Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:04, реферат
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Сущность педагогической деятельности
Основные виды педагогической деятельности
Структура педагогической деятельности
Учитель как субъект педагогической деятельности.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
§ 5. Профессионально обусловленные
требования к личности педагога
Совокупность профессионально
обусловленных требований к учителю
определяется как профессиональная
готовность к педагогической деятельности.
В ее составе правомерно выделить с одной
стороны, психологическую, психофизиологическую
и физическую готовность, а с другой —
научно-теоретическую и практическую
подготовку как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности
как отражение цели педагогического образования
аккумулировано в профессио-грамме,отражающей
инвариантные, идеализированные параметры
личности и профессиональной деятельности
учителя.
К настоящему времени накоплен богатый
опыт построения профессиограммы учителя,
который позволяет профессиональные требования
к учителю объединить в три основных комплекса,
взаимосвязанных и дополняющих друг друга:
общегражданские качества; качества, определяющие
специфику профессии учителя; специальные
знания, умения и навыки по предмету (специальности).
Психологи при обосновании профессиограммы
обращаются к установлению перечня педагогических
способностей, представляющих собой синтез
качеств ума, чувств и воли личности. В
частности, В.А. Крутецкий выделяет дидактические,
академические, коммуникативные способности,
а также педагогическое воображение и
способность к распределению внимания.
А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических
способностей относит дидактические,
конструктивные, перцептивные, экспрессивные,
коммуникативные и организаторские. Он
также считает, что в психологической
структуре личности учителя должны быть
выделены общегражданские качества, нравственно-психологические,
социально-перцептивные, индивидуально-психологические
особенности, практические умения и навыки:
общепедагогические (информационные,
мобилизационные, развивающие, ориентационные),
общетрудовые (конструктивные, организаторские,
исследовательские), коммуникативные
(общение с людьми разных возрастных категорий),
самообразовательные (систематизация
и обобщение знаний и их применение при
решении педагогических задач и получении
новой информации).
Учитель — не только профессия, суть которой
транслировать знания, а высокая миссия
сотворения личности, утверждения человека
в человеке. В этой связи цель педагогического
образования может быть представлена
как непрерывное общее и профессиональное
развитие учителя нового типа, которого
характеризуют:
высокая гражданская ответственность
и социальная активность;
любовь к детям, потребность и способность
отдать им свое сердце;
подлинная интеллигентность, духовная
культура, желание и умение работать вместе
с другими;
высокий профессионализм, инновационный
стиль научно-педагогического
потребность в постоянном самообразовании
и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная
работоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика
учителя может быть конкретизирована
до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме учителя ведущее место
занимает направленность его личности.
Рассмотрим в этой связи свойства личности
учителя-воспитателя, характеризующие
его социально-нравственную, профессионально-педагогическую
и познавательную направленность.
КД. Ушинский писал: "Главнейшая дорога
человеческого воспитания есть убеждение,
а на убеждение можно действовать только
убеждением. Всякая программа преподавания,
всякая метода воспитания, как бы хороша
она ни была, не перешедшая в убеждения
воспитателя, останется мертвой буквой,
не имеющей никакой силы в действительности.
Самый бдительный контроль в этом деле
не поможет. Воспитатель никогда не может
быть слепым исполнителем инструкции:
не согретая теплотой его личного убеждения,
она не будет иметь никакой силы"'.
В деятельности учителя идейная убежденность
определяет все другие свойства и характеристики
личности, выражающие его социально-нравственную
направленность. В частности, социальные
потребности, моральные и ценностные ориентации,
чувство общественного долга и гражданской
ответственности. Идейная убежденность
лежит в основе социальной активности
учителя. Именно поэтому она по праву считается
наиболее глубокой фундаментальной характеристикой
личности учителя. Учитель-гражданин верен
своему народу, близок ему. Он не замыкается
в узком кругу своих личных забот, его
жизнь непрерывно связана с жизнью села,
города, где он живет и работает.
В структуре личности учителя особая роль
принадлежит профессионально-педагогической
направленности. Она является тем каркасом,
вокруг которого компонуются основные
профессионально значимые свойства личности
педагога.
