Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:51, доклад
Она предполагает высокий уровень развития следующих мотивов:
учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям);
широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика);
позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.);
Прокофьева Ксения. ППО 1 курс.
Психологическая готовность к школе. Волевая и мотивационная готовность.
По
мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической
готовности к школьному обучению
получает свою конкретизацию, как проблема
смены ведущих типов
Диагностические направления.
Мотивационная готовность
Важная составляющая готовности к школе – это мотивационная готовность. Что представляет собой анализ побудительных причин, выражающихся в желании или нежелании ребенка идти в школу.
Она предполагает высокий уровень развития следующих мотивов:
Ребенок хочет идти в школу по разным причинам, которые могут как адекватными, так и неадекватными.
Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.
1.
Если бы было две школы -
одна с уроками русского языка,
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?
Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе. Для того, чтобы понять готовность к обучению в школе, понаблюдайте за ребенком во время игры.
Диагностика по рисунку.
Ребенка просят нарисовать, как он себе представляет школу. Что отражает, как ребенок мыслит индивидуальное будущее в учебном плане.
1)Если
на рисунке ребенка фигурируют
другие ученики/учитель и сама
учеба – это адекватный мотив.
Такой ребенок готов к новой
ступеньке социализации и
2)
Если на рисунке ребенка школа
изображена только как
3)Если
на рисунке ребенка фигурирует
только учебный процесс.
Волевая готовность
Также известна, как эмоциональная.
Произвольность
поведения ребенка проявляется
при выполнении требований конкретных
правил, задаваемых учителем при работе
по образцу. Уже в дошкольном возрасте
ребенок оказывается перед
Волевая готовность включает в себя:
Диагностика.
Ребенку показывают картинку с медведем и зайцем. На которой заяц больше медведя. Ребенка спрашивают – кто больше?
Хорошая подготовленность – Заяц
Плохая подготовленность – Медведь
Это свидетельствует либо о высоком уровне развития произвольности, либо оимпульсивном поведении.
Информация о работе Психологическая готовность к школе. Волевая и мотивационная готовность