Просвещение родителей по проблеме негативного влияния СМИ в работе социального педагога
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:46, курсовая работа
Краткое описание
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на волнах полюбившейся FM - радиостанции.
Таким образом, пресса проигрывает
в оперативности информирования. Ведь
невозможно избежать значительного разрыва
во времени между подготовкой номера,
печатанием тиража, доставкой и получением
его «потребителем». Это особенно касается
прессы, распространяемой по всей стране.
Телевизионная специфика родилась
как бы на пересечении возможностей радио
и кино. От радио телевидение взяло возможность
передавать сигнал с помощью радиоволн
на далекие расстояния - этот сигнал одновременно
имеет звуковую и видеоинформацию, которая
на экране телевизора в зависимости от
характера передачи несет кинематографический
характер или же характер фотокадра, схемы,
графика и т.д. На экране телевизора может
быть воспроизведен и печатный текст.
Печать, радио и телевидение
представляют собой своеобразный “триумвират”
средств массовой информации, каждое из
которых обладает рядом особенностей,
проявляющихся в виде и способах донесения
информации до аудитории. Однако при наличии
специфичных свойств печать, радио и телевидение
имеют нечто общее — это способность донести
до массовой аудитории более или менее
оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную
информацию.
Достижения человека в области
науки и техники позволили появиться таким
СМИ как Интернет и реклама.
В последние годы наблюдается
ускоренная компьютеризация всех сфер
общественной жизни и на пути развития
информационных технологий почти полностью
отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет
– порождённая этими технологиями глобальная
система поиска и передачи информации,
в СМИ играет не последнюю роль.
Реклама — информация, распространенная
любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному
кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование
или поддержание интереса к нему и его
продвижение на рынке. Реклама - это часть
нашей жизни. Она также является предметом
изучения исследователей во многих областях.
Рассмотрение и анализ функций
любой системы социальной деятельности
- важнейший момент ее теории.
Это связано с тем, что процессы,
происходящие в каждой системе социальной
деятельности, определяются, в конечном
счете, тем, что она осуществляет определенную
функцию в более широком целом.
Вообще у СМИ огромное количество
функций в совершенно разных сферах.
Например, Е.П. Прохоров, считая
журналистику полифункциональной системой,
выделяет следующие шесть функций журналистики:
1. коммуникативную - функцию
общения, налаживания контакта, которую
автор называет исходной функцией
журналистики;
2. непосредственно-организаторскую,
в которой наиболее наглядно
проявляется роль журналистики
как "четвертой власти" в обществе;
3. идеологическую (социально-ориентирующую),
связанную со стремлением оказать
глубокое влияние на мировоззренческие
основы и ценностные ориентации
аудитории, на самосознание людей, их идеалы
и стремления, включая мотивацию поведенческих
актов;
4. культурно-образовательную,
заключающуюся, по мнению автора,
в том, чтобы, будучи одним из
институтов культуры общества, участвовать
в пропаганде и распространении
в жизни общества высоких культурных
ценностей, воспитывать людей на
образцах общемировой культуры,
тем самым способствуя всестороннему
развитию человека;
5. рекламно-справочную, связанную
с удовлетворением утилитарных
запросов в связи с миром
увлечений разных слоев аудитории
(сад, огород, туризм, коллекционирование,
шахматы и т.д., и т.п.);
Журналистика является четвертой
властью в обществе, она влияет
на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует
их поведение. Следовательно, эту функцию
можно объединить с идеологической. Однако
СМИ проявляют себя в совершенно различных
сферах, в каждой из которых выполняют
свою определенную функцию.
Так, например, С.Г. Форконосенко
выделяет четыре такие сферы: экономическую,
политическую, духовно-идеологическую
и социальную.
В каждой из этих сфер СМИ играют
свои социальные роли:
1. производственно-экономическую,
2. регулирующую,
3. духовно-идеологическую,
4. информационно-коммуникативную.
Так, в экономической области
она становится элементом системы производства,
приобретает качества товара. В социальном
измерении главным является сбор, накопление,
хранение, переработка и распространение
информации. [8, 15]
В духовной сфере СМИ выполняет
познавательную, образовательную, воспитательную
функции, свойственные всем идеологическим
институтам.
Автор полагает, что ролевой
подход дает возможность описать сложный
комплекс функционирования СМИ. Возможно,
но автор считает, что быть товаром есть
функция журналистики – а это, по всей
видимости, преувеличение, поскольку товар
– это продукт труда, способный удовлетворять
какую-либо человеческую потребность
и предназначенный для обмена, но каким
образом журналистика может служить продуктом
обмена. В данном случае это не функция
журналистики, а функция информации, которую
обрабатывает журналистика.
