Профессия и профессионализм педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:51, реферат

Краткое описание

Профессия "педагог" - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими. Чаще всего это были старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

введение в пед проф.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

Культура педагогического труда. 
 
      Культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объём усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям. Культура, в переводе с латинского языка, означает возделывание, обработка. В этом смысле культура – это то, что создает, формирует людей, и одновременно то, с помощью чего люди становятся социально активными, профессионально зрелыми и целеустремлёнными людьми. Именно поэтому культура воплощает стиль мышления и поведения человека, поскольку она охватывает все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности.     Она характеризует не только образованность – широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, интеллигентность – умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать.  
      Педагогическая культура – это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Педагогическая культура – это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточьем всемирного культурно-исторического опыта. 
      Культурное развитие будущего учителя происходит в системе самых различных общественных и частных действий, в которых он строит свои отношения с другими людьми и окружающим миром. Не пренебрегая развитием познавательных способностей и развлечениями студентов, необходимо помнить, что культура – это насыщенность жизни человека и его гуманизация. Целью культуры должно стать достоинство жизни, протекающей в формах культуры, осознание диалектики свободы и необходимости своего бытия.  
      Произошла утрата первоначального понятия «образования» – как формирования личности в условиях культуры. «Человек образованный» осознается как «человек информированный», но это не означает наличия у него потенции к воспроизводству культуры и тем более к самопорождению культурных новаций. Иными словами, основное противоречие между сложившейся системой образования и возникшим социальным заказом заключается в том, что не определены пути, методы и средства перехода от образования как суммы информации к образованию как особой культурной деятельности. Данное противоречие усиливается ещё и тем, что образование утратило статус личностной и в эстетическом понимании бескорыстной ценности, а значит, оно должно «работать» на культуру и общечеловеческий прогресс. Интерпретация образования как средства овладения культурой – это традиционно для прогрессивных педагогических концепций. 
      В нашей стране из-за абсолютизированной централизованной системы произошла деформация мышления нескольких поколений. Как следствие этого – низкая культура педагогических кадров и искаженное представление о воспитании и образовании; ложные установки в воспитании (наше – значит лучшее), забвение прошлого опыта, пренебрежение к сложившимся традициям отечественной школы. Результаты исследований показали, что между качеством образования, даваемым в школе, и психологической атмосферой в педагогическом коллективе существует тесная связь. Известно также, что хороший психологический климат невозможен в атмосфере рутины и межличностных конфликтов. Поэтому сегодня большое внимание следует уделять формированию культуры общения учителей.  
     Существенному падению культуры и образования способствовала многолетняя самоизоляция нашего общества. Известно, что закрытое образование по своей сути консервативно, не способно к развитию. Поэтому сейчас важнейшая задача – открытие образовательных границ, интернационализация образования, поворот его к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры. Новая культура должна ориентироваться на новые нравственные ценности, свободные от каких бы то ни было классовых, политических, идеологических интересов. Единственный критерий – суверенность и достоинства каждого человека.  
    В плане гуманизации нужно изменить акценты в подготовке учителя – не только специалист какого-либо предмета, но, прежде всего, человек культуры. Для повышения педагогической культуры очень важно совершенствовать содержание самостоятельной работы студентов. Оно должно реализовываться в творческом сотрудничестве, сотворчестве преподавателей и студентов. В этой связи возникает качественно новая задача – преобразование учебного процесса в научно-педагогический. Высшая педагогическая школа должна научить культуре социально ответственного решения и поступка, то есть активной деятельности, в которой можно выделить три крупных блока: 1. Способность к общению с культурой и в культуре. 2. Способность к воспроизводству культуры. 3. Способность к самовоспроизводству в культуре.  
Способность к общению с культурой и в культуре в широком смысле раскрывается через многообразие отношений личности, сферы её поликультурных проявлений, воспроизводства исторических, культурных, национальных, семейных традиций. В педагогическом плане эта способность формируется в учебном процессе, построенном в виде диалога культур. Суть этой методики – построение учебного процесса таким образом, чтобы сознание будущего специалиста могло противостоять установившимся стереотипам. Мышлению учителя могут быть присущи достижения различных культур и эпох. Каждая культура по-своему права. Войти в спор с ней, найти точку соприкосновения, извлечь полезные уроки из исторического опыта, ощутить себя частью мировой культуры – вот цель методики диалога культур.  
Способность к воспроизводству в сфере общей культуры понимается как коррекция собственной деятельности в соответствии с изменяющимся содержанием культурного процесса; своего рода неприятие догматизма, консерватизма и застоя в общественном бытии.  
      В этической плоскости пересекаются сферы постоянного самосовершенствования учителя и наполнению этическим смыслом каждого педагогического поступка в общем процессе деятельности.  
Культура рациональной организации труда. В понятие культуры человека входит и то, как он трудится, как организует своё рабочее и свободное время. Вчерашние школьники, становясь студентами, попадают в новые условия и не всегда могут быстро приспособиться к требованиям обучения в вузе. Большое количество учебных дисциплин, самостоятельная работа требуют от студента умения рационально распределять и планировать своё время, организовывать своё рабочее место, работать с литературой. В самых общих чертах это должно быть сформировано у человека ещё в школе. Если студент не научится этому за годы обучения, то в практической деятельности он столкнется с массой трудностей.  
Овладение умениями рациональной организации труда начинается с установления рабочего режима. Определенная часть дня занята учебными занятиями или работой, распределить нужно оставшееся время. Спланировать время нужно так, чтобы успевать выполнять все задания в сроки и оставалось время для культурного отдыха, увлечений, спорта. 
Успешность работы и учения во многом зависят от организации своего рабочего места. Порядок на рабочем столе, книжной полке способствует не только экономии времени на поиски нужной книги и других предметов, но и создает психологический комфорт при работе. 
      Успешности также способствует сформированная культура учебного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, переноса полученных знаний и приёмов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приёмы и методы самостоятельной работы с различной литературой, умения написания различных письменных работ (конспектов, рефератов, тезисов и т.д.).  
Овладеть этими умениями поможет специальная литература, которую вы найдёте в настоящем пособии.

 

 Культура педагогического общения. 
 
     Важнейшей характеристикой культуры человека выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Человек реализует в общении свою основную потребность как социальное существо. В общении проявляется как общая культура общества, к которой принадлежит человек, так степень освоения этой культуры им. 
      Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.  
Каждый педагог выделял что-то свое главное в общении с учениками. А.С.Макаренко считал «главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности». В.А.Сухомлинский говорил, что «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным. Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать».  
      Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется следующими функциями: познания личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. Знание функций поможет учителю организовать общение с детьми на уроке и вне его как целостный процесс. 
В.А.Кан-Калик выделяет структуру профессионально-педагогического общения. Она включает следующие этапы: 
 1. Прогностический этап – моделирование педагогом предстоящего общения с детьми. 
 2. Коммуникативная атака – организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия. 
 3. Управление общением - в ходе педагогического процесса поддерживать инициативу детей, направлять и корректировать общение. 
 4. Анализ общения – направление на соотнесение цели, средств и результатов общения с детьми.  
       Учитель должен быть инициатором общения. Для этого следует обратить внимание на оперативность начала контакта, формирования чувства «Мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ ярких целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организацию цельного контакта со всем классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся. Все это помогает преодолевать барьеры, возникающие у учителя особенно вначале деятельности. Снятию барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения. 
     Большое значение в общении играет стиль. Стиль – совокупность методов и приёмов какой-либо деятельности, поведения.  
В общении выделяют две стороны: отношение и взаимодействие, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя – потребности, мотивы, интересы, чувства – все, что толкает человека к общению.  
Исследователи выделяют три основных стиля отношения учителя к детскому коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Но, может быть и ситуативно-отрицательный, и устойчиво-отрицательный. 
С точки зрения взаимодействия выделяют следующие стили: авторитарный («разящие стрелы»); демократический («возвращающийся бумеранг»); либеральный («плывущий плот»).  
Стиль отношений и стиль взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей в совокупности создают стиль педагогического общения. По классификации В.А, Кан-Калика существуют следующие стили педагогического общения: общение на основе увлеченности совместной деятельностью; общение на основе дружеского расположения; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.  
      Большое значение в продуктивном общении играет такт. 
      Такт – умение вести себя пристойно, уважая других; чувство меры в поведении, поступках.  
Наличие такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми. Педагогический такт отличается от общего тем, что обозначает не только свойства личности учителя, но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспитывающее, действенное средство влияния на детей. 
      Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия на детей, умение устанавливать продуктивный стиль общения.  
Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя – тактику. Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. Можно выделить четыре основных позиции: пристройка сверху; пристройка снизу; пристройка рядом; позиция неучастия. 
      Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Это результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработки умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей детей.

Государственный образовательный  стандарт и требования к личности и профессиональной компетентности педагога. 
 
Понятия «профессиональная компетентность» и «готовность к профессиональной деятельности». Общая характеристика профессиональной компетентности педагога. Педагогические знания и теоретическая готовность к педагогической деятельности. Педагогические умения и практическая готовность к педагогической деятельности. Образ «мастера» в педагогике. Профессиональный идеал, его роль в профессиональном развитии. 
 

 Профессиональная компетентность  педагога. 
 
      Педагогическая профессия отличается от других тем, что она не только управляющая, но и преобразующая. Это большая ответственность – управлять развитием личности, поэтому правомерен вопрос о компетентности. 
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая характеризует его профессионализм.  
     Содержание подготовки педагога представлено в его квалификационной характеристике, которая отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. Психолого-педагогические и специальные знания - необходимое, но не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков. Поэтому структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.  
     Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития личности.  
Ряд авторов (С.Б. Елканов, Н.В.Кузьмина, Э.Г. Костяшкин и др.) связывает профессиональные умения педагога с педагогическими способностями, разделяя их на группы с подобными же названиями.  
 1. Познавательные умения и способности: глубокое знание психологии ребенка; умение отбирать для педагогического процесса необходимую информацию; контролировать свое поведение и деятельность. Они строятся на основе познавательных (гностических) умений: восприятия, внимания, мышления, воображения и памяти. 
 2. Конструктивные умения: построения образа конечного результата деятельности; составление плана действий по достижению поставленной цели. 
 3. Коммуникативные умения – общаться, обмениваться информацией, налаживать отношения, они включают следующие действия: воспринять и понять другого человека; умение сближать точки зрения (свою и чужую); умение управлять общением. 
 4. Информационные умения: постановка голоса, отработка дикции; выразительность и эмоциональная окраска речи; культура и стиль речи. 
 5. Организационные умения: умение задавать работу, распоряжаться; осуществлять контроль за исполнением; подводить итоги и оценивать работу. 
     В более узком смысле их можно рассматривать как: способность учитывать психологические особенности человеке, группы людей, т.е. организаторское чутьё; способность заражать и заряжать своей энергией других; склонность, готовность к организаторской деятельности, способность соблюдать психологический такт, чувство меры.  
Модель профессиональной готовности строится на наиболее общих умениях и переходит на частные умения (от умения профессионально мыслить – к теоретическому анализу фактов), то есть процесс перехода от конкретного к абстрактному.    Таким образом, модель профессиональной готовности выступает как единство теоретической и практической готовности.     Обобщённые педагогические умения можно объединить в четыре группы: 
  1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач и т.д. 
  2. Умения построить и привести в движение логически завершённую педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса и т.д. 
  3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий, активизация личности школьника и т.д. 
  4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных задач. 
Наиболее полно понятие педагогическая компетентность как совокупность педагогических знаний и умений, как теоретическая и практическая готовность к профессиональной деятельности учителя раскрывается в учебном пособии «Педагогика» под общей редакцией В.А.Сластенина.

 Педагогические знания и  теоретическая готовность к педагогической  деятельности.   
 
Содержание теоретической готовности понимается как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но это не те знания, которые должны лежать мертвым грузом.  
Теоретическая готовность – это теоретическая деятельность, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, что предполагает наличие определенных умений. Выделяют группы умений, связанных с мыслительными операциями человека:

 
      1. Аналитические умения – один  из критериев педагогического  мастерства, именно через них  проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Оно состоит из ряда частных умений: расчленять педагогические явления на составляющие элементы; осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; находить основную педагогическую задачу и способы её оптимального решения. 
Теоретический анализ фактов и явлений заключает в себе: вычленение факта или явления, его обособление от других фактов и явлений, установление состава элементов данного факта или явления, раскрытие содержания и выделение роли каждого из элементов данной структуры, проникновение в процесс развития целостного явления, определение места данного явления в образовательном процессе.

 
      2. Прогностические умения – осуществляются  на научной основе, опираются  на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Состав прогностических умений: выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достижения педагогических целей; предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений; определение этапов педагогического процесса; распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности. 
В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения можно объединить в три группы: прогнозирование развития коллектива; прогнозирование развития личности; прогнозирование педагогического процесса.

 
     3. Проективные умения – специальная  группа умений, проявляющихся в  материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания. Образовательно-воспитательные планы могут быть перспективными и оперативными. Проективные умения включают: перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; учет при отборе педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств; определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса; отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел; планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей; отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

 
    4. Рефлексивные умения – имеют  место при осуществлении педагогом  контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Включают в себя различные виды контроля: контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. 
Для эффективного осуществления видов контроля педагог должен быть способен к рефлексии. Особые умения анализировать: правильность постановки целей, их перевода в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приёмов и средств педагогической деятельности; соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.; причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач; опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями. 
Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

 

Педагогические умения и практическая готовность к педагогической деятельности. 
 
      Содержание практической готовности выражается во внешних умениях, то есть в действиях, которые можно наблюдать. Повторяя в основном названия умений, данных ранее, здесь умения объединяются по видам педагогической деятельности. 
   1. Организаторская деятельность – обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. Включает следующие умения: 
- мобилизационные – привлечение внимания учащихся, развитие у них устойчивых интересов к учению и другой деятельности, формирование потребности в знаниях и вооружение учащихся навыками учебной работы, стимулирование актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников, создание специальных ситуаций для привития нравственных поступков и т.д.; 
- информационные – умения и навыки работы с печатью, умение добывать информацию из других источников и дидактически её преобразовывать; 
- развивающие – определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся и класса, создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной самостоятельности; 
- ориентационные – направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, организацию совместной творческой деятельности. 
   2. Коммуникативные умения – представлены как взаимосвязанные группы следующих умений: 
- перцептивные – умение понимать других, воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах партнера по общению, проникать в личностную суть других людей, видеть главное в другом человеке; 
- умения педагогического общения – организация общения; коммуникативная атака (привлечение внимания), установление психологического контакта, управление общением (распределять внимание и его поддерживать, помогать снимать психологические барьеры и т.д.), установление обратной связи на основе эмпатии; 
- владение педагогической техникой – умения, необходимые для педагогического стимулирования активности (стиль, тон, темп, дикция, жесты, телоположение, эмоции и т.д.). 
       Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно владеть и прикладными умениями: художественными, музыкальными, спортивными, техническими и т.д.

Информация о работе Профессия и профессионализм педагога