Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:30, курсовая работа
Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры.
Введение 1
1. Профессиональная ориентация. Структура и подсистемы профессиональной ориентации 3
1.1. Определение профессиональной ориентации 3
1.2. Анализ структуры профориентации 4
1.3. Подсистемы профессиональной ориентации 9
2. Профессиональная направленность умственно – отсталых школьников 10
3. Состояние системы профориентации в коррекционной школе 15
4. Пути улучшения профориентационной работы в коррекци-онной школе 18
Заключение 30
Список литературы 32
Результаты
исследований свидетельствуют, что
умственно отсталым школьникам необходима
квалифицированная и
Для педагогически грамотного проведения профессиональной ориентации и педагоги и родители должны достаточно глубоко понимать, что представляют собой основные методы руководства выбором профессии, каковы главные факторы и движущие силы профессионального самоопределения, что нужно знать об умственно отсталом подростке, чтобы подготовить его к самостоятельному выбору профессии, а если нужно, то и оказать консультативную помощь.
В настоящее время во многих регионах страны (особенно отдаленных) отсутствует целенаправленная подготовка и переподготовка в вузах учителей по труду-дефектологов, а учебные программы большинства педагогических вузов предполагают только поверхностное знакомство с профессиональным обучением школьников, то есть во вспомогательных школах работают педагоги, не имеющие дефектологического образования.
Вспомогательная
школа не может ставить своей
задачей подготовку рабочих-универсалов,
механизаторов широкого профиля
и т. д., поэтому вся профориентационная
работа школы должна быть направлена
на формирование профессионального самоопределения,
адекватного психофизическим особенностям
учащихся.
4. Пути улучшения профориентационной работы
в коррекционной школе
Проблема
трудоустройства выпускников
Работу по профориентации ведут классный руководитель, воспитатели и учителя профессионально-трудового обучения в тесном контакте со школьным врачом. В школах создаются кабинеты (уголки) профориентации, подбирается соответствующая литература, уделяется внимание наглядной агитации, создается реальный план профориентационной работы и т. п.
Первый (пропедевтический) этап нацелен на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Это достигается за счет практической включенности учащегося в различные виды общественно полезной трудовой деятельности. Школьные трудовые навыки остаются той основой, на которую опирается человек с олигофренией, при необходимости овладевая другой специальностью. Трудолюбие, дисциплина, стойкий интерес к труду - все, что привито школой, помогает ему в дальнейшей жизни.
Последующие
этапы характеризуются целенаправленной
работой по формированию профессиональной
направленности и становлению профессионального
сознания. Целенаправленная профориентационная
работа начинается с изучения учащихся
в профориентационных целях, формирования
положительного отношения к содержанию
трудового обучения в школе.
Трудовое обучение с самого начала его
пропедевтики должно стать нужным, интересным,
эмоционально значимым и эстетически
привлекательным для умственно отсталых
учащихся. Труд должен стать их осознанной
потребностью. Положительное, заинтересованное
отношение к осваиваемой специальности
способствует созданию у умственно отсталых
учеников стремления постоянно улучшать,
совершенствовать свои умения и навыки.
Становится легче научить их работать
самостоятельно, планировать и контролировать
свои действия, анализировать ошибки.
На этом этапе продолжается знакомство детей с профессиями, но, в отличие от младших классов, содержание такой работы усложняется. Основными методами становятся не беседы о профессиях родителей, а встречи с представителями профилирующих профессий, экскурсии на промышленные предприятия с последующим их обсуждением и т. д.
Одно
из главных звеньев
Содержание профориентационной работы
на уроках по общеобразовательным предметам,
в этом периоде более тесно увязывается
с уроками трудового обучения. Например,
на уроках чтения ученики работают с текстами,
рассказывающими об изучаемых в школе
профессиях. И хотя основной объем профессиональной
информации ученики получают все же на
уроках труда, эта работа имеет большое
значение для раскрытия общественной
значимости профессий.
Положительное отношение умственно отсталых школьников к труду по доступным им профессиям во многом основано на непосредственном восприятии общественной его оценки. Вынесение благодарностей, награждение грамотами и другие поощрения обслуживающего персонала школы, организованные в торжественной обстановке и при непосредственном участии детей, стимулирует формирование этого отношения. В аналогичные мероприятия учащиеся включаются и вне школы - на базовых и шефствующих предприятиях.
Привлекая
учащихся к созданию материальных ценностей,
создаются предпосылки для
Работая в коллективе, дети, столкнувшись
с новыми формами отношений, начинают
лучше сознавать смысл товарищеского
сотрудничества и взаимной помощи, у них
все более развивается заботливое отношение
друг к другу, чувство коллективизма. Школа
должна использовать труд для формирования
мировоззрения учеников, для возникновения
дружеского соревнования, для формирования
чувства долга, ответственности, которые
должны стать главными мотивами трудовой
деятельности.
В целях профориентации особое внимание следует уделять изучению различных сторон деятельности ребенка: бытовых навыков самообслуживания; двигательных особенностей, проявляющихся в подвижных играх, физических упражнениях и др.; состояния рабочих навыков, сформированных на занятиях по ручному труду в 1 - 3 классах и пр. Изучение проводится в целях правильного распределения учащихся 4 класса для занятий в школьных мастерских.
Четвертый класс по содержанию профессионально-трудового обучения является отборочным, поэтому рекомендуется не ограничиваться занятиями по одной специальности, а по возможности чередовать по четвертям обучение основам нескольких профессий (столярное, слесарное, каротажное, швейное дело, сельскохозяйственный труд и др.).
Разумеется, в школе должны быть условия для последующего обучения этим специальностям. Учителя профессионально - трудового обучения, систематически наблюдая учащихся, составляют подробную характеристику на каждого. С учетом психофизического развития воспитанников определяется их дальнейшее профессионально-трудовое обучение.
Важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни умственно отсталых школьников является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, положительно - эмоционального отношения к ней, адекватной оценке своих возможностей выполнения конкретной работы в той или иной отрасли народного хозяйства. Сознательность, заинтересованность, мотивированность выбора специальности при овладении знаниями и навыками, необходимыми для выполнения той или иной работы, имеют решающее значение в активизации и развитии потенциальных возможностей умственно отсталых подростков.
Н.
Г. Морозова отмечает значение интересов
как одного из важных факторов формирования
личности умственно отсталых детей.
Следовательно, повышение заинтересованности
в той или иной степени оказывает положительное
влияние на развитие всего комплекса личностных
качеств умственно отсталых школьников
в подростково-юношеский период.
Поскольку интерес к занятиям во многом
определяет успешность обучения, формирование
профессиональных представлений в школьном
возрасте является своего рода фундаментом
эффективности дальнейшего процесса обучения,
который закладывается в ходе профориентации.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование профессиональных представлений - необходимый элемент профессиональной ориентации, влияющий на развитие профессиональных интересов и успешность профессионального становления и развития личности. Это требует от педагогов применения специальных методов работы. Ведь если в процессе обучения и воспитания применяются эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения, свойственные ребенку с олигофренией, в значительной степени компенсируются.
К основным методам формирования профессиональных представлений относятся встречи с работающими выпускниками школы, другими рабочими и, конечно, экскурсии.
Каждой экскурсии предшествует подготовительная работа. Учащимся необходимо напомнить о правилах поведения в общественных местах. Кроме того, каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д. Условия проведения экскурсий на предприятия таковы, что сопровождающий группу дает пояснения вне цеха, а внутри учащиеся расходятся, наблюдения и разговоры ведут индивидуально. Поэтому так важна подготовительная работа. Иначе может получиться так, что в результате экскурсии учащиеся вынесут только шумовой фон и разрозненные зрительные образы и не увидят того, ради чего пришли на данное предприятие. То есть, речь здесь идет о расширении путей профпропаганды и профагитации.
Также хорошие результаты при формировании профессиональной направленности дает совместная профориентационная работа школы и профессионального училища. Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни умственно отсталых школьников является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации. Выработке правильной самооценки способствуют занятия по трудовому обучению, помимо этого они определяют, в известной мере, уровень притязаний умственно отсталых детей. При комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке целесообразно учитывать не только возможности ребят в практической деятельности, но и их собственную оценку своих способностей, уровень их притязаний.
В соответствии с выявленными особенностями можно будет строить работу по воспитанию у умственно отсталых школьников правильной, адекватной самооценки, критичности. Индивидуальные задания детям нужно давать с таким расчетом, чтобы показать им степень их возможностей на определенном этапе обучения, для этого может быть полезна методика с разной градацией трудности. Постепенно ребенок начнет видеть, что он в состоянии сделать, а что ему не под силу.
Для осуществления правильной профориентации учащихся необходима совместная работа учителя по труду и воспитателя. Нужно так планировать эту совместную работу, чтобы научить воспитанников вспомогательной школы более реально представлять себе свои возможности в будущей трудовой деятельности, не вселяя, однако, в них чувство крайней ограниченности их способностей. Здесь необходим индивидуальный подход и большая чуткость педагога. Знание преподавателем трудового обучения особенностей самооценки и уровня притязаний умственно отсталых школьников повысит эффективность учебных занятий, будет способствовать успешному решению коррекционно-воспитательных задач, стоящих перед специальной школой.
Не надо забывать и о том, что участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико. Сопоставляя этот факт с несоответствием фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке, следует, что профориентационную работу с родителями надо проводить более основательно. Тесное сотрудничество таких социальных институтов, как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства воспитанников. Но, так как большинство вспомогательных школ являются школами интернатного типа, данная проблема нуждается в дальнейшей проработке. В связи с этим большое значение приобретает разработка содержания профессиональной консультации непосредственно умственно отсталых учащихся. Основой для консультации служат данные специальных медико-психологических обследований и комплексные характеристики, составленные воспитателями и учителями- предметниками.
В организации профориентационной работы важную роль играет школьный учебно-методический кабинет профориентации. Создание кабинета облегчает накопление и систематизацию материалов по профориентации, которыми может воспользоваться любой педагог школы. Кабинет используется также для справочно-консультационной работы и других мероприятий с учащимися и их родителями. Кроме того, кабинет является центром методической работы по вопросам профориентации и связующим звеном между школой, профессиональным училищем и базовым предприятием. Руководство работой кабинета целесообразно возложить на социального педагога. Кабинет оформляется стендами, витринами, альбомами, макетами оборудования и т. д. К оформлению и обновлению кабинета следует привлекать школьников, что будет являться дополнительным стимулом для развития профессионального интереса. Также в кабинете профориентации рекомендуется оформить специальную карточку на каждого ученика, отражающую основные социально-демографические, медицинские, психофизиологические и другие данные.
Информация о работе Профориентация умственно отсталых школьников