Так же, как и сбор, хранение
информации, так как это слишком ограниченное
определение функции в социальной сфере.
Автор также определяет субъектов, которые
оказывают влияние на формирование функций
СМИ.
Генеральным субъектом по отношению
к журналистике является общество. На
удовлетворение потребностей всего общества
направлены функции интеграции познания,
выполняемые журналистикой. Отдельные
социальные структуры, как субъекты, своими
потребностями в завоевании и удержании
власти определяют такие функции журналистики,
как пропаганда, агитация, организация.
Личность определяет функции ориентации,
морально–психологического удовлетворения.
Для такого специфического
вида социальных субъектов, как журналисты,
журналистика выполняет служебно-профессиональную
и творческую функции.
Однако вызывает сомнение само
деление субъектов, поскольку журналист
может выполнять не только творческую
и профессиональные функции, но также
использовать прессу в своих собственных
интересах.
Автор полагает возможным различать
еще и социальное назначение журналистики,
или ее генеральную функцию, которая состоит
в регулирующем и преобразующем воздействии
на социальную практику в соответствии
с актуальными общественными интересами.
Но при этом автор не связывает эту функцию
ни с одним субъектом.
Но данные авторы, по всей видимости,
отождествляют функции журналистики и
функции СМИ. Функции средств массовой
информации более разнообразны и журналистика
не исчерпывает весь спектр деятельности
СМИ. Однако, различная деятельность средств
массовой информации выходит за рамки
деятельности журналистики, как, например,
прямая трансляция по телевидению заседания
какого-либо съезда или сессии парламента,
трансляция по телевидению или радио балета
(спектакля, эстрадного концерта), публикация
(оглашение) законодательных актов, указов
и прочих нормативных актов государственных
властей, трансляция урока английского
(или любого другого) языка, трансляция
(публикация) программы передач, сводки
погоды, рекламы очередного товара. То
есть понятие “журналистика” может появиться
тогда и только тогда, когда дается оценка
текущему событию. Только при этих условиях
комментатор становится журналистом,
а комментарий - элементом журналистской
деятельности.
Таким образом, различные авторы
по-разному рассматривают функции средств
массовой информации. Самое простое разделение
функций можно встретить в современных
исследованиях:
1. гуманитарные функции
СМИ - информирование, образование, развлечение
и т.п.;
2. политические функции
СМИ - формирование массового общественного
сознания и/или направленное влияние
на отдельные группы населения.
Видимо, эти функции названы
политическими, поскольку политическая
власть воздействует на общественное
мнение, формирует определенную идеологию
в массах, привлекает к политическим идеям
различные группы лиц. Особенно сильно
процесс влияния на общественное мнение
происходит во время политических выборов,
когда внедряются установки, стереотипы,
навязываются.
У современного СМИ существуют
большое арсенал способов влияние на сознание
человека. Мы рассмотрим только те способы,
которую могут оказать вредостное влияние
на не стабильную психику подростка.
1. Принцип первоочередности
Суть данного метода основана
на специфике психики, которая устроена
таким образом, что принимает на веру информацию,
первой поступившую в обработку сознанием.
Тот факт, что позже мы можем получить
более достоверную информацию, зачастую
уже не играет роли.
В данном случае
срабатывает эффект восприятия первичной
информации как истиной, тем более что
сразу понять ее противоречивый характер
невозможно. А после — уже достаточно
трудно изменить сформировавшееся мнение.
Подобный принцип достаточно
успешно используется в политических
технологиях, когда в адрес конкурента
(посредством СМИ) засылается некий обличительный
материал (компромат), тем самым:
а) формируя у избирателей негативное
мнение о нем;
б) заставляя оправдываться.
(В данном случае идет
воздействие на массы путем
распространенных стереотипов о
том, что если кто оправдывается
— значит виноват).
2. «Очевидцы» событий
Находятся якобы очевидцы событий,
которые с необходимой искренностью сообщают
информацию, заблаговременно переданную
им манипуляторами, выдавая ее за свою
собственную. Имя подобных «очевидцев»
зачастую скрывается якобы в целях конспирации,
или же называется ложное имя, что наряду
с фальсифицированной информацией тем
не менее достигает эффекта у аудитории,
т.к. воздействует на бессознательное
психики человека, вызывая в нем накал
чувств и эмоций, в результате которых
цензура психики ослаблена и способна
пропустить информацию от манипулятора,
не определив ее ложную сущность.
