Профессиональный кодекс учителя
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:50, статья
Краткое описание
Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – опре-делить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с уче-никами и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
Вложенные файлы: 1 файл
1
Проект
Профессиональный кодекс учителя
Преамбула
Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей
деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – опре-
делить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с уче-
никами и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
Общие положения
Раздел 1
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ,
Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законода-
тельных и локальных актов, норм международного права, а также общечелове-
ческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется сле-
дующими принципами:
- гуманность;
- законность;
- демократичность;
- справедливость;
- профессионализм;
- взаимное уважение.
Раздел 2
Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для
своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной,
неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к
самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не
допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6.
Учитель
является
честным
человеком,
соблюдающим
законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни полу-
чение взятки, ни ее дача.
2
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и
другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого
воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компью-
тер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транс-
портные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для
личных нужд.
Раздел 3
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками,
основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство уче-
ников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, на-
циональности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и
благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть
позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них
такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль,
самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учитель следует стремиться к повышению мотивации обучения у
учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения,
учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не
допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему уче-
никами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением,
используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных це-
лях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного
вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в
законодательстве.
Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают
взаимопомощь, уважают
интересы
друг
друга
и
администрации
образовательного учреждения (далее – ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и
доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу
работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в
адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о
личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обя-
занностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные
заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию,
имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать
информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в
учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен
активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития лич-
ности и сохранения психического, психологического и физического здоровья
учеников.
Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с роди-
телями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учени-
ков.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих
родителях или мнение родителей - о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на
оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна вли-
ять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.
Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным
просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным
человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского
общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и
социальную роль.
Заключительные положения
4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что
учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции
на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного ко-
декса.
4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогиче-
ским коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высо-
кой профессиональной организацией.
Информация о работе Профессиональный кодекс учителя