Профилактика детского суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности профилактики суицидального поведения.
Объект исследования - подростковый суицид как социально педагогическая проблема.
Предмет исследования – работа социального педагога с подростками склонными к суициду.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятий суицид, пресуицидальный период, суицидальная попытка.
Выявить основные причины суицидального поведения.
Изучить особенности социально педагогической деятельности по профилактике суицидального поведения.

Содержание

Введение 3
§.1.подростковый суицид как социально педагогическая проблема 5
§.2.причины и факторы подросткового суицида 8
§.3.Особенности профилактической деятельности с детьми склонными к суицидальным попыткам 12
Заключение 27
Литература 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (10) (Автосохраненный).doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический

Университет им.М.Акмуллы» 

Факультет: социально гуманитарный

Кафедра социальной педагогики

Дисциплина: социальная педагогика 

Мартемьянова  Татьяна Михайловна

Подростковый  суицид: понятие, причины, формы профилактики

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Д.п.н.,Махмутова  З.М.

Уфа 2008

Содержание 

Введение                                                                                                                 3          

§.1.подростковый суицид как социально педагогическая проблема                  5

§.2.причины и факторы подросткового суицида                                                  8

§.3.Особенности профилактической деятельности с детьми склонными к суицидальным попыткам                                                                                      12

Заключение                                                                                                             27

Литература                                                                                                             29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность  проблемы. Проблема профилактики подростковых и молодежных самоубийств относится к числу тех, актуальность которых резко возросла в условиях социокультурного кризиса последних десятилетий. Российские показатели уровня суицида в три-четыре раза превышают среднемировые. Особенно стремительно растет число самоубийств среди подростков и молодежи, о чем свидетельствуют как сведения Федеральной службы государственной статистики, так и данные Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации. Несмотря на то, что различными науками разрабатываются и внедряются в практику все новые и новые методы и технологии предупреждения самоубийств, тревожные тенденции не исчезают.

 Проблема самоубийства подростков за последние два десятилетия во всех цивилизованных странах приобрела чрезвычайную актуальность, и вызвало объективное опасение мирового сообщества по поводу психического здоровья подрастающего поколения. По данным Всемирной организации здравоохранения это связано с увеличением абсолютного числа самоубийств и суицидальных попыток среди молодежи. ]. Суицид является второй после несчастных случаев причиной смерти у молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет, мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка, по прогнозам исследователей, в последующие 10 лет число суицидов будет быстрее расти у подростков в возрасте от 10 до 14 лет.

Цель: изучить особенности профилактики суицидального поведения.

Объект  исследования - подростковый суицид как социально педагогическая проблема.

Предмет исследования – работа социального педагога с подростками склонными к суициду.

Задачи  исследования:

  1. Раскрыть сущность понятий суицид, пресуицидальный период, суицидальная попытка.
  2. Выявить основные причины суицидального поведения.
  3. Изучить особенности социально педагогической деятельности по профилактике суицидального поведения.

Метод исследования: анализ литературы по проблеме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.подростковый суицид как социально  педагогическая проблема 

Самоубийства  свидетельствуют о наличии в  обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым разрешить обычным общепринятым путем; о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями, пессимизмом. Самоубийства являются одной из распространенных причин смертности населения. Покушение на самоубийство нередко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность[15, 217].

  Подростковый и юношеский возрастные периоды входят в группу повышенного риска, так как для них характерны:

Во – первых, внутренние трудности переходного периода, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции;

Во – вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков и молодежи;

В – третьих, противоречия обусловленные изменением механизма социального контроля: детской формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания старшим, уже не действуют, а новые, взрослые, предпологающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.[15,199].

Являясь одним  из видов девиации, суицид «отбирает» не героев, как свойственно полагать многим, а скорее слабых личностей, которые не могут справиться самостоятельно со своими трудностями.

Люди, совершающие  суицид, обычно страдают от сильной  душевной боли и

находятся в  состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Профилактика  самоубийств у детей и подростков должна начинаться с единого понимания современной суицидологической терминологии.

  1. Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психологического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл [16,300].
  2. Пресуицидальный период – состояние характеризующееся определенными психологическими и психопатическими признаками, длящиеся от момента возникновения суицидальных тенденций до совершения суицидальной попытки.
  3. Суицидальные тенденции – прямые или косвенные показатели свидетельствующие о снижении ценности собственной жизни, об утрате смысла жизни, о нежелании жить.
  4. Постсуицидальный период – состояние определяющееся соматическими и психосоматическими расстройствами, продолжающееся от момента совершения суицидальной попытки до полной реабилитации[газета новости медицины и формации].
  5. Формы суицидальных попыток у подростков – специалистами выделены наиболее типичные формы такого проявления. К ним относятся:
  • Демонстративные или шантажные – подлинное намерение покончить с собой отсутствует, и подросток пытается с помощью демонстрации попытки самоубийства разрешить свои проблемы, выбраться из трудной ситуации;
  • Реактивные или эмоциональные – самоубийства совершаются под влиянием чрезвычайно сильных переживаний, возникших как реакция на какое-либо внешнее событие; глубина переживаний не позволяет подростку рационально оценить ситуацию, найти иной выход. Часто выраженность эмоциональной реакции не соответствует тяжести вызвавшего ее события и определяется особенностями личности подростка;
  • Совершение душевно больными – совершается подростками под влиянием бредовой интерпретации действительности, устрашающих или императивных галлюцинаций, в состоянии тяжелой депрессии с мыслью самообвинения и своей малоценности;
  • Сознательные, продуманные – часто хорошо спланированные и длительно подготавливаемые действия, целью которых является лишение себя жизни [16,301].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.причины  и факторы подросткового  суицида 

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным - хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди нередко, такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Потеря смысла жизни может выглядеть как угодно - все зависит от того, кто, в чем видит этот смысл. Безденежье может толкнуть на роковой шаг того, для кого вся жизнь сводится к богатству; несчастная любовь может стать причиной суицида в том случае, если влюбленный не мыслит будущего без любимой; а женщина, убежденная, что ее предназначение - только в материнстве, может покончить с собой из-за обнаруженного бесплодия. Хотя, конечно, в любом из подобных случаев можно найти другой, более конструктивный выход[3,137].

На первом месте  из проблем, характерных для подростков с суицидальным

поведением, находятся  отношения с родителями, на втором месте -трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола[24,217].

Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность.  Ранние браки (в возрасте 15-19лет) не спасают от

уменьшения риска  суицида и это связано, прежде всего, с тем, что они чаще

всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие

проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей[5,143].

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью  или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со

сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. Притом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят ситуативные самоубийства импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни[14,161].

Молодые люди, погруженные  в мысли о самоубийстве, как  правило, чувствуют себя одинокими, беспомощными и отверженными. Они особенно склонны предаваться тоскливым мыслям, когда их обидели или унизили в присутствии друзей или близких, когда они потеряли самоуважение после проваленного экзамена, после разрыва с любимым человеком, если их родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, если в семье разлад, родители скандалят или разводятся. Впрочем, подросток может испытывать депрессию или даже предпринять попытку самоубийства, если такого рода неприятности его не коснулись.

Если в семье  уже были случаи самоубийства, это повышает угрозу повторного суицида. Такая связь может объясниться тем, что подростки склонны отождествлять себя с теми, кто им близок, и повторять их  поступки.

Подростки, которые  злоупотребляют алкоголем или наркотиками, не только чаще предпринимают попытки уйти из жизни, но и чаще доводят дело до конца.[11,412]

Применимо к  подросткам, в их возрасте ценностно-ориентационная сфера не сформирована. Идея уйти из жизни как выход из кризисной  ситуации в отсутствии ценностей  и жизненного опыта быстро становится доминантой. Плюс мотивы, толкающие на это, которых в суицидологии выделено пять: протест, призыв к помощи, самонаказание, уход от тяжелых душевных и физических страданий, капитуляция. В подростковом возрасте наиболее типичны такие мотивы, определяющие социальное поведение, как протест и призыв к помощи. Протестная форма может возникнуть из-за существования ребенка в рамках двойной морали. С одной стороны, мораль ребенка — послушание, с другой стороны, мораль взрослых — непомерные требования. Когда гармонии нет, ребенок начинает протестовать в ответ на педагогическое давление. Формой призыва к помощи ребенок сообщает о тяжелых эмоциональных нагрузках, которые испытывает. — Какую роль в формировании суицидального поведения играет общество? — Сегодняшняя ситуация в обществе становится фактором появления все большего количества суицидов: налицо культ насилия, падение нравственности, доминирование материальных ценностей, отсутствие досуговой политики. Нас окружает все более агрессивная среда. С точки зрения профилактики суицидального поведения огромная роль отводится ближайшему окружению, то есть семье. Именно она может сформировать адекватную самооценку, построить взаимоотношения с ребенком на уважении, оказать поддержку, научить справляться с трудными ситуациями.[26] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профилактика детского суицида