Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:44, реферат
В начале двадцать первого века в систему испанского образования внедрен ряд новых положений. Среди них выделяют:
Ley Orgánica De Universidades (2001) — Закон об университетах, который регулирует структуру и организацию системы образования на университетском уровне;
Кандидаты на должность учителя, как правило, отбираются в процессе найма, предусматривающего экзамены, и оцениваются на конкурсной основе. Эта процедура определяется отдельно для каждого этапа обучения. В частном секторе кандидаты на должности преподавателей подписывают контракт с руководством учебного заведения.
Профессиональная подготовка учителей осуществляется в 78 учебных центрах. Основной акцент делается на обучении и практической методике преподавания. Обучение является обязательным и организовано централизованно Министерством национального образования. Законом от 1990 г. были внесены изменения в сферу высшего образования, предусматривающие реформу высшего образования, разработку новых учебных программ. Начальная профессиональная подготовка учителей осуществляется в университетах, колледжах и школах.
На сегодня в Испании существует семь специализаций педагогического трехлетнего цикла, а именно: дошкольное образование; начальное обучение; физическое воспитание; музыкальное образование; иностранные языки; специальное образование. Базисный учебный план подготовки учителей начальной школы предусматривает изучение таких предметов, как основы психологии, практическая психология, социология, развитие ребенка школьного возраста, современные теории обучения, новые технологии в обучении и практике. Программы для общеобразовательных школ охватывают 16 специальностей. Программа состоит из двух частей: теоретической и практической. Темы включают материал по психологии, социологии и педагогике. Квалификационные экзамены состоят из 3 частей: первая часть — письменная, вторая — презентации, третья — проведение уроков .
В будущем планируется сократить обучение до 4—5-летнего срока. За три года обучения каждый потенциальный учитель должен пройти четыре практики, запланированные таким образом: два месяца практики на втором году обучения и два месяца на третьем году обучения.
В Испании хорошо развита система последипломного образования учителей. Профессиональное развитие, повышение навыков — процесс систематической и непрерывной деятельности, направленной на обновление, расширение и углубление знаний и навыков, связанных с профессией учителя. Потребность в обучении возникает в связи с развитием науки и техники, изменениями в технологии производства и необходимости учета собственных профессиональных ресурсов. Различают четыре профессиональные функции, такие как: адаптация, выравнивание, реставрация и реконструкция. Формы обучения — это, прежде всего, различные виды курсов профессиональной квалификации и аспирантура, но основной формой повышения квалификации является самообразование.
Основными видами учебных курсов различной продолжительности и типа обозначены три: 20—30 теоретических часов; 50—60 теоретических и практических часов и 150-часовые интенсивные курсы, происходящие во время каникул. Другие формы учебной работы предполагают работу в небольших группах по 3—8 человек. Они доступны для координаторов. Теоретические семинары рассчитаны на 15—18 человек. Участие в обмене опытом является бесплатным. Еще одной формой повышения квалификации учителей являются конференции [16].
Повышение квалификации учителей осуществляется в 78 учебных центрах, где основной акцент делается на обучении и практических методиках преподавания. Обучение является обязательным и организовано централизованно Министерством национального образования. Учителя могут подать заявку на ежегодный оплачиваемый учебный отпуск.
Почти в каждой развитой стране, в том числе и Испании, действуют региональные центры подготовки учителей. В своей работе, используя опыт местных учителей по организации учебного процесса, центрами организуются встречи для преподавателей, проводится онлайн-обучение. Каждый центр во главе с руководителем избирается каждые два года. Совет назначает директора центра на срок трех лет. Педагогические центры финансируются Министерством образования в Мадриде. Одним из таких центров является Пальма. Центр работает в Пальме с 1987 года, в сферу его деятельности входит: организация повышения квалификации учителей, предоставление экспертных и консультационных услуг в области повышения квалификации. Решения принимаются Советом и директором Центра. Они несут ответственность за содержание обучения учителей и бюджет. За развитие инфраструктуры несет ответственность группа из 6 учителей, которые делегированы от школ. Далее следуют 17 координаторов, подготовленных экспертами из Министерства образования, которые предоставляют рекомендации и консультации по вопросам повышения квалификации учителей. Центр должен обслуживать 350 школ, охватывая около 5000 учителей. Одной из приоритетных задач этого учреждения является организация курсов в школах. Как стимул для повышения квалификации учителям предоставляется отпуск. Материально-техническая база центра включает в себя: конференц-зал, кабинет, компьютерный зал, аудиовизуальные комнаты, центр документации, лабораторию. Работа центра сосредоточена в 17 предметных группах: языки — каталонский, кастильский, современная математика, общественные науки, информационные технологии, технологии обучения.
