Профессиональная компетентность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 03:12, лекция

Краткое описание

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».
Структура профессиональной компетентности педагога.

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональная компетентность педагога.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА 

План  лекции

    1. Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».
    2. Структура профессиональной компетентности педагога.
 

     Ключевые  понятия: компетенция, профессиональная компетентность педагога, педагогическая компетентность учителя, педагогические умения, теоретическая готовность учителя, практическая готовность учителя. 

1. Сущность понятия  «профессиональная  компетентность педагога».

  Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

  Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять ее на практике.

  Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. 

2. Структура профессиональной  компетентности педагога.

  Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

  Наиболее  общим умением учителя является умение профессионально мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением анализировать факты и явления педагогической действительности.

    
 
 
 
 
 

  2.1. Содержание теоретической готовности учителя проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. 
 

    
 
 
 
 
 
 

Содержание  теоретической готовности учителя Характеристика
1 Аналитические умения
  • анализировать педагогические явления т.е. расчленять их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
  • находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
  • правильно диагностировать педагогическое явление;
  • формулировать доминирующую педагогическую задачу;
  • находить оптимальные способы ее решения.
2 Прогностические умения связаны с управлением  образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. В состав прогностических умений учителя входят такие компоненты, как:
  • постановка образовательных целей и задач;
  • отбор методов их достижения;
  • предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений и выбор возможных способов их преодоления;
  • планирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса.

  В зависимости от объекта прогнозирования  прогностические умения В.Л. Сластенин объединяет в три группы:

  прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.;

  прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;

  прогнозирование педагогического  процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.

3 Проективные умения осуществляются  в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:
  • планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и личностно-деловых качеств;
  • планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
  • отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
  • планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
  • планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.
  Рефлексивные  умения имеют место  при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают использование таких разновидностей, как:
  • контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;
  • контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;
  • контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий.

  Рефлексия понимается нами как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий.

  Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные особенности, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности. 

  2.2. Содержание практической готовности учителя выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

    

  Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.

1. Мобилизационные умения учителя
  • привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению;
  • формирование у них потребности в знаниях;
  • формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;
  • формирование у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение в проблемных ситуациях, организуемых учителем или возникающих спонтанно, получаемых в школе знаний и из собственного жизненного опыта;
  • разумным использованием системы методов поощрения и наказания, созданием атмосферы сопереживания и т.п.
2. Информационные  умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

Информационные умения проявляются в способности:

  • доступно излагать учебный материал, с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста;
  • логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу,
  • проблемное, индуктивное и дедуктивное изложения материала;
  • доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
  • эффективно использовать ТСО (технические средства обучения), ЭВТ (электронно-вычислительную технику) и средства наглядности (графики, диаграммы, схемы, рисунки).
3. Развивающие умения
  • определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;
  • создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся;
  • стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины – следствия, цели – средства, качества –количества, действия – результаты) отношений;
  • формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний;
  • создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
4. Ориентационные  умения направлены  на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности,   имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.
 
 

  Коммуникативные умения учителя  – это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

1. Перцептивные  умения проявляясь  на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание ценностных ориентации другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе, что он приписывает себе, против чего возражает.

Совокупность  перцептивных учений В.Л. Сластенин  представляет как следующий взимосвязанный ряд:

  • воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
  • глубоко проникать в личностную суть других людей;
  • устанавливать индивидуальное своеобразие человека;
  • на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
  • определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
  • по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
  • находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
  • видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).
2. Умения  педагогического общения связаны с осуществлением так называемой коммуникативной аттаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами (по В.А. Кан-Калику):
  • речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);
  • пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);
  • двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);
  • смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
 

  Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы  учитель в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); организаторских, овладеть которыми возможно практически каждому (например, массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист, руководитель кружка и др.). 

    В: В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство? 

  В свое время исчерпывающий ответ  на этот вопрос дал А.С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.

  Педагогическое  мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного  процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и  навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. Более подробно на сущности такого важнейшего понятия как педагогическое мастерство мы остановимся в следующей главе. Здесь лишь заметим, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу только при условии целенаправленной работы над собой с учетом собственного практического опыта. Именно труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологий деятельности становится источником педагогического мастерства как сплава личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога. 

Вопросы и задания для  самостоятельной  работы

  1. В чем заключается профессиональная компетентность учителя?
  2. Раскройте  структуру профессиональной компетентности педагога.
  3. Какие компоненты составляют содержание теоретической готовности учителя?
  4. Назовите умения, которые составляют содержание практической готовности учителя.
  5. В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство?

Информация о работе Профессиональная компетентность педагога