Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:20, реферат
Понятие профориентации. Уровни сформированности профессионального интереса. Содержание работы по профдиагностике и ее методы.
8.Профориентация – широкий спектр помощи в выборе рода деятельности, выходящий за рамки педагогики и психологии. Профориентационную работу можно разделить на следующие направления: профдиагностика, профконсультация, профессиональный подбор (профотбор), профессиональное воспитание, социально-профессиональная адаптация, профпросвещение.
Основой всей профориентационной работы служат данные, полученные при предварительном профессиональном диагностировании.
Каждая профессия предъявляет определенный набор требований к работнику: устойчивость и распределение внимания, памяти, воли, развитых нервных процессов и т.д. Отсюда возникает необходимость изучать интересы, склонности, способности учащихся для достижения наилучших результатов в профессиональном ориентировании.
Одним из самых важных показателей для специалиста должны служить психофизиологические способности клиента, то есть особенности его психики, ее развития, состояние организма, его здоровья. Исходя из определения, можно сделать вывод, что человек от природы предрасположен к определенному роду деятельности, подготовлен к успешному овладению определенной профессией или группой профессий. Особенность диагностики в том, что должен определяться не только имеющийся уровень развития личности, но и прогноз возможностей ее развития в перспективе.
Выделяется несколько уровней сформированности профессионального интереса. Высокий уровень предполагает:
· соответствие всех видов интереса (а в первую очередь – познавательного и учебного) профессиональному интересу;
· устойчивую потребность подростка в получении информации, знаний о профессиях и путях получения дальнейшего образования;
· устойчивое эмоциональное состояние по отношению к выбранной профессии;
· соответствие изучаемой области знаний будущей трудовой деятельности;
· активную позицию в овладении знаний о профессии; установку на преодоление трудностей.
Кроме интереса, важными для профессиональной диагностики свойствами личности являются склонности – расположение личности к предполагаемой деятельности, и способности – совокупность психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения деятельности.
Всестороннее изучение структуры личности учащегося и есть содержание работы по профдиагностике. Таким образом, диагностика – это подробное исследование а) потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, склонностей, способностей, задатков, профессиональной направленности, намерений, профессионального выбора; б) индивидуальных свойств нервной системы; в) индивидуальных психических особенностей; г) знаний, умений, навыков.
Методы профессиональной диагностики весьма разнообразны: наблюдение, анализ практической деятельности учащихся, анкетирование, беседы-интервью, педагогический эксперимент, метод тестов и т.д.
Диагностика необходима как для выявления имеющихся качеств личности, так и для будущего «прививания» недостающих качеств и дальнейшей профориентационной работы.
14.Профориентационные игры, упражнения – подборка игр, упражнений для профориентации, профессионального самоопределения, помощи в выборе профессий и осознание своих склонностей и способностей.
Профориентационная игра "Поиск выгоды"
Цель: осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики.
1) Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает профессию из числа предлагаемых в ходе знакомства с информационными профессиограммами (профессия должна быть из числа востребованных на современном рынке труда г. Москвы, например, менеджер и т.д.). Далее каждой группе дается задание представить себя в ней, свои возможности, условия работы, трудовой коллектив, перспективы, выгоды и т.д.
2) После того, как все представили себе кто, кем, где и как трудится, участникам предлагается придумать и указать: какие потребности (физические, в безопасности, социальные, эгоистические, самоактуализации) каждый участник может удовлетворить в выбранной профессии?
Потребность:
— каким способом удовлетворяется?
— в рамках функционала профессии или по собственной инициативе?
3) Каждая группа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может предоставить. Система оценивания следующая:
Физические потребности — удовлетворение каждой оценивается в 1 балл.
Потребности в безопасности = +2 балла. .
Социальные потребности = +3 балла.
Эгоистические потребности = + 4 балла.
Потребности в самоактуализации = + 5 баллов.
Личная инициатива = + 2 балла.
Принятие на себя ответственности за предпринятую инициативу = +2 балла.
Неумение доказать реальность и реалистичность замыслов = — 2 балла.
Несоответствие личных инициатив целям организации = - 3 балла.
4) Подведение итогов игры с поздравлением победителей.
Профориентационная игра "Самая - самая"
Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
Упражнение может проводится в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6—8 до 10— 15. По времени упражнение занимает от 15 до 25—30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:
1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.
2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
3. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.
Если упражнение проводится с классом то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3—5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.
Для того, чтобы упражнение проходило более ее интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: “самая зеленая профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая волосатая профессия”, “самая неприличная профессия", “самая детская профессия”, “самая смешная профессия” и т.д. В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре “ассоциации”, поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.
Игра «Ассоциация»
Цель игры: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и, по возможности, подкорректировать это отношение.
Условия проведения игры. Участвует весь класс (учащиеся 9-11 классов). Время на первое проигрывание – 15 минут, последующие проигрывания – по 5-7 минут. Для игры необходима классная доска.
Процедура проведения игры. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первых 2-х этапах).
1 этап. Объявляется название игры и по желанию выбираются 3 главных игрока.
2 этап. Объявляются условие игры:
Инструкция: Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-либо профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют угадать ее с помощью ассоциативных вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «На какую мебель похожа?» и т.д.
Целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах – что-то связанное со спиртом, мебель – стеклянный шкаф или кушетка.
3 этап. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию».
4 этап. 2-3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.
5 этап. Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы – ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.
6 этап. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске) ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными.
7 этап. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией, например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, «военный летчик» и «космонавт» довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.
Обсуждение игры. Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение: нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер», на вопрос «какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл. При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии; участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл.
Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку роль этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в игре могут принять активное участие многие школьники.