Профессиональная направленность личности
учителя включает интерес к профессии
учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические
намерения и склонности. Основой педагогической
направленности является интерес к профессии
учителя, который находит свое выражение
в положительном эмоциональном отношении
к детям, к родителям, педагогической деятельности
в целом и к конкретным ее видам, в стремлении
к овладению педагогическими знаниями
и умениями.Педагогическое
призвание в отличие от педагогического
интереса, который может быть и созерцательным,
означает склонность, вырастающую из осознания
способности к педагогическому делу.
Наличие или отсутствие призвания может
выявиться только при включении будущего
учителя в учебную или реальную профессионально
ориентированную деятельность, ибо профессиональная
предназначенность человека не обусловлена
прямо и однозначно своеобразием его природных
особенностей. Между тем субъективное
переживание призвания к выполняемой
или даже избранной деятельности может
оказаться весьма значимым фактором развития
личности: вызывать увлеченность деятельностью,
убежденность в своей пригодности к ней.
Таким образом, педагогическое призвание
формируется в процессе накопления будущим
учителем теоретического и практического
педагогического опыта и самооценки своих
педагогических способностей. Отсюда
можно сделать вывод, что недостатки специальной
(академической) подготовленности не могут
служить поводом для признания полной
профессиональной непригодности будущего
учителя.
Основу педагогического призвания составляет
любовь к детям. Это основополагающее
качество является предпосылкой самосовершенствования,
целенаправленного саморазвития многих
профессионально значимых качеств, характеризующих
профессионально-педагогическую направленность
учителя.
Среди таких качеств — педагогический
долг и ответственность.Руковод
Высшим проявлением педагогического долга
являетсясамоотверженность учит
Взаимоотношения учителя
с коллегами, родителями и детьми,
основанные на осознании профессионального
долга и чувстве
Педагогический такт во многом зависит
от личных качеств педагога, его кругозора,
культуры, воли, гражданской позиции и
профессионального мастерства. Он является
той основой, на которой вырастают доверительные
отношения между учителями и учащимися.
Особенно отчетливо педагогический такт
проявляется в контрольно-оценочной деятельности
педагога, где крайне важны особая внимательность
и справедливость.
Педагогическая справедливость представляет
собой своеобразное мерило объективности
учителя, уровня его нравственной воспитанности.
В.А.Сухомлинский писал: "Справедливость
— это основа доверия ребенка к воспитателю.
Но нет какой-то абстрактной справедливости
— вне индивидуальности, вне личных интересов,
страстей, порывов. Чтобы стать справедливым,
надо до тонкости знать духовный мир каждого
ребенка"'.
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую
направленность педагога, являются предпосылкой
и концентрированным выражением его авторитетности. Если в
рамках других профессий привычно звучат
выражения "научный авторитет", "признанный
авторитет в своей области" и т.п., то
у учителя может быть единый и неделимый
авторитет личности.
Основу познавательной направленности
личности составляют духовные потребности
и интересы.
Одним из проявлений духовных сил и культурных
потребностей личности является потребность
в знаниях. Непрерывность педагогического
самообразования — необходимое условие
профессионального становления и совершенствования.
Один из главных факторов познавательного
интереса — любовь к преподаваемому предмету.
Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь
наукой воспитать ученика, люби свою науку
и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты
воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь
ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука
не произведет воспитательного влияния"'.
Эту мысль развивал и В.А.Сухомлинский.
Он считал, что "мастер педагогического
дела настолько хорошо знает азбуку своей
науки, что на уроке, в ходе изучения материала,
в центре его внимания не само содержание
того, что изучается, а ученики, их умственный
труд, их мышление, трудности их умственного
труда".
Современный учитель должен хорошо ориентироваться
в различных отраслях науки, основы которой
он преподает, знать ее возможности для
решения социально-экономических, производственных
и культурных задач. Но этого мало — он
должен быть постоянно в курсе новых исследований,
открытий и гипотез, видеть ближние и дальние
перспективы преподаваемой науки.
Использованные литературы:
1. В.Сластенин(Педагогика,1997г)
4. Радугина А.А.(Нравственная педагогика,2000г)
Информация о работе Профессионально обусловленные требования к личности педагога