Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:16, реферат
ажным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности. Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»
Юридический факультет
Профессионально значимые качества личности преподавателя и практического юриста
Реферат
Выполнила: студентка 2 курса
очной формы обучения
группы ЮЮБ
Проверила:
Омск
2013
Профессионально значимые качества личности преподавателя
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.
Важным профессионально-
Доминантными
качествами в профессионально-
В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.
Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
Гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
Идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
Дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
Организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
Коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
Прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
Рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
Организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
Общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, заполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;
Конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
Технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;
Производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;
Специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.
Профессионально значимые качества практического юриста.
Профессиональные
качества юристов обусловлены спецификой
их деятельности, особенностями нравственного,
правового и социального
Массовость юридической профессии позволяет
сделать широкий выбор в процессе поиска
подходящей работы для людей с различными
интересами, способностями, стремлениями,
характерами. Это обусловлено тем, что
подобной деятельностью занимаются сотни
тысяч людей: судьи, адвокаты, прокуроры,
следователи, нотариусы и многие другие люди. И хотя юридическая работа
и предполагает некоторые общие качества
личности, но всё же определённые её разновидности
имеет свою специфику и, следовательно,
требования, предъявляемые к лицам, ею
занимающимися.
Ещё одна характеристика юридической
деятельности – это её особая ответственность. Она может
быть внутренней – перед собой, и внешней
– перед кем-либо. От консультаций, решений
и работы юристов зависят судьбы и жизни
людей, их имущественные и личные отношения,
стабильность и правопорядок в обществе
и государстве. Работникам юридических
профессий часто приходится принимать
непростые и тяжёлые решения. Их ошибки
могут неблагоприятно сказаться на состоянии
законности и правопорядка. Это очень
сильно влияет на психическое и физическое
состояние юристов.
Юридическая работа отличается повышенной конфликтностью.
Лица, ею занимающиеся всегда были и будут находиться
под давлением различных сил и интересов. Но они должны быть независимыми и подчиняться только требованиям закона,
а не чьи-то указаниям или просьбам. Для
этого нужно руководствоваться своими
нравственными принципами, убеждениями,
совестью, не поддаваться на провокации
и всяческие соблазны, а также обладать стойкостью, мужеством, упорством
и даже смелостью в отстаивании своей
точки зрения или позиции, так как юристам
часто приходится ради этого рисковать
своей жизнью и здоровьем.
Также юридической профессии свойственна
публичность, гласность её осуществления
и оглашения результатов, контроль со стороны общества,
СМИ, оценка ими тех или иных поступков
юристов, их поведения. Особенно это ощущают
судьи и следователи, ведущие или рассматривающие
те или иные дела. Независимо от результатов
их работы или вынесенных решений, всегда
кто-то будет ими недоволен.
Подробная и последовательная законодательная урегулированн
Осуществляя правовое и нравственное
требование справедливости, юрист должен,
прежде всего, опираться на закон. Любое
решение и действие следователя, прокурора,
судьи, если оно соответствует закону,
его правильно понимаемой природе, будет
соответствовать нравственным нормам,
на которых зиждется закон. Всякое отступление
от закона, его искажение, неправильное
толкование и применение по своей сути
безнравственны, аморальны и не согласуются
с нормами профессиональной этики юриста.
При этом аморально и неэтично не только
сознательное нарушение закона, но и неправильные,
неправовые действия и решения, применение
недозволенных методов.
К
профессии юриста, так же как и
к любой другой профессии предъявляются
различные профессиональные требования.
Это значит, что юрист должен обладать
необходимым комплексом качест
К юристам – сотрудникам органов внутренних
дел, органов федеральной службы безопасности
и министерства обороны, кроме того, предъявляются
повышенные требования к состоянию здоровья,
предусмотренные законодательством о
прохождении службы в перечисленных органах.
К общим профессиональным требованиям,
предъявляемым к юристу, относятся: обладание
глубокими и прочными теоретическими
знаниями. Современным правовым и экономическим
мышлением, умением разбираться в политических
течениях и государственной политике,
знать действующее законодательство и
уметь его применять, владеть практическими
навыками по специальности.
Любой юрист должен знать основы философии,
психологии, экономических и политических
учений, научной организации управления
и труда в необходимом объёме.
Юридическая деятельность требует знания
содержания отраслевых и общеюридических наук, а также знания
способов уяснения и толкования правовых
норм, их реализации, процедуры принятия
и исполнения юридических решений, актов
совершения действий, имеющих правовое
значение.
Важным условием успешного выполнения
юридической работы является обладание
такими практическими умениями как: обеспечение законности
в деятельности органов, предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц и граждан, соблюдение государственной,
трудовой, договорной, финансовой и иной
дисциплины, грамотное толкование и применение законов и иных
нормативных актов, правильное квалифицирование юридических фактов
и обстоятельств, принятие правовых решений, совершение иных юридических
действий в точном соответствии с законом.
К необходимым навыкам юристов можно
отнести: составление и оформление юридических
и иных служебных документов, использование
и применение криминалистической, специальной,
компьютерной и организационной техники.
К юристам, которые являются сотрудниками
органов внутренних дел, помимо общих
требований к знаниям, умениям и навыкам,
предъявляются специальные требования,
продиктованные некоторыми особенностями
работы в службах органов внутренних дел.
Он должен помимо законодательства знать и
ведомственные нормативные акты, регулирующие
общественные отношения в сфере внутренних
дел, систему и структуру органов внутренних
дел, их виды, правовой статус, формы и
методы административно-правовой, оперативно-розыскной
и уголовно-процессуальной деятельности,
должностные права и обязанности, ответственность
службы в органах внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел, ФСБ
и других подобных структур должны уметь
быстро, чётко, своевременно и решительно
действовать в различных непростых ситуациях
и условиях, быстро переключаться с одного
вида работы на другой, использовать специальные
средства, а в случае необходимости и оружие.
Каждый юрист должен обладать таким качеством,
как профессионализм, под которым понимается осуществление юридической
деятельности по принятым методикам, соблюдение
требований к её процессу и результатам,
возмездность деятельности и влияние
субъекта на осуществляемую им работу. Профессионализм
как совокупность качеств приобретает
всё большее значение в структуре анализа
и оценки самых различных видов деятельности,
тем более такой ответственной и значимой
как юридическая, которая не должна быть
случайной, осуществляться дилетантски,
мало знающими и умеющими людьми.
Профессионализм – это важное состояние
или свойство, достижение которого является
главным путём совершенствования то или
иной деятельности. Он имеет как общесоциальную
составляющую (требования и ожидания общества
и социальных групп), так и индивидуальную
(уровень соответствия требованиям и ожиданиям).
Причём вторая составляющая характеризует
в большей степени профессионализм субъекта,
чем деятельности. Также каждый юрист
должен обладать высокой общей и профессиональной
культурой.
Юрист всегда должен излагать свои суждения
предельно ясно и конкретно, потому что
юриспруденция предполагает строгую определённость.
Всякий вывод по любому вопросу или проблеме
должен быть обязательно подтверждён конкретным
нормативно-правовым актом, регулирующим
те или иные вопросы. Нельзя использовать
общие и расплывчатые фразы и выводы. Конкретность
в изложении суждений невозможна без ограничения
эмоций, ведь сила настоящего юриста в
умении убеждать фактами и нормами права,
которые всегда конкретны. Профессиональный
юрист не должен кричать, он составит такой
юридический документ, который будет сильнее
всяких эмоциональных высказываний и
необдуманных поступков.
Деятельность любого юриста немыслима без хорошо развитой
памяти, так как ему приходится помнить
множество нормативного материала, и,
прежде всего того, который используется
им в соответствии со своей специализацией.
Далее нельзя не упомянуть о таком качестве
юриста как наличие аналитического склада
ума. Прежде всего, это необходимо учёным
правоведам для изучения различных юридических
проблем.
Иногда юрист – это в некоторой степени
ещё и актер. Например, когда нужно изложить
свою позицию в суде. При этом такое качество как красноречие может помочь юристу в обосновании
того или иного мнения или убедить судью
либо присяжных заседателей.
Следует обратить внимание на такую характеристику
юриста как профессиональное поведение,
которое, прежде всего, связано с общественной
ролью юриста, его должностным и социальным
положением.
Так как юристы являются лицами, осуществляющими
юридическую деятельность, то они имеют
достаточно большое влияние в обществе,
и, следовательно, их профессиональное
поведение регламентируется рядом нормативно-правовых
актов. За нарушение же юристами правил профессионального
поведения может последовать применение
в отношении виновных определённых санкций.
Проблема профессионального поведения
юриста особенно остро возникает при совмещении
различных видов деятельности, прежде всего, политической,
юридической и предпринимательской, а
также, когда они осознанно или нет, стремятся
использовать своё положение в личных
целях.
Каждый юрист должен обладать и таким
качеством как развитая коммуникативность,
ведь, в сущности, вся его профессиональная
деятельность осуществляется путём взаимодействия
с другими людьми, то есть в процессе межличностной коммуникации.
Следует отметить, что ряд элементов
и свойств межличностной коммуникации
урегулирован законодательством. Уровень
межличностного общения юриста является
важным условием эффективного решения
взятых на себя задач: убеждение клиента,
достижение компромисса с партнёром, заключение
нужного договора и т. д.
Все виды межличностных коммуникаций
должны проводиться с учётом правовых
норм и этических правил, направляться
на достижение определённого и возможного
согласия. Необходимо, чтобы в их основе
находился общий язык, использование как
можно большего числа различных формальных
и неформальных способов и приёмов воздействия.