3. Эмоциональное заряжение
Данная технология манипулирования
основана на таком свойстве психики человека,
как эмоциональная заражаемость. Известно,
что в процессе жизни человек выстраивает
определенные защитные барьеры на пути
получения нежелательной для него информации.
Чтобы обойти подобный барьер (цензуру
психики), необходимо чтобы манипулятивное
воздействие было направленно на чувства.
Таким образом, «зарядив» нужную информацию
необходимыми эмоциями, становится возможным
преодолеть барьер разума и вызвать в
человеке взрыв страстей, заставив его
переживать по какому-то моменту услышанной
информации. Далее вступает в действие
эффект эмоционального заряжения, который
получает наибольшее распространение
в толпе, где, как известно, порог критичности
ниже.
(Пример. Подобный эффект манипуляции
применяется во время ряда реалити-шоу,
когда участники говорят на повышенных
тонах и демонстрируют порой значительное
эмоциональное возбуждение, что заставляет
смотреть за перипетиями демонстрируемых
ими событий, сопереживая вслед главным
героям. Или, например, при выступлении
на телевидении ряда особенно амбициозных
политиков, импульсивно выкрикивающих
свои способы выхода из кризисных ситуаций,
благодаря чему информация воздействуют
на чувства индивидов, и происходит эмоциональная
заражаемость аудитории, а значит возможность
подобных манипуляторов заставить обратить
внимание на подаваемый материал.)
4. Показная проблематика
В зависимости от подачи одних
и тех же материалов можно добиваться
различных, порой противоположных мнений
у аудитории. То есть, какое-то событие
можно искусственно «не заметить», а чему-то
наоборот, уделить повышенное внимание,
да еще на разных каналах телевидения.
При этом сама истина как бы отходит на
второй план и зависит от желания (или
не желания) манипуляторов высвечивать
ее. (Например, известно, что ежедневно
в стране происходит множество событий.
Естественно, освещение всех их невозможно
уже чисто физически. Однако, зачастую
происходит так, что какие-либо события
демонстрируются достаточно часто, много
раз, и на различных каналах; тогда как
что-то другое, что наверняка тоже заслуживает
внимание — как бы сознательно не замечается.)
Стоит заметить, что подача
информации посредством подобной манипулятивной
техники приводит к искусственному раздуванию
несуществующих проблем, за которыми не
замечаются нечто важное, что может вызвать
гнев народа.
Естественно, это далеко не
все существующие способы влияние
СМИ.
Далее рассмотрим конкретные примеры
возможно негативного воздействие на
формирующие сознание подростка.
Телевидение. Несмотря на бурное развитие
средств коммуникации в начале XXI века,
телевидение остается самым массовым
и доступным средством информации.
По данным социологических
исследований, телевидение занимает одно
из ведущих мест по силе воспитательного
воздействия после семьи и школы, являясь
каналом интенсивной социализации.
На примере телевидения обозначим
комплекс проблем, которые стали особенно
острыми:
Усиление воздействия рекламы
на воспитание личности.
Вытеснение «взрослой» субкультурой
детской субкультуры, снижение количества
и качества передач для подростков.
Вытеснение отечественной культуры, созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.
Снижение художественного и
интеллектуального уровня ряда передач
для подростков.
В наше время особую остроту
обрела проблема телевизионного насилия.
Практически во всех современных сериалах,
фильмах и даже мультфильмах существует
насилие. Термин "телевизионное насилие"
давно используется в научном лексиконе
и объединяет в себе демонстрацию нанесения
повреждения или ущербов персонажам телевизионных
программ или фильмов.
Помимо негативного влияния
СМИ на молодежное поведение, можно выделить
несколько позитивных
моментов:
СМИ держит молодежь в курсе
всех происходящих событий, таким образом,
удаляя "информационный голод";
средства массовой информации
повышает общую, в том числе и политическую
культуру населения;
СМИ служит для взаимного информирования
властей и населения;
СМИ снимают социальную напряженность.
Пресса. Интерес к газетам и журналам,
предназначенным не только специально
для детей, но и для взрослых, начинает
проявляться обычно с подросткового возраста.
И тут важны количество и качество той
информации, которая размещена на страницах
периодических изданий и которая должна
учитывать потребности растущей личности,
помогать формировать общечеловеческие
ценности, мораль и базовые компоненты
культуры.