Проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе мы попробуем разобраться в том, что же такое детская агрессия и рассмотрим проявление агрессии у детей.
Цель исследования – изучение различных проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности
1.1. Агрессивные проявления детей как предмет исследования в современной психологии_______________________________________________________6
1.2. Специфика детского агрессивного поведения______________________14
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии__________________________________________27
Заключение______________________________________________________38
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

агрессивность.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

      На  агрессивность влияет также личностная характеристика, получившая название предвзятой атрибуции агрессии. Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.

      Классификации форм агрессии

      Проявления  агрессии различны: от прямого физического  воздействия (применение силы) словесных  оскорблений и запугивания оппонента до косвенных попыток осуществить принудительное управление поведением другого человека известным проявлением агрессии, переходящее в болезненное состояние, не поддающееся социализации. Но известны и такие поступки и действия, которые одними участниками группового конфликта интерпретируются как проявление агрессии, а другими – как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей.

      Различают два основных типа агрессивных проявлений:

  • Целевая агрессия
  • Инструментальная агрессия

      Первая  выступает как осуществление  агрессии в качестве заранее спланированного  акта, цель которого - нанесение вреда  или ущерба объекту. Вторая совершается  как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

      Структуру агрессивного проявления предложили в  своих работах     Осинский А.К., Левитов Н.Д [12]:

      По  направленности:

  • Агрессия, направленная вовне;
  • Аутоагрессия - направленная на себя (низкая самооценка и неприятие самого себя).

      По  цели:

  • Интеллектуальная агрессия;
  • Враждебная агрессия.

      По  методу выражения:

  • Физическая агрессия;
  • Вербальная агрессия.

      По  степени выраженности:

  • Прямая агрессия;
  • Косвенная агрессия.

      По  наличию инициативы:

  • Инициативная агрессия;
  • Оборонительная агрессия.

      Инструментальная агрессия всегда направлена на достижение цели нейтрального характера, а сама агрессия при этом используется лишь в качестве средства достижения этой цели (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания.). В свою очередь, инструментальную агрессию подразделяют ни индивидуально и социально мотивированную. Можно говорить также о своекорыстной и бескорыстной, антисоциальной и просоциальной агрессии. Разделение это не является объективным и отражает точку зрения действующего субъекта, его жертвы или стороннего наблюдателя. Причем то, что жертве или стороннему наблюдателю показалось бы антисоциальным, субъект действия может считать просоциальным.

      Помимо  этого, возможны еще и другие подразделения  агрессии, например, можно говорить об открытой или замаскированной, интравраждебной или экстравраждебной агрессии.

      Также следует разделить преднамеренную и непреднамеренную агрессию. Исходя из того, является ли агрессия реакцией на фрустрацию или нет, следует различать  реактивную и враждебную (или спонтанную) агрессию. Если первая является ответом на враждебность, то вторая возникает из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить.

      Реактивная  агрессия наблюдается в двух проявлениях: как экспрессивная и импульсивная (аффективная). Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Типичным примером могут служить взрывы упрямства маленьких детей. Когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта, говорят об импульсивной агрессии [14].

      Э. Фромм разработал свою классификацию  форм агрессии. Все виды агрессивного поведения он делит на два типа:

  1. доброкачественную агрессию
  2. злокачественную агрессию (деструктивность)

      Доброкачественная агрессия, в свою очередь, делится  на псевдоагрессию и оборонительную агрессию. Под псевдоагрессией Фромм  понимает «действия, в результате которых  может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения».

      Сюда  относятся преднамеренная агрессия, игровая агрессия, агрессия как самоутверждение  и непреднамеренная агрессия. Игровая  агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций. Агрессия как самоутверждение является важнейшим видом псевдоагрессии. Она направлена на достижение цели и необходима в любой профессиональной деятельности. Без нее невозможна творческая активность. Установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности.

      Оборонительная агрессия включает в себя:

  • инструментальную,
  • конформистскую,
  • реакцию защиты вытесненных влечений и фантазий,
  • реакцию на угрозу нарциссизму и защиту свободы.

      Злокачественную агрессию или деструктивность Э. Фромм разделяет на кажущуюся  деструктивность, спонтанную деструктивность и деструктивный характер [23].

      Кроме представленных классификаций часто  используется классификация категорий  агрессии, предложенная А. Бассом [1, с.10]. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал:

  1. физическая – вербальная;
  2. активная – пассивная
  3. прямая – непрямая.

      Их  комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство  агрессивных действий .

      1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

      2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битьём кулаками по столу. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

      3. Склонность к раздражению –  готовность к проявлению при  малейшем возбуждении вспыльчивости,  резкости, грубости.

      4. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

      5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

      6. Подозрительность – недоверие  и осторожность по отношению  к людям, основанные на убеждении,  что окружающие намерены причинить  вред.

      7. Вербальная агрессия – выражение  негативных чувств как через  форму (ссора, крик, визг), так и  через содержание словесных ответов (угроза, проклятье, ругань).

      8. Чувство вины – эта категория  выражает степень убеждения человека  в том, что он является плохим  человеком, совершающим неправильные  поступки и наличие у него  угрызений совести [1].

      В теории, объясняющей природу агрессивности, существует несколько отличных друг от друга подходов. В подходе З. Фрейда и К. Лоренца агрессия обусловлена биологическими факторами, т.е. заложена в человеческой сущности. Согласно Э. Миллеру и Д. Долларду, агрессия возникает на фоне фрустрации – психического состояния, вызванного неуспехом в удовлетворении потребности или желания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями. «Теория социального научения» (бихевиоральная модель) Альберта Бандуры доказывает, что человек перенимает агрессивное поведение, наблюдая за другими людьми. Различают два основных типа агрессивных проявлений: целевую и инструментальную. Э. Фромм, А. Басс, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов и другие авторы  предложили свои классификации форм агрессии. 

      1.2 Специфика детского агрессивного поведения 

      Возрастные  особенности проявления детской агрессивности

      Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать  уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

      Согласно  Б. Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему [21].

      Как отмечает Е. Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных  действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей [8].

      К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого [25].

      В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным  образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии [13; 17].

      Как отмечает И.А.Фурманов, что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время  малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, это приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

      Однако  если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции [24].

      Э. Фромм, указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний [23].

      По  мнению С.А.Завражина, ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.

      К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм (оскорбление, борьба) [10].

      Агрессию  у дошкольников можно рассматривать  в двух основных вариантах:

      • когда агрессивные действия ребенка носят ситуативный, избирательный характер и не относятся к отклонениям формирования личности;

      • когда агрессивные действия приобретают  генерализованный, малодифференцированный характер, становятся ведущей (или одной  из основных) формой поведения и  являются свидетельством отклонений формирования личности.

      Для определения степени тяжести агрессивных проявлений многие авторы предлагают следующие критерии.

      1. Частота и легкость их возникновения.  Чем сложнее аффективная патология,  тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций.

      2. Степень неадекватности агрессии  той ситуации, в которой она  возникает. Агрессивные действия  могут быть очевидно спровоцированы  определенными обстоятельствами, однако  интенсивность и форма их проявления  могут не соответствовать причинам, их спровоцировавшим. В наиболее грубых случаях выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию, становится очень трудно.

Информация о работе Проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте