Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 03:12, лекция
Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».
Структура профессиональной компетентности педагога.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
План лекции
Ключевые
понятия: компетенция,
профессиональная компетентность
педагога, педагогическая
компетентность учителя,
педагогические умения,
теоретическая готовность
учителя, практическая
готовность учителя.
1. Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».
Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять ее на практике.
Таким
образом, под педагогической
компетентностью учителя можно понимать
единство его теоретической и практической
готовности к осуществлению педагогической
деятельности.
2. Структура профессиональной компетентности педагога.
Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.
Наиболее общим умением учителя является умение профессионально мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением анализировать факты и явления педагогической действительности.
2.1.
Содержание теоретической
готовности учителя
проявляется в обобщенном умении педагогически
мыслить, которое предполагает наличие
у педагога аналитических, прогностических,
проективных, а также рефлексивных умений.
№ | Содержание теоретической готовности учителя | Характеристика |
1 | Аналитические умения |
|
2 | Прогностические умения | связаны с управлением
образовательным процессом и предполагают
ориентацию на четкое представление в
сознании учителя, являющегося субъектом
управления, цели его деятельности в виде
предвидимого результата. Педагогическое
прогнозирование опирается на достоверное
знание сущности и логики педагогического
процесса, закономерностей возрастного
и индивидуального развития учащихся.
В состав прогностических умений учителя
входят такие компоненты, как:
В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения В.Л. Сластенин объединяет в три группы: прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.; прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.; прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п. |
3 | Проективные умения | осуществляются
в виде разработки проекта образовательного
процесса и означают:
|
Рефлексивные умения | имеют место
при осуществлении педагогом контрольно-оценочной
деятельности, направленной на себя, и
предполагают использование таких разновидностей,
как:
|
Рефлексия понимается нами как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий.
Рефлексия
– это не просто знание или понимание
субъектом педагогической деятельности
самого себя, но и выяснение того, насколько
и как другие участники образовательного
процесса (учащиеся, коллеги, родители)
знают и понимают учителя, его личностные
особенности, эмоциональные реакции и
профессиональные способности и возможности.
2.2. Содержание практической готовности учителя выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.
1. | Мобилизационные умения учителя |
|
2. | Информационные умения | связаны не только
с непосредственным изложением учебной
информации, но и с методами ее получения
и обработки. Это умения и навыки работы
с печатными источниками и библиографирования,
умения добывать информацию из других
источников и перерабатывать ее применительно
к целям и задачам образовательного процесса.
Информационные умения проявляются в способности:
|
3. | Развивающие умения |
|
4. | Ориентационные умения | направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности. |
Коммуникативные умения учителя – это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
1. | Перцептивные умения | проявляясь
на начальном этапе общения, сводятся
к наиболее общему умению понимать
других (учащихся, учителей, родителей).
А для этого необходимо знание
ценностных ориентации другого человека,
которые находят выражение в его идеалах,
потребностях и интересах, в уровне притязаний.
Кроме того, необходимо знать имеющиеся
у ученика представления о себе, что он
приписывает себе, против чего возражает.
Совокупность перцептивных учений В.Л. Сластенин представляет как следующий взимосвязанный ряд:
|
2. | Умения педагогического общения | связаны с осуществлением
так называемой коммуникативной аттаки,
т.е. привлечения к себе внимания четырьмя
способами (по В.А. Кан-Калику):
|
Для
успешного осуществления
В:
В каком соотношении
находятся профессиональная
компетентность и педагогическое
мастерство?
В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.
Педагогическое
мастерство, основанное на умении, на квалификации,
по его мнению, это знание воспитательного
процесса, умение его построить, привести
в движение. Нередко же педагогическое
мастерство сводят к умениям и
навыкам педагогической техники, в то
время как данные умения лишь один из внешне
проявляющихся компонентов мастерства.
Более подробно на сущности такого важнейшего
понятия как педагогическое мастерство
мы остановимся в следующей главе. Здесь
лишь заметим, что овладение педагогическим
мастерством доступно каждому педагогу
только при условии целенаправленной
работы над собой с учетом собственного
практического опыта. Именно труд, осмысленный
с точки зрения его сущности, целей и технологий
деятельности становится источником педагогического
мастерства как сплава личностно-деловых
качеств и профессиональной компетентности
педагога.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Информация о работе Профессиональная компетентность педагога