Профессиональные межличностные коммуникации
должны быть целенаправленными, чётко
организованными и результативными. Любой
юрист должен осуществлять свои коммуникации,
обеспечивая правильное взаимодействие
и общение сторон. А для этого необходимо учесть
все возможные проявления конфликтности
и помехи со стороны собеседника. Умение
преодолевать трудности, создавать благоприятную
и доверительную атмосферу, прощать ошибки
и недостатки собеседника, терпение являются
обязательными качествами для юриста.
Нельзя не сказать о воле, необходимой юристу для
успешного выполнения им своей работы.
Различные психические процессы регулируют
действия и поступки людей. Любое психическое
явление – это и отражение действительности,
и звено в регуляции действительности. Высшей,
не только побудительной, но и распорядительной
формой психической регуляции является
воля.
В психической деятельности юриста воля
играет две взаимосвязанные роли – активизирующую
и тормозящую. Воля – это способность
контролировать свою деятельность и активно
направлять её на достижение поставленных
целей с учётом складывающееся обстановки.
Чтобы не выходить за определённые границы,
обусловленные проводимой практической
деятельностью, работник юридического
труда в большинстве случае должен проявлять
свою волю, сдерживая эмоциональные порывы.
Воля обеспечивает переход от познания
и переживаний человека к практической
деятельности, преобразованию действительности
в связи с потребностями, намерениями,
целями, интересами. При помощи воли человек
организует свою работу и управляет своим
поведением.
Развитие воли, способности к волевой
деятельности – процесс длительный. Её нужно формировать
с детства, но неправильное воспитание делает человека менее способным
к волевой деятельности. Отсутствие сильной
воли может толкнуть даже стойкого человека
на нежелательные, совершено не свойственные
ему поступки. Если безвольный человек
в труде никчёмен, то в экстремальной ситуации
он может быть ещё и опасен. Твёрдая воля
– предпосылка успехов в трудовой и особенно
юридической деятельности.
В практической деятельности юридических
работников имеют место случаи, когда
внутреннее состояние их не отвечает требуемому
поведению в кризисной ситуации. Например,
практическая деятельность требует решительных
действий, а внутреннее состояние юриста,
подчиняясь воздействию отрицательных
эмоций, тормозит требуемую от него активность.
И здесь ему приходится себя заставить
подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую
практической цели активную деятельность.
Воля – это способность человека сознательно
управлять собой в деятельности с труднодостижимыми
целями. Поведение юристов, сотрудников
правоохранительных органов или судей
по своему содержанию является сознательным
и целенаправленным, а не стихийным и неорганизованным.
Такое поведение называют волевым, и оно
предполагает наличие у юридических работников
определенных волевых качеств.
Целеустремленность – способность личности
подчинять свою деятельность и поведение
высоким общественно значимым целям. Целеустремлённый
человек почти всегда достигает поставленных целей.
Большинство юристов имеют хорошую целеустремлённость,
ясность целей и задач.
Решительность – это волевое качество
личности, которое помогает ей своевременно принимать
необходимые решения и правильно реализовывать
их. Решительному человеку свойственна
критичность и гибкость ума, смелость
мыслей, убеждённость в решениях и упорство
в достижении цели.
Настойчивость – черта, в которой отражается
волевая активность человека. Настойчивые
люди способны к длительному и постоянному
напряжению сил. При этом сила воли по
мере достижения поставленной цели у них
не ослабевает, а, наоборот, возрастает.
Выдержка и самообладание – это умение
человека сдерживать физическую и психическую
активность, которая мешает достижению
цели. Это способность человека владеть
собой в сложных и кризисных ситуациях,
в которых юрист не поддаётся чувству
страха, обладая сильной волей, удерживает
себя от действий и поступков, вызываемых
чувством раздражения, досады или злости.
Исполнительность – волевое качество,
выражающееся в активности, прилежном,
аккуратном, систематическом, точном и
своевременном исполнении юристом своих
обязанностей, решений и распоряжений
руководства.
Стойкость и мужество – это взаимосвязанные
качества, являющиеся основой воли юриста.
Они позволяют ему вести себя с достоинством
и не терять веру в любой, даже самой экстремальной
ситуации. Стойкость – это физическая и духовная выносливость,
бодрость и сила духа. Такие волевые свойства
особенно проявляются в длительной борьбе
с трудностями и неудачами. Мужественность
– это способность совладать со своими
чувствами, потребностями и убеждениями,
сохраняя при этом ясность и остроту ума.
Помимо перечисленных качеств личности,
эффективность труда юриста зависит от
мотивационной сферы его личности, в какой
мере в ней доминируют социально значимые
мотивы, потребность в достижении успехов
в работе, в завоевании профессионального
престижа, авторитета и уважения среди
сотрудников, а также граждан, чьи законные
права и интересы ему приходится защищать.
Информация о работе Профессионально значимые качества личности преподавателя и практического юриста