Профессионализм педагога: стадии становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение стадий становления и развития профессионализма педагога
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Изучение понятия «профессионализм педагога»
Анализ стадий развития профессионализма педагога
Рассмотрение становления профессионализма педагога как овладение концептуальной моделью деятельности и формирование профессионального самосознания
Изучение индивидуального ресурса как составной части профессионализма педагога

Содержание

Введение 3
§1. Понятие «профессионализм педагога» 5
§2. Стадии развития профессионализма педагога 15
§3. Становление профессионализма педагога как овладение концептуальной моделью деятельности и формирование профессионального самосознания 18
§4. Индивидуальный ресурс как составная часть профессионализма педагога 22
Заключение 26
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая профессионализм педагога.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Концептуальная  модель профессиональной деятельности (КМПД) – это своеобразный внутренний мир человека-деятеля, который базируется на большом количестве информации о  профессиональной среде, о предмете труда, о целях, средствах и способах деятельности. Концептуальная модель включает в себя представление специалиста о профессиональных задачах, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность к нестандартным, маловероятным событиям. КМПД выступает как внутреннее  средство деятельности  специалиста. [13,С.352]  

КМПД включает  образную,  понятийную  и  действенную  составляющие. Недостаточная сформированность компонентов для построения КМПД, их содержательная обедненность может сделать это внутреннее средство деятельности источником неадекватных, ошибочных действий.

1. Образная составляющая КМПД представляет собой результат синтеза оперативных и неоперативных образов-ситуаций, фрагментами которых являются образы-цели, образы-объекты и образы-условия деятельности.

Установлено, что «неоперативная» часть КМПД успешных учителей включает представления о различных целях педагогической деятельности, о возможных средствах и способах достижения целей; об оптимальной форме систематизации и хранения дидактического и методического инструментария, необходимого для организации учебного процесса. В то же время, неоперативная часть образной модели КМПД неуспешного учителя характеризуется хаотичными представлениями о том, какие дидактические и методические материалы ему необходимы для работы; представления о систематизации учебного материала, как и о типах уроков фрагментарны.

Успешный учитель видит свою деятельность со стороны, видит причины и отдаленные последствия ошибок при проведении урока, имеет представление об их устранении; владеет педагогической ситуацией и может прогнозировать ее изменение. И напротив, «учитель-дилетант» не владеет педагогической ситуацией и, как следствие, не в состоянии контролировать и направлять учебную деятельность учеников. Такой учитель не обладает навыками объективного самоанализа, цель педагогической деятельности видит как «строгое следование инструкциям».

2. Для  понятийной  составляющей КМПД  успешных  учителей характерна информационная насыщенность, которая обеспечивает педагогу владение понятийной базой в полном объеме, понимание причинно-следственных связей в программе преподаваемой дисциплины; умение выделять главные составляющие темы и вербально выражать на этой основе систему целей и задач урока. Успешный учитель, изучив передовые методы и педагогические технологии, способен на понятийно-логическом уровне адаптировать их к своим взглядам и подходам и творчески применить их в своей работе.

Следствием  неразвитости понятийной составляющей КМПД у «малоуспешного» учителя является то, что педагог не способен вербально выразить учебные цели урока; творческие достижения других педагогов он либо не признает, либо считается с ними лишь «в силу их популярности».

3. Действенная  составляющая КМПД  успешных  учителей проявляется в том, что он предлагает учебные задания, которые требуют от учеников как усвоенных способов решения, так и разработанных ими самостоятельно. При этом педагог видит и знает возможные пути решения учебных задач. Отражением особенностей действенной составляющей КМПД неуспешного учителя являются педагогические воздействия, направленные на формирование у учеников владения шаблонными действиями и обрывочными знаниями; на «натаскивание» по изучаемому предмету, на «зазубривание» формулировок.

Действенность – это мышление действием: способность  к импровизации; «подбор ключика» к использованию теоретического материала, образование практических синтезов. Действенность проявляется в направленности педагогического мышления на организацию той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором; организацию условий, необходимых для достижения учениками новых уровней психического развития; организацию продуктивной деятельности путем постановки перед учащимися познавательных проблем, для решения которых они должны самостоятельно отыскать информацию. Организуя деятельность учащихся, педагог, обладающий профессионализмом, строит управление не как прямое воздействие, а как передачу обучаемому тех «оснований», из которых он мог бы самостоятельно «выводить» свои решения. Благодаря  действенности  обучения (по Б.М.Блонскому) создается своеобразная «готовность» знаний к их практическому применению. [8,С.49]  

Значимой характеристикой  КМПД является ее готовность к изменениям. При наличии такой готовности человек способен корректировать, уточнять свою внутреннюю модель, включать в нее новые системы отношений. Коррекция концептуальной модели (на основе получаемой извне информации) с целью минимизации рассогласования с объектом является необходимым условием профессионализации человека. В этом плане возникшее рассогласование модели и объекта можно рассматривать как источник развития профессионализма человека. При отсутствии такой готовности человек иначе реагирует на возникшее отклонение (рассогласование) модели и объекта. Либо человек игнорирует поступающую актуальную информацию об изменяющихся состояниях объекта и профессиональной среды и выполняет деятельность в соответствии со сложившимися стереотипными (неадекватными) представлениями. [16,С.208]  

 

 

§4. Индивидуальный ресурс как составная часть профессионализма педагога

 

Проблема формирования профессионализма тесно связана  с вопросом о ресурсах психического развития. Б.Г.Ананьев писал, что  «для социального прогнозирования  необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого  развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом». Эти положения не утратили своей актуальности и в наши дни. [1,С.288]  

Достижение  человеком успехов в профессиональной деятельности опирается на соответствующие внутренние предпосылки и внешние условия. К внутренним предпосылкам может быть отнесено наличие у человека высокоразвитых общих способностей и определенных специальных способностей, обученности, профессионально-важных качеств, развитых эмоционально-волевых свойств личности. К внешним условиям относится влияние социально-экономической среды и профессионального окружения.

Для успешного  выполнения профессиональной деятельности человек вынужден прибегать к  мобилизации своих внутренних ресурсов и резервов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию  неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого индивидуального внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необходимой основой его успешной профессионализации.

Индивидуальный  ресурс  человека состоит из внутренних  резервов  человека (энергетических, психофизиологических, интеллектуальных, волевых и др. возможностей) и  потенций  его развития. В процессе деятельности происходит трансформация ресурса человека (как  энергетической  основы деятельности) в различные виды результатов деятельности (внутренних и внешних).

В зависимости  от особенностей использования индивидуальных ресурсов (а также внутренних резервов) человека можно получить различные макроструктуры сознательной трудовой деятельности, характеризующие соотношении между  целью,  средствами, результатами  деятельности и  удовлетворенностью  человека достигнутыми результатами, влияющими на его мотивацию к труду. [7,С.242]  

В зависимости  от особенностей использования индивидуальных ресурсов трудовая деятельность может  принимать различные формы, условно обозначенные далее как «работа», «созидательный  труд» и «игра».

1. Трудовая деятельность как работа. Рассмотрим деятельность, в которой индивидуальный ресурс человека  полностью используется (включая расходование внутренних резервов) для удовлетворения потребностей, вынуждаемых внешней реальностью. Индивидуальный ресурс человека используется как средство, как своеобразное «орудие»: человек, отдающий, расходующий все свои энергетические и иные ресурсы, является рабом в общепринятом понимании этого слова.

Выделим основные особенности работы как формы сознательной деятельности человека:

1. Расходование  индивидуального ресурса человека  (и его  резервов),  для достижения целей  вынуждается  следующими обстоятельствами: а) внутренней, осознаваемой необходимостью поддерживать существование во внешней среде; б) внешними требованиями поддерживать и развивать социум.

2. Внутренние средства для достижения целей и процесс использования индивидуального ресурса человека определены идеологическими или иными нормативно-заданными установками и строго регламентированы.

3. Достижение цели фиксируется по заранее заданным результатам. При этом затраченная энергия и ресурсы по оговоренным условиям компенсируются человеку за счет получения материальных и других благ, удовольствия или морального поощрения в виде общественного признания (наград, общественных полномочий и т.п.). [7,С.242]  

2. Трудовая деятельность как  созидание  (созидательный  труд).  Рассмотрим вид сознательной деятельности, в которой самостоятельно  формируемая  цель  использования и трансформации индивидуального ресурса направлена на развитие потенций человека. Этот вид деятельности связан с преодолением значительных трудностей, поэтому достоин названия – труд, а человек – труженик, созидатель.

Особенностями труда как формы сознательной деятельности являются: самостоятельность в деле  преобразования человеком себя; сосредоточенность на  саморазвитии  и  самосовершенствовании, предполагающая непрерывное – через постоянное усилие – преодоление собственной и внешней ограниченности; отсутствие компенсации усилий со стороны общества.

Созидательный  труд  можно определить как вынужденный  индивидуальными  особенностями  вид сознательной деятельности, где самостоятельно поставленная цель направлена на саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию средств без гарантии со стороны общества компенсации расходуемой энергии. При созидательном труде, сопровождаемом постоянными усилиями со стороны человека, результатом трансформации индивидуального ресурса является достижение возможности расширять набор жизненных целей. В результате созидательного труда человек увеличивает свои внутренние ресурсы, а проявляющаяся при этом радость и интерес воздействуют на его сознание, что позволяет человеку осмысленно корректировать свою жизнь.

3. Реализация сознательной деятельности в форме игры как возможность саморазвития человека. Можно выделить еще одну форму сознательной деятельности, в которой между целью и средствами не существует противоположностей. В этом случае внимание субъекта деятельности зафиксировано лишь на освоении процесса достижения результатов. Отождествив себя с процессом, человек получает возможность освободить воображение, установить связи между самыми отдаленными элементами этого процесса и прийти к пониманию их единства. Целью трансформации энергии в этом случае является понимание сущности процесса сознательной деятельности, а главным результатом этого вида деятельности является освоение и постижение сущности физического (предметного), психологического или духовного миров. Наиболее подходящим названием для данного вида деятельности является «игра». [7,С.242]  

 

Заключение

 

Многоаспектность  феномена «профессионализм педагога»  открывает значительное количество исследований, которые уделяют существенное внимание данной проблеме, но этого пока недостаточно. Таким образом, изучение проблемы развития профессионализма педагога подтверждает, что эта область научного знания только начинает оформляться, и комплексные теоретико-прикладные исследования здесь по-прежнему остаются за пределами должного изучения.

Можно сделать вывод, что уровень профессионализма педагога обусловлен, во-первых, качеством профессионально-образовательного процесса в профессиональном лицее, колледже, училище, общекультурным развитием учащегося, продуктивностью его социализации, индивидуализацией и интеграцией в общество, во-вторых, полноценностью профессиональной самореализации педагога.

Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и данные усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности находится в зависимости от профессиональной позиции педагога.

Другими словами, педагог-профессионал (Учитель с большой буквы) как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, фактически субъектных качеств, адекватность которых требованиям профессии гарантирует эффективность его труда. Развитие личности профессионала характеризуется функциональным преображением собственного внутреннего мира, которое характеризуется процессами самодвижения личности и ее деятельности, способностью встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности в целом. Но выход за пределы наличных условий жизни никак не предопределяет того, что эти условия будут реально изменены. Нужно использовать внутренние ресурсы, энергетически превышающие инерцию наличных условий существования, содействующие возникновению Я-духовного, которое обусловливает постоянное развитие личности в профессии.

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
  2. Батракова С.Н. Динамика профессиональных функций педагога как представителя культуры // Ярославский психологический вестник. – Вып.2. – М.; Ярославль: Российское психологическое общество, 2008. – С.71-77.
  3. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2–е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 288 с.
  4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 511 с.
  5. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2005.– С.18-30.
  6. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. – М.: ТЕЗАРУС, 2006. – №22. – С.44-45.
  7. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития.– Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2006. – 242 с.
  8. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // С.А. Дружилов – Научно-публицистический альманах. – Новокузнецк: СО РАО, ИПК, 2006. – 49 с. 
  9. Дружилов С.А., Хашина Д.В. Ценностные ориентации как ресурсная составляющая, обеспечивающая успешность профессиональной адаптации // Модернизация системы образования: подходы, решения, опыт реализации. – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2007. – С.117-121.
  10. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003. – 320 с.
  11. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2006. – 312 с.
  12. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2006. – 160 с.
  13. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ»; ЭКМОС, 2005. – 352 с
  14. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е.И. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 592с.
  15. Степанов В.Р. Методика определения профессионального уровня преподавателя: Методическая разработка. – Чебоксары: Клио, 2004. – 12 с. 
  16. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2008. – 320 с.
  17. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. средних-профессионнальных. учебных заведений / С. Д. Якушева. – М: Издательский центр "Академия", 2008. - 256 с.

Информация о работе Профессионализм педагога: стадии становления и развития