Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:31, реферат
Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников - А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.
1. Социально-экономические и исторические
предпосылки развития профориентации 3
1.1. Основные структурные компоненты
процесса профориентации 4 - 6
2. Основы организации и планирования
профориентационной работы 6
2.1. Организационные принципы и варианты
профориентационной работы 6 - 8
2.2. Показатели и оценка эффективности
профориентационной помощи 8 - 9
3. Личностная диагностика в системе
профориентации 9 - 12
4. Профессиональное консультирование 12 - 13
Заключение 13 - 14
Министерство образования
Учреждение образованиЯ «
Факультет социально-педагогических технологий
Кафедра возрастной и педагогической психологии
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА
Содержание
1. Социально-экономические и исторические
предпосылки развития профориентации
процесса профориентации
2. Основы организации и
профориентационной работы
2.1. Организационные принципы и варианты
профориентационной работы
профориентационной помощи
3. Личностная диагностика в системе
профориентации
4. Профессиональное
Заключение
1. Социально-экономические
и исторические предпосылки
Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников - А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.
Профессиональная ориентация
представляет собой обоснованную систему
социально-экономических, психолого-педагогических,
медико-биологических, производственно-технических
мер, направленных на оказание помощи
учащимся и молодежи в профессиональном
самоопределении. Правильно выбранная
профессия соответствует
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
1.1.
Основные структурные
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве .
Система профориентации школьников
– это организованная, управляемая
деятельность различных государственных
и общественных организаций, предприятий
учреждений и школы, а также семьи,
направленная на совершенствование
процесса профессионального и
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение
– ознакомление учащихся и выпускников
учебных заведений с
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов.
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.
Профессиональное
Профессиональная консультация
заключается в оказании помощи, советах
специалистов (психологов, врачей, педагогов),
в установлении соответствия между
требованиями, предъявляемыми человеком
к профессии, и его индивидуально-
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.
Профессиональная адаптация
– это процесс вхождения
Компоненты профориентации
взаимосвязаны, соподчинены. Проведение
профориентации в школе во многом
зависит от возрастных особенностей
школьников. На ступени начальной
школы формируется
Психологическая поддержка – методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
2. Основы организации и
2.1. Организационные принципы и
варианты профориентационной
Поскольку объектом профориентационной
деятельности является процесс социально-
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.д.
В профессиональной
ориентации есть группа
- связь профориентации
с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей
оказание помощи человеку в
выборе его будущей профессии
в органичном единстве с
- связь профориентации
с трудовой подготовкой
- систематичность и
- взаимосвязь школы, семьи
и общественности в
Информация о работе Профессиональная ориентация школьников на современном этапе