Работа центра охватывает: группы, работающие над проектом в долгосрочной перспективе; учителей в школах; семинары; лекции; повышение квалификации через инфраструктуру Центра. Слабые стороны проекта: слишком велика географическая зона, обслуживаемая центром; постоянные перегрузки персонала; демократический принцип не влияет на отбор сотрудников по реализации стабилизационной программы.
Испания имеет один из самых низких показателей в области образования в Европе. Одной из причин является отсутствие должной профессиональной подготовки. Однако, когда речь идет об участии учителей в собственном профессиональном развитии, то исследования показывают, что учителя Испании 100 % участвуют в повышении квалификации. Курсы повышения квалификации длятся около 25 дней, они интенсивные, но не долгосрочные.
Формы обучения включают в себя: курсы (например, связанные с предметом обучения, методами обучения), конференции, семинары, в которых представлены результаты исследований в области образования и образовательных вопросов, программы для повышения квалификации (например, для получения высшей категории), визиты-наблюдения в другие школы, которые участвуют в «сети» педагогического повышения квалификации, сотрудничество между учителями, направленное на обмен опытом, повышение квалификации, индивидуальные или совместные исследования, наставничество, наблюдение или тренировки, уроки-демонстрации.
В Испании и других европейских странах официально создана система оценки педагогического образования. Мониторинг качества высшего образования и внешняя оценка работы преподавателя является обязательной или рекомендованной. Важным фактором в системе образования является обеспечение качественного профессионального развития для учителей, а также, принимая во внимание разнообразие объектов улучшения профессиональной самостоятельности учителей и разнообразие предложений, мониторинг качества. В Испании, как и во многих европейских странах, пытаются определить термин «хороший учитель», для чего разработаны квалификационные стандарты, определяющие компетенцию учителя. Качественная подготовка учителей помогает сформировать надлежащую основу для развития компетенций учителя и его профессиональное развитие. Следует отметить, что компетентность и профессиональное отношение учителя определяется не только профессиональной подготовкой. В Испании особое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей и инструкторов.
Подготовка учителей в Испании адаптирована к конкретным политическим, социальным, экономическим, историческим условиям в стране и существующей системе образования. В Испании, как и в Ирландии и Греции, подготовка учителей проводится в высших школах. В других европейских странах подготовка осуществляется на уровне университетского преподавания, завершаясь практикой в специализированных учебных заведениях и школах. В Европейском Союзе преподаватели обязаны приобрести знания и навыки в различных типах университетов и колледжей. Во всех заведениях используется механизм отбора талантливых кандидатов на получение профессии. Учителя начальных школ и детских садов проходят подготовку в педагогических колледжах.
В последние годы испанская система образования продолжает меняться. Проведенные реформы и изменения в области образования, связанные со стратегией ET 2020 «Образование и обучение 2020» (ET 2020), представляющей новый ряд стратегических реформ европейского сотрудничества в области образования и обучения.
Согласно стратегии ET 2020 года в испанской системе образования в настоящее время происходит: реализация программ по мобильности и непрерывном обучении, повышение качества и эффективности образования и подготовки кадров, содействие справедливости, социальной сплоченности и активной гражданской позиции, развитие творчества и инноваций, в том числе предпринимательства, уровня образования и профессиональной подготовки.
Список литературы:
Информация о работе Профессиональная подготовка учителей в Испании