Процесс взаимодействие классного руководителя и учащегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование специфики организации педагогического взаимодействия в воспитании подростков.
Реализация данной цели предполагает осуществление следующих задач:
1. рассмотреть сущность педагогического взаимодействия;
2. раскрыть возрастные особенности подростков и их влияние на взаимодействие с внешним миром;

Содержание

Введение……….………………………………………………………………...3

Глава 1 Педагогическое взаимодействие классного руководителя с подростком……..………..…………………………………………………........5
1.1 Особенности организации деятельности классного руководителя…......5
1.2 Требования к деятельности классного руководителя с подростком……………………………….……………………………………..12
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя и подростков……………………………………………............17
Глава 2 Диагностика социально-психологических условий взаимодействия классного руководителя в современной школе……......20
2.1 Современные подходы к осуществлению взаимодействия классного руководителя с подростком…...……………………………..………………...20
2.2 Результаты исследования уровня взаимодействия учащегося…………24

Заключение……………..………………………………..…………………….28
Список использованных источников.....…………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Moya_kursovaya.docx

— 125.04 Кб (Скачать файл)

В группе девочек преобладают  значения с коллективистическим  типом восприятия индивидом группы. Данные показатели мы объясняем тем, что девочки вступают в контакт  главным образом с теми, кто  им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. В группе мальчиков так же преобладает  значение с коллективистическим  типом восприятия. Такие показатели мы объясняем тем, что в этот период мальчики-подростки общаются посредством  игры, где они могут проявить себя. Ради этого они вступают в контакт  даже, если партнеры им не нравятся. И  только в процессе игрового взаимодействия у них складывается положительная  установка. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней  значат для мальчиков больше, чем  наличие индивидуальной симпатии к  другим участникам игры.

Мы определили тип восприятия индивидом группы у старших подростков. Рассмотрим таблицу 2.2,  в которой предоставлены результаты исследования старших подростков.

 

Таблица 2.2 – Результаты исследования девочек и мальчиков 8 – 9 класса

 

Тип восприятия индивидом группы

Мальчики

%

Девочки

%

Индивидуалистический тип

29%

10%

Прагматический тип

0%

3%

Коллективистический тип

71%

87%


 

Полученные данные показывают различия по типу восприятия индивидом  группы. Из таблицы 2.2, видно, что индивидуалистический тип имеет различия, у мальчиков 29%, у девочек 10%, прагматический тип также имеет различия, у мальчиков 0%, у девочек 3%, коллективистический тип имеет одинаковое количество, у мальчиков 71%, у девочек 87%.

В группе девочек и мальчиков  преобладают значения с коллективистическим  типом восприятия индивидом группы. Данные показатели мы объясняем тем, что для подростков в данный период характерно тесное общение и взаимодействие со сверстниками, а также, что каждый из них заинтересован в получении  положительного результата для всей группы от совместной деятельности.

Рассмотрим таблицы 2.3, 2.4, 2,5 и 2.6, в которых предоставлены  сведения корреляционного анализа.

В ходе корреляционного анализа  в группе мальчиков и девочек 8 – 9 класса оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества взаимосвязи не выявлено.Мы объясняем это тем, что в данном возрасте ведущим типом деятельности является общение. Подростки общаются между собой и в группах по интересам, зачастую эмоционально удовлетворены общением. Хотя в данном возрасте существует проблема оценки личности подростка классом, в данном случае мы объясняем это тем, что в данном классе присутствует атмосфера комфорта и доброжелательности, а также благоприятное воздействие классного руководителя на психологический климат в классе.

 

 

Таблица 2.3 – корреляционных показателей уровня оценки отношений подростка с классом в группе девочек 5-6 классов

 

 

Параметр

Индивидуалистический тип

Прагматический тип

Коллективистический тип

Индивидуалистический тип

1

   

Прагматический тип

-0,36532

1

 

Коллективистический тип

-0,53239

-0,5935

1


 

 

Таблица 2.4 – корреляционных показателей уровня оценки отношений подростка с классом в группе мальчиков 5-6 классов

 

 

Параметр

Индивидуалистический тип

Прагматический тип

Коллективистический тип

Индивидуалистический тип

1

   

Прагматический тип

-0,58491

1

 

Коллективистический тип

-0,66952

-0,2068

1


 

 

Таблица 2.5 – корреляционных показателей уровня оценки отношений подростка с классом в группе девочек 8 – 9 классов

 

 

Параметр

Индивидуалистический тип

Прагматический тип

Коллективистический тип

Индивидуалистический тип

1

   

Прагматический тип

-0,25663

1

 

Коллективистический тип

-0,59162

-0,62738

1


 

 

 

 

 

 

Таблица 2.6 – корреляционных показателей уровня оценки отношений подростка с классом в группе мальчиков 8 – 9 классов

 

Параметр

Индивидуалистический тип

Прагматический тип

Коллективистический тип

Индивидуалистический тип

1

   

Прагматический тип

-0,3743

1

 

Коллективистический тип

-0,72462

-0,3563

1





В группе девочек 5 – 6 классов, по результатам исследования взаимосвязи оценки отношений подростка с классом преобладают значения с низким уровнем субъективного ощущения одиночества, и составляет 81%. Показатели среднего и высокого уровня субъективного ощущения одиночества имеют меньшее значения. Также, по результатам эксперимента на выявление типа восприятия индивидом группы преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы, и составляет 86%. Показатели прагматического и индивидуалистического типа восприятия индивидом группы имеют также меньшие значения. По результатам эксперимента в группе мальчиков 5 – 6 классов определились следующие значения. На выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества: значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества составляет 71%. Результаты на определение типа восприятия индивидом группы таковы. Преобладает значение с коллективистическим типом восприятия и составляет 72%.

По результатам проведенного эксперимента выявились следующие  взаимосвязи. В группе прямо пропорциональную корреляцию имеет уровень субъективного  ощущения одиночества с индивидуалистическим типом восприятия индивидом группы и обратно пропорциональную взаимосвязь  с коллективистическим типом  восприятия индивидом группы. В группе девочек обратно пропорциональную взаимосвязь имеет уровень субъективного  ощущения одиночества с коллективистическим  типом восприятия индивидом группы. В группе мальчиков уровень субъективного  ощущения одиночества имеет прямо  пропорциональную взаимосвязь с  индивидуалистическим типом восприятия индивидом группы и обратно пропорциональную взаимосвязь с коллективистическим  типом восприятия индивидом группы.

В группе девочек 8 – 9 классов, по результатам исследования взаимосвязи оценки отношения подростка с классом преобладают значения с низким уровнем субъективного ощущения одиночества, и составляет 69%. Показатели среднего и высокого уровня субъективного ощущения одиночества имеют меньшее значения. Также, по результатам эксперимента на выявление типа восприятия индивидом группы преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы, и составляет 87%. Показатели прагматического и индивидуалистического типа восприятия индивидом группы имеют также меньшие значения. По результатам эксперимента в группе мальчиков 8 – 9 классов определились следующие значения. На выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом: значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества составляет 90%. Результаты на определение типа восприятия индивидом группы таковы. Преобладает значение с коллективистическим типом восприятия и составляет 71%.

На основе полученных результатов  мы выявили динамику развития по исследуемой  проблеме. В младшей и старшей  подростковой группе у мальчиков  и девочек наблюдаются различия. У мальчиков 5 – 6 классов по индивидуалистическому типу – 14%, 8 – 9 классов – 29%, прагматический тип в 5 – 6 классах 14%, 8 – 9 класс 0%, коллективистический тип, 5 – 6 класс 72%, 8 – 9 класс – 71%. У девочек 5 – 6 класса индивидуалистический тип 5%, 8-9 класса – 10%, прагматический тип 5 – 6 класс 9%, 8 – 9 класс 3%, коллективистический тип в 5-6 классах 86%, 8-9 класс 87%. Также, наблюдаются различия по высокому уровню субъективного ощущения одиночества у мальчиков в 5 – 6 классах 11%, в 8-9 классах 0%, у девочек 5 – 6 класса 5%, 8-9 класс 7%, средний уровень у мальчиков 5-6 класса 18%, 8 – 9 класса 10%, у девочек 5 – 6 класса 14%, 8 – 9 класса 24%, низкий уровень у мальчиков 5 – 6 класса 71%, 8 – 9 класс 90%, у девочек 5 – 6 класса 81%, 8-9 класс 69%.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В процессе нашего исследования мы выяснили, что понятие взаимодействие – специально организованный процесс, который направленны на решение воспитательных задач. Следовательно, при организации работы класса и рождается взаимодействия классного руководителя с  его учащимися.

Основные способы взаимодействия с подростками состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать  вместе с ним поступки и происходящие события, предоставлять им возможность  самостоятельных выборов и решений, побуждать их к самоанализу, самоконтролю, управлению своим поведением. Такие  взаимоотношения определяют их положительные  духовные потребности, подготовят к  новому завершающему периоду становления  личности в детском возрасте – периоду юности. Формирование личности в юношеском возрасте зависит от того, на сколько развиты к этому периоду сущностные силы человека – умение думать, воображать, решать жизненные задачи, видеть, слышать, переносить физические нагрузки, предпринимать физические усилия, владеть орудиями деятельности, испытывать разнообразие эмоционального состояния и волевые напряжения.

Это означает, что в процессе взаимодействия, классный руководитель является центральном лицом, человеком, на которого возложена самая огромная задача – воспитание.

 По результатам проведенного констатирующего эксперимента выявилось, что оценка отношений подростка с классом и классным руководителем взаимосвязаны. Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и классным руководителем можно объяснить тем, что индивидуалистический тип восприятия индивидом группы в подростковом возрасте приводит к высокому уровню одиночества. И наоборот, коллективистический тип восприятия индивидом группы указывает на низкий уровень одиночества. Зная, что на данном этапе, у подростков возникает потребность в общении со сверстниками, а высокий уровень одиночества и индивидуалистический тип восприятия индивидом группы не дает возможности для удовлетворения этой потребности, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения возникших проблем в общении со сверстниками у подростков.

В группе старших подростков взаимосвязей не выявилось. Это мы объясняем  тем, что в данный период у подростков меняется круг интересов. Они все  больше приобщены к общению со сверстниками и совместной деятельности. Их волнует результат, который они  получат от совместной деятельности. В данный период ощущение одиночества  носит, скорее всего, временный и  эмоциональный характер. Соответственно, можно сказать о том, что существует динамика развития во взаимосвязи между  уровнем субъективного ощущения одиночества и оценкой отношений подростка с классом.

Также, по результатам исследования выявилось, что взаимосвязь оценка отношений подростка с классным руководителем и с классом, у девочек и мальчиков в младшей и старшей подростковых группах различна. Это мы объясняем тем, что, во-первых, главной причиной являются половые различия. Как известно, у девочек психофизиологическое развитие происходит быстрее, нежели чем у мальчиков. Также следует отметить, что мальчики обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию практически всех физических факторов.

 


Информация о работе Процесс взаимодействие классного руководителя и учащегося