Профессионально значимые качества личности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:39, реферат

Краткое описание

Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества учителя. Все личностные качества педагога имеют профессиональную значимость. Хороший учитель — это, прежде всего, хороший человек: порядочный, честный, добрый, справедливый и т.д.
Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. Правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 17.27 Кб (Скачать файл)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Важным фактором, влияющим на эффективность  педагогической деятельности, являются личностные качества учителя. Все личностные качества педагога имеют профессиональную значимость. Хороший учитель — это, прежде всего, хороший человек: порядочный, честный, добрый, справедливый и т.д.

Любой человек, независимо от характера  своей профессиональной деятельности, должен стремиться вырабатывать в себе личностные качества, позволяющие не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. В то же время каждая профессия предъявляет свои требования к личностным качествам работника, которые и позволяют выполнять ту или иную деятельность успешно, а отсутствие или недостаточно высокий уровень сформированное тех или иных качеств резко снижает эффективность труда. Сама специфика педагогического труда предъявляет к учителю ряд требований, к личности педагога, которые в педагогической науке определяются как профессионально-значимые личностные качества (ПЗЛК).

Ученые предлагают разнообразный  набор личностных качеств, значимых для профессии педагога, предпринимаются  попытки выделения наиболее существенных с точки зрения эффективности  педагогической деятельности. Задача же учителя заключается в том, чтобы не просто знать эти качества а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных.

Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности, существенно влияют на результат  профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль  педагога. Правомерным является выделение  доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств. ПЗЛК учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления  педагогической деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического  труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности  педагога. Рассмотрим состав этих групп  личностных качеств подробнее.

Доминантные качества

1. Социальная активность, готовность  и способность деятельно содействовать  решению общественных проблем  в сфере профессионально-педагогической  деятельности.

2. Целеустремленность — умение  направлять и использовать все  качества своей личности на  достижение поставленных педагогических  задач. 

3. Уравновешенность — способность  контролировать свои поступки  в любых педагогических ситуациях.

4. Желание работать со школьниками  — получение духовного удовлетворения  от общения с детьми в ходе  учебно-воспитательного процесса.

5. Способность не теряться в  экстремальных ситуациях — умение  оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.

6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности  и вкуса. 

7. Честность — искренность в  общении, добросовестность в деятельности.

8. Справедливость — способность  действовать беспристрастно,

9. Современность — осознание учителем  собственной принадлежности к  одной эпохе с учениками (проявляется  в стремлении найти общность  интересов).

10. Гуманность — стремление и  умение оказать квалифицированную  педагогическую помощь ученикам  в их личностном развитии.

11. Эрудиция — широкий кругозор  в сочетании с глубокими познаниями  в области предмета преподавания.

12. Педагогический такт — соблюдение  общечеловеческих норм общения  и взаимодействия с детьми  с учетом их возрастных и  индивидуально-психологических особенностей.

13. Толерантность — терпеливость  в работе с детьми.

14. Педагогический оптимизм — вера  в ученика и его способности.

Периферийные качества.

1. Доброжелательность.

2. Приветливость.

3. Чувство юмора.

4. Артистичность.

5. Мудрость (наличие жизненного опыта).

6. Внешняя привлекательность.

Негативные качества.

1. Пристрастность- выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.

2. Неуравновешенность — неумение  контролировать свои временные  психические состояния, настроение.

3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить  личные счеты с учеником.

4. Высокомерие — педагогически  нецелесообразное подчеркивание  своего превосходства над учеником.

5. Рассеянность — забывчивость, несобранность.

Профессиональные противопоказания

1. Наличие вредных привычек, признанных  обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).

2. Нравственная нечистоплотность.

3. Рукоприкладство.

4. Грубость.

5. Беспринципность.

6. Некомпетентность  в  вопросах  преподавания и воспитания.

7. Безответственность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций.

Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя  к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет  к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с учащимися.


Информация о работе Профессионально значимые качества личности педагога