Профильный курс обучения немецкому языку на старшем этапе общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:13, доклад

Краткое описание

Профильное обучение иностранному языку – это целенаправленная подготовка учащегося к дальнейшей деятельности (учебной и / или профессиональной), связанной с использованием иностранного языка как объекта будущей (профессиональной) деятельности либо в качестве средства профессиональной коммуникации. Таким образом, это не просто более глубокое изучение дисциплины, это, прежде всего, специальная система мер, нацеливающая школьников на деятельностное применение своих иноязычных знаний и умений, ориентация средствами немецкого языка на будущую профессиональную деятельность, карьеру.

Вложенные файлы: 1 файл

Профильный курс обучения немецкому языку на старшем этапе общеобразовательной школы.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

Профильный  курс обучения немецкому языку на старшем этапе общеобразовательной  школы.

Профильное обучение иностранному языку – это целенаправленная подготовка учащегося к дальнейшей деятельности (учебной и / или профессиональной), связанной с использованием иностранного языка как объекта будущей (профессиональной) деятельности либо в качестве средства профессиональной коммуникации. Таким образом, это не просто более глубокое изучение дисциплины, это, прежде всего, специальная система мер, нацеливающая школьников на деятельностное применение своих иноязычных знаний и умений, ориентация средствами немецкого языка на будущую профессиональную деятельность, карьеру.

Целью профильного обучения иностранному языку является достижение

уровня развития иноязычной коммуникативной  компетенции.

Наиболее наглядно структуру профильного  обучения иностранному языку представила  И.Л.Бим (2007):

 

Как видно из схемы, профилизация при профильном обучении иностранному языку осуществляется на четырёх уровнях. Углубление происходит за счёт:

1. более тщательной проработки  инвариантного ядра содержания  обучения (2 ярус);

2. подключения модулей с дополнительным  профильно-ориентированным материалом (соотносящимся с профессиональной  направленностью профиля) (3 ярус);

3. привлечения элективных курсов  и практик (4 ярус)

Как следует из сопоставительной таблицы, на профильном уровне углубляются знания, навыки и умения в рамках каждой из составляющих

иноязычной коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Углубление происходит за счёт ориентации развития иноязычной коммуникативной компетенции на специализированную область профиля и использования иностранного языка в том числе в качестве средства познавательной деятельности в рамках выбранной (например, филологической) профильной

специализации. В частности:

§ расширяется спектр профессионально-ориентированных ситуаций

общения;

§ увеличивается объём знаний за счёт профильно-ориентированной

лексики и более глубокой проработки грамматического материала;

§ акцент делается на социолингвистической компетенции (умение

адекватно понимать / интерпретировать лингвокультурные факты);

§ развитие компенсаторной компетенции осуществляется также в рамках

профильно-ориентированных ситуаций общения;

§ развитие специальных учебных умений нацелено в т.ч. на дальнейшее

использование иностранного языка  в целях продолжения филологического 

образования.

      Обратимся к особенностям  содержания обучения иностранному  языку на профильном уровне  и обобщим основные направления  профилизации.

1. Особое значение приобретают  чтение и анализ текстов. При  профильном изучении предмета  важную роль играют тексты, связанные  со специализацией профиля. Расширяется  видовое / жанровое разнообразие 

текстов, предназначенных для различных  видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового). Как упомянуто в  таблице, за счёт более детальной  и глубокой проработки иноязычного  текста происходит развитие учебно-познавательных умений на профильном уровне обучения

иностранному языку.

    Особое внимание уделяется  развитию умений интерпретации  текстов. В отличие от базового  уровня изучения иностранного  языка, на профильном уровне  развиваются умения интерпретировать  лингвистические и культуроведческие факты в текстах. Профильный уровень предполагает также формирование и развитие умений интерпретировать лингвострановедческие реалии и фоновую лексику. Учащиеся должны быть

знакомы со стилистическим разнообразием  текстов и уметь определять признаки того или иного стиля.

2. В устной и письменной речи  в условиях профильного обучения  большее значение приобретают  такие умения, как личностная  оценка (выражение личного мнения) прочитанного / услышанного / увиденного,

аргументация своей точки зрения, обобщение и анализ полученной информации, комментирование. В плане письменной речи особое внимание уделяется развитию умений реферирования и аннотирования, а также 

письменной фиксации лекций учителя. В плане устной речи развиваются  умения публичных выступлений, речь приобретает эмоциональную окраску.

3. Целенаправленно развивается  умение письменного перевода  с иностранного языка на русский.  Благодаря развитию соответствующих  навыков и умений (см. таблицу), учащиеся знакомятся с основами переводческой деятельности (свои умения и навыки, связанные с переводом, они могут также углубить и расширить в рамках соответствующих элективных курсов).

4. Углубление изучения иностранного  языка происходит также за  счёт освоения теоретических  знаний в области лингвистики  и филологии. Приобретаемые учащимися  филологические знания и умения  при

профильном обучении иностранному языку подробно описаны в упомянутой выше таблице. За счёт такого расширения специализированных знаний учащиеся знакомятся с основами науки о языке.

5. Наконец, углубление в обучении  иностранному языку происходит  за счёт проектно-исследовательской  деятельности в рамках специализации  профиля. При составлении рефератов,  обзоров и т.д. и участии  в различных проектах учащиеся  приобретают дополнительные профильно-ориентированные  знания, умения и навыки и учатся  их применять в практической  деятельности.

Таким образом, профильный уровень  обучения иностранному языку (в филологическом профиле) не только расширяет иноязычные знания (в количественном плане), но и обеспечивает филологическую специализацию 

6всего процесса обучения, что  обуславливает ориентацию на  соответствующие способы деятельности  в рамках этой специализации.


Информация о работе Профильный курс обучения немецкому языку на старшем этапе общеобразовательной школы