Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование специфики организации педагогического взаимодействия в воспитании подростков.
Реализация данной цели предполагает осуществление следующих задач:
1. рассмотреть сущность педагогического взаимодействия;
2. раскрыть возрастные особенности подростков и их влияние на взаимодействие с внешним миром;
Введение……….………………………………………………………………...3
Глава 1 Педагогическое взаимодействие классного руководителя с подростком……..………..…………………………………………………........5
1.1 Особенности организации деятельности классного руководителя…......5
1.2 Требования к деятельности классного руководителя с подростком……………………………….……………………………………..12
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя и подростков……………………………………………............17
Глава 2 Диагностика социально-психологических условий взаимодействия классного руководителя в современной школе……......20
2.1 Современные подходы к осуществлению взаимодействия классного руководителя с подростком…...……………………………..………………...20
2.2 Результаты исследования уровня взаимодействия учащегося…………24
Заключение……………..………………………………..…………………….28
Список использованных источников.....…………………………………...31
В группе девочек преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. Данные показатели мы объясняем тем, что девочки вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. В группе мальчиков так же преобладает значение с коллективистическим типом восприятия. Такие показатели мы объясняем тем, что в этот период мальчики-подростки общаются посредством игры, где они могут проявить себя. Ради этого они вступают в контакт даже, если партнеры им не нравятся. И только в процессе игрового взаимодействия у них складывается положительная установка. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Мы определили тип восприятия индивидом группы у старших подростков. Рассмотрим таблицу 2.2, в которой предоставлены результаты исследования старших подростков.
Таблица 2.2 – Результаты исследования девочек и мальчиков 8 – 9 класса
Тип восприятия индивидом группы |
Мальчики % |
Девочки % |
Индивидуалистический тип |
29% |
10% |
Прагматический тип |
0% |
3% |
Коллективистический тип |
71% |
87% |
Полученные данные показывают различия по типу восприятия индивидом группы. Из таблицы 2.2, видно, что индивидуалистический тип имеет различия, у мальчиков 29%, у девочек 10%, прагматический тип также имеет различия, у мальчиков 0%, у девочек 3%, коллективистический тип имеет одинаковое количество, у мальчиков 71%, у девочек 87%.
В группе девочек и мальчиков преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. Данные показатели мы объясняем тем, что для подростков в данный период характерно тесное общение и взаимодействие со сверстниками, а также, что каждый из них заинтересован в получении положительного результата для всей группы от совместной деятельности.
Рассмотрим таблицы 2.3, 2.4, 2,5 и 2.6, в которых предоставлены сведения корреляционного анализа.
В ходе корреляционного анализа в группе мальчиков и девочек 8 – 9 класса оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества взаимосвязи не выявлено.Мы объясняем это тем, что в данном возрасте ведущим типом деятельности является общение. Подростки общаются между собой и в группах по интересам, зачастую эмоционально удовлетворены общением. Хотя в данном возрасте существует проблема оценки личности подростка классом, в данном случае мы объясняем это тем, что в данном классе присутствует атмосфера комфорта и доброжелательности, а также благоприятное воздействие классного руководителя на психологический климат в классе.
Таблица 2.3 – корреляционных показателей уровня оценки отношений подростка с классом в группе девочек 5-6 классов
Параметр |
Индивидуалистический тип |
Прагматический тип |
Коллективистический тип |
Индивидуалистический тип |
1 |
||
Прагматический тип |
-0,36532 |
1 |
|
Коллективистический тип |
-0,53239 |
-0,5935 |
1 |
Таблица 2.4 – корреляционных показателей уровня оценки отношений подростка с классом в группе мальчиков 5-6 классов
Параметр |
Индивидуалистический тип |
Прагматический тип |
Коллективистический тип |
Индивидуалистический тип |
1 |
||
Прагматический тип |
-0,58491 |
1 |
|
Коллективистический тип |
-0,66952 |
-0,2068 |
1 |
Таблица 2.5 – корреляционных показателей уровня оценки отношений подростка с классом в группе девочек 8 – 9 классов
Параметр |
Индивидуалистический тип |
Прагматический тип |
Коллективистический тип |
Индивидуалистический тип |
1 |
||
Прагматический тип |
-0,25663 |
1 |
|
Коллективистический тип |
-0,59162 |
-0,62738 |
1 |
Таблица 2.6 – корреляционных показателей уровня оценки отношений подростка с классом в группе мальчиков 8 – 9 классов
Параметр |
Индивидуалистический тип |
Прагматический тип |
Коллективистический тип |
Индивидуалистический тип |
1 |
||
Прагматический тип |
-0,3743 |
1 |
|
Коллективистический тип |
-0,72462 |
-0,3563 |
1 |
В группе девочек 5 – 6 классов, по результатам исследования взаимосвязи оценки отношений подростка с классом преобладают значения с низким уровнем субъективного ощущения одиночества, и составляет 81%. Показатели среднего и высокого уровня субъективного ощущения одиночества имеют меньшее значения. Также, по результатам эксперимента на выявление типа восприятия индивидом группы преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы, и составляет 86%. Показатели прагматического и индивидуалистического типа восприятия индивидом группы имеют также меньшие значения. По результатам эксперимента в группе мальчиков 5 – 6 классов определились следующие значения. На выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества: значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества составляет 71%. Результаты на определение типа восприятия индивидом группы таковы. Преобладает значение с коллективистическим типом восприятия и составляет 72%.
По результатам проведенного
эксперимента выявились следующие
взаимосвязи. В группе прямо пропорциональную
корреляцию имеет уровень субъективного
ощущения одиночества с
В группе девочек 8 – 9 классов, по результатам исследования взаимосвязи оценки отношения подростка с классом преобладают значения с низким уровнем субъективного ощущения одиночества, и составляет 69%. Показатели среднего и высокого уровня субъективного ощущения одиночества имеют меньшее значения. Также, по результатам эксперимента на выявление типа восприятия индивидом группы преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы, и составляет 87%. Показатели прагматического и индивидуалистического типа восприятия индивидом группы имеют также меньшие значения. По результатам эксперимента в группе мальчиков 8 – 9 классов определились следующие значения. На выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом: значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества составляет 90%. Результаты на определение типа восприятия индивидом группы таковы. Преобладает значение с коллективистическим типом восприятия и составляет 71%.
На основе полученных результатов
мы выявили динамику развития по исследуемой
проблеме. В младшей и старшей
подростковой группе у мальчиков
и девочек наблюдаются
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе нашего исследования мы выяснили, что понятие взаимодействие – специально организованный процесс, который направленны на решение воспитательных задач. Следовательно, при организации работы класса и рождается взаимодействия классного руководителя с его учащимися.
Основные способы
Это означает, что в процессе взаимодействия, классный руководитель является центральном лицом, человеком, на которого возложена самая огромная задача – воспитание.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента выявилось, что оценка отношений подростка с классом и классным руководителем взаимосвязаны. Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и классным руководителем можно объяснить тем, что индивидуалистический тип восприятия индивидом группы в подростковом возрасте приводит к высокому уровню одиночества. И наоборот, коллективистический тип восприятия индивидом группы указывает на низкий уровень одиночества. Зная, что на данном этапе, у подростков возникает потребность в общении со сверстниками, а высокий уровень одиночества и индивидуалистический тип восприятия индивидом группы не дает возможности для удовлетворения этой потребности, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения возникших проблем в общении со сверстниками у подростков.
В группе старших подростков взаимосвязей не выявилось. Это мы объясняем тем, что в данный период у подростков меняется круг интересов. Они все больше приобщены к общению со сверстниками и совместной деятельности. Их волнует результат, который они получат от совместной деятельности. В данный период ощущение одиночества носит, скорее всего, временный и эмоциональный характер. Соответственно, можно сказать о том, что существует динамика развития во взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения одиночества и оценкой отношений подростка с классом.
Также, по результатам исследования выявилось, что взаимосвязь оценка отношений подростка с классным руководителем и с классом, у девочек и мальчиков в младшей и старшей подростковых группах различна. Это мы объясняем тем, что, во-первых, главной причиной являются половые различия. Как известно, у девочек психофизиологическое развитие происходит быстрее, нежели чем у мальчиков. Также следует отметить, что мальчики обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию практически всех физических факторов.
Информация о работе Процесс взаимодействие классного руководителя и учащегося