другие грубые изделия России»
Итак, отличительные особенности казахского Просвещения в самых общих чертах состояли в том, что оно возникло в Казахстане как идейное отражение последствий присоединения Степного края к России, а не как продукт естественно возникшего кризиса феодального строя как такового.
И, наконец, казахских просветителей от западных отличала острая критика ими самого угнетения.
В этом отношении просветители Казахстана, несомненно, внесли неоценимый вклад в развитии мировой просветительской мысли.
Глава II. Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века
2.1 Творчество Валиханова Чокана Чингисовича
Чокан Чингисович Валиханов – единственный из казахов ученых, получивших в XIX в. Мировое призвание, прожил короткую, но яркую жизнь. Известный ориенталист Н.И. Веселовский, издавший впервые в 1904г. труды Ч.Валиханова, видел в его преждевременной смерти невосполнимую потерю для востоковедения: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд»
Однако и то, что Чокан успел сделать за свою короткую жизнь, как справедливо писал академик М.Х.Маргулан, вызывает преклонение перед его необыкновенными способностями, жаждой знаний, широтой охвата и глубиной анализа научных проблем.
Чокан Валиханов обогатил науку ценными исследованиями по истории,, этнографии, культуре, экономике и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней Азии, Южной Сибири и Восточного Туркестана.
Чокан Валиханов любил свой народ и был им любим, как никто другой. Ф.Р. Остен- Сакен с глубоким убеждением отличал: «Валиханов…должен, по всей справедливости, быть назван весьма замечательной личностью».
Но, как это засвидетельствовали в своих воспоминаниях Г.Н.Потанин, Н.М. Ядринцев, С.Я. Капустин и многие другие, казахский просветитель приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям.
Он заслуженно пользовался также славой мужественного борца против формализма, рутины, средневекового застоя и выдающегося мыслителя, внесшего бесценный вклад в передовую философскую и социально- политическую мысль смутного и полного противоречий своего времени.
Родословное древо его уходило корнями в глубь столетий. Он был потомком Чингиса, вернее, его старшего сына Джучи. Прадедом Чокана был Аблай-хан, вождь Средней кайсацкой орды. От брака Аблая с каракалпакской Сайман родилось много сыновей; из них известен Вам, последний хан Средней орды, родной дед Чокана.
Мухаммед-Ханафия Валиханов, более известный по прозвищу Чокан, родился в 1835г. близ берегов большого озера Кушмурун, в верховьях Тобола. Отей Чокана, султан Чингис Валиев, был управителем Кушмурунского округа и имел чин полковника русской службы.
Чингис, отец Чокана, покровительствовал певцам и музыкантам степи, собирал образцы народного творчества. Он поддерживал знакомство с просвещенными представителями казахского народа, которых тогда можно было пересчитать по пальцам.
До 12 лет Чокан учился в частной школе и был знаком с мусульманским религиозным учением. Здесь он научился читать и понимать восточную поэзию, любовь к которой сохранил на всю жизнь. Чокан «был человек с поэтической душой и восточным воображением,- вспоминал позднее Н.М. Ядринцев.- Он любил арабские стихи и вместе с учителем своим Костылецким приходил в восторг от них»[39] Наряду с этими занятиями Чокан любил рисовать и рисование во многом помогало ему в дальнейшей научной работе.
В 1847 г. двадцатилетний Чокан Валиханов сидел в квартире В.И. Дабилинский с удивлением смотрел на карандаш в руках смуглого мальчика. Чокан быстро зарисовал вид Омска. Толмач пограничного начальника был единственным собеседником мальчика – тогда он не знал ни слова по- русски.[40]
Осенью 1847 года[41] Чокана отдают в Омский кадетский корпус. Это учебное заведение являлось одним из лучших в Сибири, укомплектованное высококвалифицированными учителями. Чокан попал в хорошие руки. Инспектор классов Омского кадетского корпуса Иван Викентьевич Ждан-Пушкин не раз говорил своим воспитанникам о том, что любовь к родине и есть религия, которую должен исповедовать каждый из них.
В кадетском корпусе учащиеся получали знания, кроме военных, по многим общеобразовательным дисциплинам: географии, истории (России и всеобщей), русской и западной литературе, основам философии, зоологии и ботанике, математике, геодезии, строительному искусству и основам архитектуры. Обучение было восьмилетние. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н. Потанин. Впоследствии известный ученый, географ и исследователь Азии. В своих воспоминаниях Г.Н. Потанин писал, что Чокан «попал в совершенно плебейскую среду… жизнь в плебейской среде, вероятно, не оставалась без влияния на образование демократических идей Чокана».[42]
Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком, а уже к 14-15 годам кадетское начальство начало на него смотреть как на будущего исследователя- востоковеда. Чокан прекрасно знал не только материал программы корпуса, но постоянно выискивал и зачитывался дополнительной историко – географической литературой, собрал личную библиотеку из книг по востоковедению.
«Однажды, стоя на берегу Иртыша, во дворе Омского корпуса,] тонкий, как озерная тростинка, мальчик указал на желто- голубые, бесконечные просторы и сказал, что он чокан, когда-нибудь достигнет еще неведомых рубежей, дойдет до небесных гор, совершит путешествие в страну, где проходил лишь один знаменитый путешественник – венецианец Марко Поло».
Круг знакомых Чокана в период его пребывания в Омске состоял из глубоко культурных людей. Хорошо знавший Чокана по выходу из кадетского корпуса, выпусник Казанского университета С.Я. Капустин писал о нем: «Чокан, на мой взгляд, был привлекателен, скажу даже красив… всякие черты его лица говорили в его пользу, свидетельствовали о доброте и мягкости. Все в нем было крайне симпатично, тянуло к нему… В чокане я встретил и нашел всесторонне образованного человека. В особенности он обладал большими историческими знаниями и вообще отличался начитанностью, как в области научной, так и литературной…приятнейшим собеседником Валиханова делал дар слова, учение четко и образно выражаться»
Неизгладимое впечатление произвела на Чокана встреча с выдающимся русским писателем Ф.М. Достоевским и его другом, борцом против царского самодержвия С.Ф. Дуровым, оба они, отбыв сроки каторжных работ и тюрьмы, находились под строгим налзором полиции
О дружеских отношениях , сохранившихся на Сю жизнь у Достоевского к Чокану Валиханову, свидетельствует ряд писем, написанных в разное время. Во всех письмах Ф.М. Достоевский, как старший брат и друг, давал полезные советы Чркану, призывал его служить родному народу.
В 1853 году Чокан, после оканчания кадетского корпуса, направляется на службу в Сибирское казачье войско.
Вскоре его способности обратили на себя внимание генерал – губернатора Западной Сибири Гасфорта и в 1854 году Чокан был назначен к нему адъютантом. Новая должность непосредственно столкнула его с чиновничьим аппаратом Сибири, среди которого были разные люди из столицы, Центральной России и всех ее окраин- Финляндии, царства Польского , Крыма, Кавказа, приехавшие сюда в поисках карьеры, поправления финансов, или замешанные в какой либо истории. Демократические взгляды будущего просветителя постепенно отталкивали от него подобных ставленников царизма и на протяжении всей жизни он постоянно ощущал с их стороны недружелюбие и интриги. Беззаконие властей вызывало справедливый гнев Чокана Валиханова, которому были близки чаяние угнетенного народа, а его письма к друзьям – Ф.М. Достоевскому, А.Г. Майкову, В.С. Курочкину, К.К. Гутковскому свидетельствуют о постоянной непримиримости к властям.
В следующем . 1855 году Чокан Валиханов сопровождает Гасфорта в поездке от Омска до Заилийского Алатау.
Эта поездка послужила началом познания жизни простого народа, дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен. Эрудиция и способности, проявившиеся в деле, послужили начальству основанием выдвижения кандидатуры Валиханова по возвращению к награде. Генерал- губернатор Гасфорт писал: «…корнет султан Валиханов, хотя состоит на службе не более 2-х лет, но при совершенстве знаний оной, киргизского языка, а также и местных киргизских обычаев, сопровождая меня в степь, принес большую пользу… я нахожу необходимым поощрение Валиханова всемилостивейшей наградой, тем более он пользуется особым между киргизами уважением».
Весной 1856 года в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу – знакомство с выдающимся ученым, известным георафом П.П.Семеновым. Чокан долго прибывал под впечатлением от беседы с П.П. Семеновым, сумевшим оценить его научные интересы и направившим их на изучение наиболее актуальных проблем востоковедения.
Под влиянием настоятельных советов Ф.М. Достоевского и П.П. Семенова-Тян- Шанского Ч.Валиханов приступает к энергичному сбору материала по истории, этнографии, устному народному творчеству казахов, их быта и культуры в целом. В результате в течение сравнительно короткого времени из-под его пера выходит целый ряд замечательных статей и заметок, вызвавших огромный интерес широких кругов русской интелегенции .
Среди работ, написанных казахским ученым с начала 40-х до середины 50-х гг., особый интерес представляют такие, как «Предания и легенды большой киргиз- кайсацкой орды», «Тенгри (Бог)» - о древних верованиях казахов, « Образец причитаний», «Песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргиское родословие», «Исторические предания о батырах XVIII века» и др.
Летом 1856г. в составе экспедиции полковника М.М. Хаментовского Ч.Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык-Куль. Эта поездка оказалась для него весьма полезной. Он обогатился новыми знаниями, собрал бесценный материал о жизни киркизского народа, записал и впервые перевел на русский язык цикл сказаний из жемчужины киргизской устной поэмы. «Манас». Этот перевод получил в свое время восторженные отзывы известных востоковедов, не утратил он своего значения и по сей день.
Во время путешествия Ч.Валиханов вел тщательные зписи своих наблюдений, которые были затем сведены им в единый «Дневник поездки на Иссык-Куль», оказавшийся, как впоследствии выяснилось, поистине бесценный научно- исследовательской работой о различных сторонах киргизской общественной жизни. В своем «Дневнике « автор не ограничивается систематизацией и анализом фактического материала. Он отразил в нем свои демократические убеждения, а также передовые философские взгляды. Казахский просветитель выражал постоянное сожаление по поводу того невежества и суеверий, которые господствовали в массе киргизского народа, и с искренним сожалением описал бедственное положение низших сословий киргизского общества.