Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:49, курсовая работа
В настоящей работе мы попробуем разобраться в том, что же такое детская агрессия и рассмотрим проявление агрессии у детей.
Цель исследования – изучение различных проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Введение________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности
1.1. Агрессивные проявления детей как предмет исследования в современной психологии_______________________________________________________6
1.2. Специфика детского агрессивного поведения______________________14
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии__________________________________________27
Заключение______________________________________________________38
Список литературы
На агрессивность влияет также личностная характеристика, получившая название предвзятой атрибуции агрессии. Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.
Классификации форм агрессии
Проявления агрессии различны: от прямого физического воздействия (применение силы) словесных оскорблений и запугивания оппонента до косвенных попыток осуществить принудительное управление поведением другого человека известным проявлением агрессии, переходящее в болезненное состояние, не поддающееся социализации. Но известны и такие поступки и действия, которые одними участниками группового конфликта интерпретируются как проявление агрессии, а другими – как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Осинский А.К., Левитов Н.Д [12]:
По направленности:
По цели:
По методу выражения:
По степени выраженности:
По наличию инициативы:
Инструментальная агрессия всегда направлена на достижение цели нейтрального характера, а сама агрессия при этом используется лишь в качестве средства достижения этой цели (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания.). В свою очередь, инструментальную агрессию подразделяют ни индивидуально и социально мотивированную. Можно говорить также о своекорыстной и бескорыстной, антисоциальной и просоциальной агрессии. Разделение это не является объективным и отражает точку зрения действующего субъекта, его жертвы или стороннего наблюдателя. Причем то, что жертве или стороннему наблюдателю показалось бы антисоциальным, субъект действия может считать просоциальным.
Помимо этого, возможны еще и другие подразделения агрессии, например, можно говорить об открытой или замаскированной, интравраждебной или экстравраждебной агрессии.
Также
следует разделить
Реактивная
агрессия наблюдается в двух проявлениях:
как экспрессивная и
Э. Фромм разработал свою классификацию форм агрессии. Все виды агрессивного поведения он делит на два типа:
Доброкачественная агрессия, в свою очередь, делится на псевдоагрессию и оборонительную агрессию. Под псевдоагрессией Фромм понимает «действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения».
Сюда относятся преднамеренная агрессия, игровая агрессия, агрессия как самоутверждение и непреднамеренная агрессия. Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций. Агрессия как самоутверждение является важнейшим видом псевдоагрессии. Она направлена на достижение цели и необходима в любой профессиональной деятельности. Без нее невозможна творческая активность. Установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности.
Оборонительная агрессия включает в себя:
Злокачественную агрессию или деструктивность Э. Фромм разделяет на кажущуюся деструктивность, спонтанную деструктивность и деструктивный характер [23].
Кроме представленных классификаций часто используется классификация категорий агрессии, предложенная А. Бассом [1, с.10]. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал:
Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий .
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битьём кулаками по столу. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
3.
Склонность к раздражению –
готовность к проявлению при
малейшем возбуждении
4. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6.
Подозрительность – недоверие
и осторожность по отношению
к людям, основанные на
7.
Вербальная агрессия –
8.
Чувство вины – эта категория
выражает степень убеждения
В
теории, объясняющей природу агрессивности,
существует несколько отличных друг от
друга подходов. В подходе З. Фрейда и К.
Лоренца агрессия обусловлена биологическими
факторами, т.е. заложена в человеческой
сущности. Согласно Э. Миллеру и Д. Долларду,
агрессия возникает на фоне фрустрации
– психического состояния, вызванного
неуспехом в удовлетворении потребности
или желания при наличии непреодолимых
или труднопреодолимых преград, сопровождающееся
различными отрицательными переживаниями.
«Теория социального научения» (бихевиоральная
модель) Альберта Бандуры доказывает,
что человек перенимает агрессивное поведение,
наблюдая за другими людьми. Различают
два основных типа агрессивных проявлений:
целевую и инструментальную. Э. Фромм,
А. Басс, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов и другие
авторы предложили свои классификации
форм агрессии.
1.2
Специфика детского
агрессивного поведения
Возрастные особенности проявления детской агрессивности
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
Согласно Б. Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему [21].
Как отмечает Е. Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей [8].
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого [25].
В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии [13; 17].
Как отмечает И.А.Фурманов, что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, это приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции [24].
Э. Фромм, указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний [23].
По мнению С.А.Завражина, ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.
К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм (оскорбление, борьба) [10].
Агрессию у дошкольников можно рассматривать в двух основных вариантах:
• когда агрессивные действия ребенка носят ситуативный, избирательный характер и не относятся к отклонениям формирования личности;
• когда агрессивные действия приобретают генерализованный, малодифференцированный характер, становятся ведущей (или одной из основных) формой поведения и являются свидетельством отклонений формирования личности.
Для определения степени тяжести агрессивных проявлений многие авторы предлагают следующие критерии.
1.
Частота и легкость их
2.
Степень неадекватности
Информация о работе Проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте