Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:57, курсовая работа
Целью нашего исследования является создание условий способствующих эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
2. определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
3. выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
1. Введение
2. Глава I. Проблема формирования потребности в ЗОЖ в современной научной литературе
1.1. Вредные привычки у детей. Виды вредных привычек. Причины их возникновения.
1.2. Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ»
1.3. Возрастные особенности младших школьников
1.4. Особенности процесса формирования представлений младших школьников в ЗОЖ
3. Глава II. Эксперимент.
Довольно часто при беседах с подростками,да и с младшими школьниками, на тему борьбы с «зеленым змием» отсутствует четкое разграничение понятий «пьянство» и «алкоголизм». Их следует различать: пьянство - это форма аморального, антисоциального поведения, алкоголизм - это уже болезнь. И в среде подростков необходимо бороться именно с пьянством, чтобы не пришлось лечить от алкоголизма.
Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути алкоголизма.
Что касается употребления наркотических веществ, то в последние годы их количество растет и это имеет место практически во всех регионах мира. Проводя беседу со школьниками о наркомании и токсикомании, педагог должен вести их сведения следующее. Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так как подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.
Глава II. Эксперимент
Нами была проведена опытно- экспериментальная работа на базе 1 «А» класса гимназии № 14, целью которой было выявить у учащихся экспериментального класса виды, причины вредных привычек и наметить план действий по их профилактике. В ходе данной работы мы провели беседы с классным руководителем 1 «А» класса, с медицинским работником, с родителями и самими детьми.
Таблица № 1
Профилактика вредных привычек
в 1 "А" классе гимназии № 14
Учитель |
Мед.работник |
Родители |
Дети |
Классный руководитель 1 «А» класса проводит большую работу с детьми по профилатике вредных привычек: -во время уроков учитель ходит по классу, поправляя посадку детей и правильное расположение школьных принадлежностей; - во время походов в столовую учитель проверяет, помыли ли дети руки перед едой; - классный руководитель учит ребят называть друг друга только по именам, не давай различных прозвищ; - учитель учит детей беречь школьное имущество, обращаться с ним, как со своим; - учитель 1 «А» класса старается внимательно смотреть за тем, чтобы дети не грызли ногти, школьные принадлежности |
Медицинский работник часто посещает класс. Врачом были проведены беседы с классом на темы типа : «Твои вредные привычки», «Ты и мир вокруг тебя» и другие, из которых дети узнали подробнее, что такое вредные привычки и как с ними можно бороться. |
Родители учеников гимназии часто разговаривают со своими детьми на тему вредных привычек и об их профилактике, затрагивая не только самые распространённые (алкоголь, курение, наркомания), но так же и такие привычки, как: грызть ногти, ручку, мыть руки перед едой, не обманывать старших. |
Сами дети пытаются контролировать друг друга, если этого не успевает делать учитель: скажут о правильной посадке соседа за партой, напомнят помыть руки перед едой. |
Таким образом из таблицы мы видим, что в классе проводится немалая работа по профилактике вредных привычек школьников как со стороны учителя, врача, так со стороны родителей и самих детей. Такая работа должна проводиться не только в лицеях и гимназиях, но и общеобразовательных школах.
Также нами была проведена анкета, состоящая из 9 вопросов, из результатов которой мы выявили, насколько ученики 1 «А» класса знают, что такое вредные привычки и проводится ли какая- либо работа с детьми (смотри приложение 1)
Анкета:
1. Знаете ли вы, что такое вредные привычки?
Да, знаю;
· нет, не знаю;
· предполагаю, но не уверен
2. Имеете ли вы вредные привычки?
· Да, имею;
· нет, не имею;
· не знаю
3. Имеют ли вредные привычки ваши родители?
· Да, имеют;
· нет, у моих родителей нет вредных привычек;
· не знаю
4. Имеют ли вредные привычки твои друзья?
· Да, имеют;
· не имеют;
· не знаю
5. Разговаривают ли родители с вами о вреде вредных привычек?
· Разговаривают часто;
· разговаривают редко;
· не разговаривают
6. Проводит ли ваш классный руководитель с вами беседы о вреде вредных привычек?
· Проводит часто;
· проводит, редко;
· не проводит
7. Знаете ли вы, как бороться с вредными привычками?
· Знаю;
· не знаю;
· не уверен
8. Хотели бы вы, чтобы у вас не было вредных привычек?
· Хотел(а) бы;
· оставил(а) бы всё так, как есть;
· не хотел(а) бы
9. Как вы считаешь, какие из перечисленных ниже привычек являются вредными? (подчеркни)
· Курение;
· грызение ногтей;
· чавканье за столом;
· прогулка по городу
Итак, подведя итог анкете, мы выяснили, что:
· знают, что такое вредные привычки- 87% учащихся класса;
· 79% ребят считают, что они имеют вредные привычки;
· у 85%- имеют вредные привычки родители;
· у 78% вредные привычки имеют друзья;
· почти все родители учеников разговаривают с ними о вредных привычках-97%;
· 100% учеников ответили, что их классный руководитель проводит с ними беседы о вреде вредных привычек;
· но лишь 36% детей ответили, что знают, как бороться с вредными привычками;
· 97% учеников класса хотят избавиться от вредных привычек и не иметь их;
· 93% ребят выбрали правильные ответы из перечисленных вредных привычек (курение, грызение ногтей, чавканье за столом);
Так, большая часть детей ответила, что они знают, что такое вредные привычки и как с ними бороться. С детьми проводят беседы как учитель, так и родители.
Так же мы составили диаграмму, из которой мы можем увидеть, насколько дети знают виды вредных привычек(ДИАГРАММА)
Так же мы выявили вредные привычки учеников 1 «А» класса.(ДИАГРАММА)
Из результатов диаграммы мы видим, что:
· часть учеников класса забвают вымыть руки перед едой- 45%;
· многие дети грызут от волнения ручки, карандаши и другие школьные принадлежности- 52%;
· так же есть в классе и немало детей, которые грызут ногти- 37%;
· есть дети, которые забывают убирать рабочие места после уроков (в частности урок рисования)- 19%;
· в классе имеются ученики, которые, переодеваясь, не кладут одежу на свои места, а разбрасывают её- 14%;
· малая часть детей, но всё- таки они есть, дают прозвища одноклассникам- 4%.
Так же мы провели индивидуальную беседу с двумя учениками 1 «А» класса- Чирковой Валерией и Ипатовым Яковом. Целью нашей беседы с ребятами было выявить, знают ли Лера и Яша, что такое вредные привычки, способы борьбы с ними и какие вредные привычки имеют сами дети.
Чиркова Валерия |
Ипатов Яков |
1. Вредные привычки- нехорошие качества, которые имеет человек и от которых очень сложно избавиться. 2. Способы борьбы с вредными привычками по мнению Леры: · надо найти занятие, которое бы вас отвлекало от вашей вредной привычки |
1. Вредные привычки- то, что вы делаете каждый день, что приносит вам вред. |
Информация о работе Профилактика вредных привычек младших школьников