Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель - Способствовать формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников.
Предмет исследования - развитие эстетических чувств с использованием средств природы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Влияние родной природы  каждый из нас в большей или  меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных  переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. [13]

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к  действительности, средству нравственного  и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Р.Тагор говорил: «Нельзя растить  полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...

О влиянии красоты (эстетика, как  известно, наука о прекрасном, а  эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.[2]

       В содержании Базового компонента дошкольного образования, сфера «Природа» имеет большое значение в формировании зачатков экологической культуры. Основными подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» есть: «Экологическая направленность, разносторонней и гармоничной личности, ориентированной на отображение экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоение определенного круга знаний и овладение практическими умениями.

Целью является формирование элементов экологического миропонимания, экологической воспитанности, развитие у ребенка положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природной среде, формирование реалистичных представлений о явлениях природы, практических умений, бережного отношения к ее компонентам ...

Это определило основные содержательные линии базового компонента, а именно: «Природа планеты Земля» и «Природа Космоса». Компетентность в области «Природа планеты Земля» составляют сведения о природной среды как целостный организм, в котором взаимодействуют воздух, вода, почва, растения, животные, люди в многообразии ее единства, движении и изменчивости ...»[12]

    В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»[11]

 Важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род»[20].

Само содержание эстетического  видения помимо отражения основных чувственных характеристик явления  предполагает любование его материальными  свойствами, эмоционально - эстетическое переживание выразительности и целостного явления, и конкретных деталей.

В эстетическом видении  в непосредственной форме выступают  важнейшие особенности человеческой деятельности - предметная общезначимая характеристика явления; эстетическая, эмоционально - оценочное отношение к явлению как выражение человеческого способа мировосприятия. Отсутствие способности эстетического видения природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания личности. Формирование эстетического отношения базируется на способности эстетически оценивать многообразные формы материальных явлений, их чувственно воспринимаемые свойства.

Особенностями эстетического  восприятия детьми прекрасного, в частности  природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

Изучение их опыта  показывает, что, развивая эстетические отношения дошкольников можно формировать  и их экологическую культуру.

Задача воспитателя, который  развивает эстетическое отношение к природе у своих воспитанниках, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить детей на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают детей воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д.[2]

Цель -  Способствовать  формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

Объект исследования - Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников.

Предмет исследования - развитие эстетических чувств с использованием средств природы.

Гипотеза – В основе нашего исследования лежит предположение о том, что эстетическое воспитание эффективно, если использовать средства природы, а именно занятие, как метод эстетического воспитания.

 В соответствии с целью  и гипотезой исследования были определены следующие задания:

1. Изучить и проанализировать  литературу по проблеме эстетического  воспитания дошкольников средствами природы.

2. Обобщить передовой педагогический опыт.

3. Проанализировать базовый компонент и программу «Я - у світі» в сфере эстетического воспитания дошкольников.

4.Определить методические условия эффективности  использования экскурсии.

5. Изучить состояние  данной проблемы в практике  современного детского сада.

6. Подобрать примерную  тематику занятий и экскурсий.

7. Экспериментально проверить  гипотезу.

8. Обобщить полученные результаты.

9. Сделать выводы по  теме.

Методологическую основу нашего исследования составили работы: Бондаренко А. К., Каменева Л.А. Жуковская Р. Н,

 

 

Раздел 1. Формирование эстетического отношения детей к природе, как психолого-педагогическая проблема.

1.1 Сущность и задачи эстетического воспитания  старших дошкольников.

Идеи эстетического  воспитания зародились в глубокой древности.

Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемы чувством). Философы-материалисты Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

 В кратком словаре по эстетике  эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" [7].

 В обоих определениях  речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

 Д.Б. Лихачев в  своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [13].

Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества.[16]

Задачи эстетического  воспитания дошкольников, исходя из его  цели, можно представить двумя  группами.

Первая группа задач  направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации[17].

Существует множество  определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

 Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

 Во-вторых, это формирование  способности воспринимать и видеть  красоту в искусстве и жизни,  оценивать ее.

 В-третьих, задача  эстетического воспитания формирование  эстетических вкусов и идеалов  личности.

 В-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Помимо формирования эстетического отношения детей  к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно  вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" [18].

 Эта цель также  отражает и особенность эстетического  воспитания, как части всего педагогического  процесса.

 

1.2 Предмет,  содержание и методы эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки, непосредственно же теоретической основой его является эстетика. Основная эстетическая категория - это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Старшие дети постепенно, через понимание героического, через романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической категорией, как возвышенное.

Информация о работе Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников