Профориентация умственно отсталых школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры.

Содержание

Введение 1
1. Профессиональная ориентация. Структура и подсистемы профессиональной ориентации 3
1.1. Определение профессиональной ориентации 3
1.2. Анализ структуры профориентации 4
1.3. Подсистемы профессиональной ориентации 9
2. Профессиональная направленность умственно – отсталых школьников 10
3. Состояние системы профориентации в коррекционной школе 15
4. Пути улучшения профориентационной работы в коррекци-онной школе 18
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Профориентация курс.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

     Результаты  исследований свидетельствуют, что  умственно отсталым школьникам необходима квалифицированная и своевременная  помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместной деятельности с семьей и производственными коллективами. Важно определить, чем руководствуются умственно отсталые учащиеся при выборе профессии, почему они выбирают именно эту, а не другую профессию.

     Для педагогически грамотного проведения профессиональной ориентации и педагоги и родители должны достаточно глубоко понимать, что представляют собой основные методы руководства выбором профессии, каковы главные факторы и движущие силы профессионального самоопределения, что нужно знать об умственно отсталом подростке, чтобы подготовить его к самостоятельному выбору профессии, а если нужно, то и оказать консультативную помощь.

     В настоящее время во многих регионах страны (особенно отдаленных) отсутствует  целенаправленная подготовка и переподготовка в вузах учителей по труду-дефектологов, а учебные программы большинства педагогических вузов предполагают только поверхностное знакомство с профессиональным обучением школьников, то есть во вспомогательных школах работают педагоги, не имеющие дефектологического образования.

     Вспомогательная школа не может ставить своей  задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля  и т. д., поэтому вся профориентационная работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся. 

   4. Пути улучшения  профориентационной  работы

   в коррекционной школе

     Проблема  трудоустройства выпускников вспомогательных школ имеет большое социальное значение. В каждом конкретном случае решение вопроса зависит не только от степени и качественного своеобразия интеллектуального дефекта, но и от того, насколько правильно умственно отсталый подросток выбрал для себя специальность. Последнее, в свою очередь, показывает эффективность работы системы профессиональной ориентации.

     Работу  по профориентации ведут классный руководитель, воспитатели и учителя профессионально-трудового обучения в тесном контакте со школьным врачом. В школах создаются кабинеты (уголки) профориентации, подбирается соответствующая литература, уделяется внимание наглядной агитации, создается реальный план профориентационной работы и т. п.

     Первый (пропедевтический) этап нацелен на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Это достигается за счет практической включенности учащегося в различные виды общественно полезной трудовой деятельности. Школьные трудовые навыки остаются той основой, на которую опирается человек с олигофренией, при необходимости овладевая другой специальностью. Трудолюбие, дисциплина, стойкий интерес к труду - все, что привито школой, помогает ему в дальнейшей жизни.

     Последующие этапы характеризуются целенаправленной работой по формированию профессиональной направленности и становлению профессионального сознания. Целенаправленная профориентационная работа начинается с изучения учащихся в профориентационных целях, формирования положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе. 
Трудовое обучение с самого начала его пропедевтики должно стать нужным, интересным, эмоционально значимым и эстетически привлекательным для умственно отсталых учащихся. Труд должен стать их осознанной потребностью. Положительное, заинтересованное отношение к осваиваемой специальности способствует созданию у умственно отсталых учеников стремления постоянно улучшать, совершенствовать свои умения и навыки. Становится легче научить их работать самостоятельно, планировать и контролировать свои действия, анализировать ошибки.

     На  этом этапе продолжается знакомство детей с профессиями, но, в отличие от младших классов, содержание такой работы усложняется. Основными методами становятся не беседы о профессиях родителей, а встречи с представителями профилирующих профессий, экскурсии на промышленные предприятия с последующим их обсуждением и т. д.

     Одно  из главных звеньев профессионального  самоопределения умственно отсталых выпускников - выбор не только доступной, адекватной возможностям специальности, но и такой, на которую есть спрос в данном районе. Сделать специальность привлекательной помогает весь процесс эстетического воспитания, если он имеет направленность на разностороннее развитие детей и реализуется в комплексе с трудовой подготовкой. Говоря об эстетическом воспитании необходимо учитывать не только особенности эмоционально - волевой сферы умственно отсталых детей, но и то, как они взаимодействуют с интеллектуальными процессами. В конкретном виде деятельности развиваются не только эмоционально-волевые качества, но и отношение к ней, характер становится более целенаправленным. Эмоционально-волевые качества (уверенность, выдержка, адекватные переживания) развиваются и изменяются, одновременно меняются соотношения между интеллектуальными и эмоционально-волевыми процессами в ходе обучения. Важно с возможной точностью определить моменты, когда особенно необходимо (в коррекционно-воспитательных целях) усиливать влияние эмоционального фактора. 
Содержание профориентационной работы на уроках по общеобразовательным предметам, в этом периоде более тесно увязывается с уроками трудового обучения. Например, на уроках чтения ученики работают с текстами, рассказывающими об изучаемых в школе профессиях. И хотя основной объем профессиональной информации ученики получают все же на уроках труда, эта работа имеет большое значение для раскрытия общественной значимости профессий.

     Положительное отношение умственно отсталых школьников к труду по доступным им профессиям во многом основано на непосредственном восприятии общественной его оценки. Вынесение благодарностей, награждение грамотами и другие поощрения обслуживающего персонала школы, организованные в торжественной обстановке и при непосредственном участии детей, стимулирует формирование этого отношения. В аналогичные мероприятия учащиеся включаются и вне школы - на базовых и шефствующих предприятиях.

     Привлекая учащихся к созданию материальных ценностей, создаются предпосылки для формирования мировоззрения, воспитывается трудолюбие, бережное отношение к природным богатствам, имуществу и т. д. 
Работая в коллективе, дети, столкнувшись с новыми формами отношений, начинают лучше сознавать смысл товарищеского сотрудничества и взаимной помощи, у них все более развивается заботливое отношение друг к другу, чувство коллективизма. Школа должна использовать труд для формирования мировоззрения учеников, для возникновения дружеского соревнования, для формирования чувства долга, ответственности, которые должны стать главными мотивами трудовой деятельности.

     В целях профориентации особое внимание следует уделять изучению различных  сторон деятельности ребенка: бытовых навыков самообслуживания; двигательных особенностей, проявляющихся в подвижных играх, физических упражнениях и др.; состояния рабочих навыков, сформированных на занятиях по ручному труду в 1 - 3 классах и пр. Изучение проводится в целях правильного распределения учащихся 4 класса для занятий в школьных мастерских.

     Четвертый класс по содержанию профессионально-трудового обучения является отборочным, поэтому рекомендуется не ограничиваться занятиями по одной специальности, а по возможности чередовать по четвертям обучение основам нескольких профессий (столярное, слесарное, каротажное, швейное дело, сельскохозяйственный труд и др.).

     Разумеется, в школе должны быть условия для последующего обучения этим специальностям. Учителя профессионально - трудового обучения, систематически наблюдая учащихся, составляют подробную характеристику на каждого. С учетом психофизического развития воспитанников определяется их дальнейшее профессионально-трудовое обучение.

     Важной  стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни умственно отсталых школьников является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, положительно - эмоционального отношения к ней, адекватной оценке своих возможностей выполнения конкретной работы в той или иной отрасли народного хозяйства. Сознательность, заинтересованность, мотивированность выбора специальности при овладении знаниями и навыками, необходимыми для выполнения той или иной работы, имеют решающее значение в активизации и развитии потенциальных возможностей умственно отсталых подростков.

     Н. Г. Морозова отмечает значение интересов  как одного из важных факторов формирования личности умственно отсталых детей. Следовательно, повышение заинтересованности в той или иной степени оказывает положительное влияние на развитие всего комплекса личностных качеств умственно отсталых школьников в подростково-юношеский период. 
Поскольку интерес к занятиям во многом определяет успешность обучения, формирование профессиональных представлений в школьном возрасте является своего рода фундаментом эффективности дальнейшего процесса обучения, который закладывается в ходе профориентации.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  формирование профессиональных представлений - необходимый элемент профессиональной ориентации, влияющий на развитие профессиональных интересов и успешность профессионального становления и развития личности. Это требует от педагогов применения специальных методов работы. Ведь если в процессе обучения и воспитания применяются эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения, свойственные ребенку с олигофренией, в значительной степени компенсируются.

     К основным методам формирования профессиональных представлений относятся встречи с работающими выпускниками школы, другими рабочими и, конечно, экскурсии.

     Каждой  экскурсии предшествует подготовительная работа. Учащимся необходимо напомнить о правилах поведения в общественных местах. Кроме того, каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д. Условия проведения экскурсий на предприятия таковы, что сопровождающий группу дает пояснения вне цеха, а внутри учащиеся расходятся, наблюдения и разговоры ведут индивидуально. Поэтому так важна подготовительная работа. Иначе может получиться так, что в результате экскурсии учащиеся вынесут только шумовой фон и разрозненные зрительные образы и не увидят того, ради чего пришли на данное предприятие. То есть, речь здесь идет о расширении путей профпропаганды и профагитации.

     Также хорошие результаты при формировании профессиональной направленности дает совместная профориентационная работа школы и профессионального училища. Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни умственно отсталых школьников является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации. Выработке правильной самооценки способствуют занятия по трудовому обучению, помимо этого они определяют, в известной мере, уровень притязаний умственно отсталых детей. При комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке целесообразно учитывать не только возможности ребят в практической деятельности, но и их собственную оценку своих способностей, уровень их притязаний.

     В соответствии с выявленными особенностями  можно будет строить работу по воспитанию у умственно отсталых школьников правильной, адекватной самооценки, критичности. Индивидуальные задания детям нужно давать с таким расчетом, чтобы показать им степень их возможностей на определенном этапе обучения, для этого может быть полезна методика с разной градацией трудности. Постепенно ребенок начнет видеть, что он в состоянии сделать, а что ему не под силу.

     Для осуществления правильной профориентации учащихся необходима совместная работа учителя по труду и воспитателя. Нужно так планировать эту совместную работу, чтобы научить воспитанников вспомогательной школы более реально представлять себе свои возможности в будущей трудовой деятельности, не вселяя, однако, в них чувство крайней ограниченности их способностей. Здесь необходим индивидуальный подход и большая чуткость педагога. Знание преподавателем трудового обучения особенностей самооценки и уровня притязаний умственно отсталых школьников повысит эффективность учебных занятий, будет способствовать успешному решению коррекционно-воспитательных задач, стоящих перед специальной школой.

     Не  надо забывать и о том, что участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико. Сопоставляя этот факт с несоответствием фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке, следует, что профориентационную работу с родителями надо проводить более основательно. Тесное сотрудничество таких социальных институтов, как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства воспитанников. Но, так как большинство вспомогательных школ являются школами интернатного типа, данная проблема нуждается в дальнейшей проработке. В связи с этим большое значение приобретает разработка содержания профессиональной консультации непосредственно умственно отсталых учащихся. Основой для консультации служат данные специальных медико-психологических обследований и комплексные характеристики, составленные воспитателями и учителями- предметниками.

     В организации профориентационной работы важную роль играет школьный учебно-методический кабинет профориентации. Создание кабинета облегчает накопление и систематизацию материалов по профориентации, которыми может воспользоваться любой педагог школы. Кабинет используется также для справочно-консультационной работы и других мероприятий с учащимися и их родителями. Кроме того, кабинет является центром методической работы по вопросам профориентации и связующим звеном между школой, профессиональным училищем и базовым предприятием. Руководство работой кабинета целесообразно возложить на социального педагога. Кабинет оформляется стендами, витринами, альбомами, макетами оборудования и т. д. К оформлению и обновлению кабинета следует привлекать школьников, что будет являться дополнительным стимулом для развития профессионального интереса. Также в кабинете профориентации рекомендуется оформить специальную карточку на каждого ученика, отражающую основные социально-демографические, медицинские, психофизиологические и другие данные.

Информация о работе Профориентация умственно отсталых школьников