Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:08, реферат
В новых образовательных и социокультурных условиях особую актуальность для отечественной школы и педагогики приобретают разработка вопросов поликультурного образования и воспитания, использование положительного мирового опыта, накопленного в этой области. Обращение гуманистических принципов педагогической науки, интеграционные процессы в экономике и в образовательном пространстве, появление коммуникационной сети создают ряд предпосылок для активизации основ поликультурного образования. Одним из средств преобразования и обновления современной системы образования является изучение европейского и мирового опыта педагогического образования и подготовки педагогических кадров с учетом поликультурности общества. Страной, которая имеет богатый опыт в становлении и разработке вопросам поликультурности, являются США, одна из первых стран, обратившихся в решения этой проблемы, что было вызвано историческими условиями
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические и методологические основы поликультурного образования в США……………………………………………………………………………......32.Билингвальное обучение в США………………………………………………8
3.Воспитание и обучение латиноамериканцев, афроамериканцев и азиатоамериканцев………………………………………………………………10
4.Официальная политика поликультурного подхода в образовательной политике США…………………………………………………………………..11
5.Сравнительно-сопоставительный анализ поликультурного образования в России и США…………………………………………………………………...12
6.Содержание американского образования с позиции поликультурного подхода…………………………………………………………………………..147.Основные идеи видения учёными поликультурного образования………..17
8.Психологические взгляды гуманистического направления поликультурного
образования………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26
В билингвальных учебных заведениях
США многие школьники, не говорящие на
официальном языке, получают уроки английского.
Обучение организуют и в частных учебных
заведениях на английском и языке этнического
меньшинства. При этом создаются классы
с преподаванием на родном языке и на «простом»
английском, а также смешанные классы,
где ученики не испытывают трудностей
с английским языком. Классы делятся на
разные уровни в зависимости от глубины
и объема изучаемого материала. Педагогические
и социальные результаты билингвального
обучения неоднозначны.
3. Воспитание и обучение латиноамерикацев, афроамериканцев и азиатоамериканцев в США.
Особые проблемы при получении
образования возникают у
4.Официальная политика поликультурного подхода в образовательной системе в США.
В США на официальном уровне признаются
расовые проблемы в сфере образования
и предпринимаются усилия для их решения.
Мощное давление на официальную политику
в области образования в США оказывают
организации, борющиеся за гражданские
права национальных меньшинств, особенно
Национальная ассоциация за прогресс
цветного населения. Они выступают за
введение совместного обучения белого
большинства «цветных» (интегрированные
школы), за обеспечение расового равенства
в учебных заведениях. Многие участники
движения за гражданские права доказывают,
что равенство в образовании недостижимо
без включения в учебные материалы сведении
о культуре афроамериканцев, аборигенов,
латиноамериканцев[1].
5.Отличие целей,
задач и принципов
Главной идеей российского
поликультурного образования является
вооружение учащихся соответствующими
знаниями, сформировать и развить умения,
которые позволят им активно и продуктивно
взаимодействовать с представителями
различных культур. Иными словами, первостепенная
задача поликультурного образования в
России заключается в воспитании уважительного
отношения к культурным различиям и в
подготовке молодежи к жизни в поликультурной
среде. Данная идея содержится и в концепциях
американских ученых, но считаем необходимым
подчеркнуть главное различие задач поликультурного
образование в России и США. В США важнейшей задачей
поликультурного образования является
устранение любого вида дискриминации,
в первую очередь, по расовому признаку,
что, по словам американских исследователей,
служит основной причиной неравенства
возможностей белых и цветных граждан
в экономической, политической, социальной
и образовательной сферах. Что касается
концепций российских исследователей,
то в них устранение расовой дискриминации,
как главного фактора, порождающего неравенство
и несправедливость в обществе, в качестве
самостоятельной задачи поликультурного
образования не выделяется.
К главным принципам
Анализ принципов
6.Содержание американского образования с позиции поликультурного подхода.
В данной главе проанализированы
и систематизированы ведущие
исследования ученых с опорой на концепцию
Дж. Бэнкса о поэтапной интеграции материала
поликультурного характера в содержание
образования, аспекты которой стали ориентиром
для современных американских дидактов. Первый аспект
- интеграция содержания –
касается умений учителя выбирать из многообразия
материала этнического содержания примеры,
объясняющие учащимся ключевые понятия,
теории и концепции конкретной дисциплины.
В рамках данного аспекта осуществлен
исторический экскурс поликультурного
образования, обращенный к этническим
исследованиям афроамериканских ученых
конца XIX в. (К. Вудсон, У. Дьюбойз, Д. Уильямс)
и трудам по межгрупповому обучению 1940-50-х
гг. (М. Гудмэн, О.Клинберг, Б. Стерн и др.),
которые внесли неоценимый вклад в реформирование
американского образования с позиций
поликультурализма. Второй аспект
– процесс конструирования
знания - описывает то, каким образом
учитель может помочь учащемуся проследить
и понять степень влияния стереотипов
и предубеждений внутри той или иной дисциплины
на процесс построения знания данной дисциплины.
Данный аспект также охватывает материал
о том, как результаты многих этнических
исследований о превосходстве белой расы
были опровергнуты афроамериканскими
учеными (У. Блэссингейм, Д. Ладнер, Р. Дениэлс
и др.). В рамках данного аспекта Дж. Бэнксом
предложены четыре подхода к анализу информации
этнического характера и способу ее включения
в содержание учебной дисциплины: а) контрибутивный
подход, допускающий поверхностное
знакомство с этническим материалом, т.к.
цели, структура и содержание основной
программы не подвергаются реформированию,
а интеграция этнического компонента
происходит на уровне отдельных личностей,
элементов культуры или знаменательных
событий в истории народа, что не требует
длительной и сложной работы от учителя; б) аддитивный подход,
также кардинально не затрагивающий структуру
и цели основной программы, но, подразумевающий
расширение интеграции этнического компонента
до введения в программу спецкурсов или
разделов соответствующего этнического
содержания, что требует от учителя гораздо
большей осведомленности об истории и
культуре этнических групп; с) трансформационный
подход, коренным образом отличающийся
от предыдущих подходов тем, что цели и
структура основной программы претерпевают
существенные изменения. Данный подход
дает возможность учащимся рассматривать
исторические события, теории, концепции
с различных точек зрения (глазами белых
американцев и других этнических групп,
имеющих непосредственное отношение к
истории страны). В данном случае представления
белых американцев являются не единственным
вариантом интерпретации исторических
фактов, а одним из нескольких; d) подход «социальных
действий», cодержащий элементы трансформационного
подхода об изменении целей и структуры
основной программы, и дополненный активными
действиями учащихся по принятию социальных
и политических решений в рамках изучения
темы. Задача учителя усложняется, т.к.
необходимо вооружить учащихся умениями
и развить навыки для принятия такого
рода решений. Третий аспект
– устранение предрассудков –
включает работы о методах и приемах, используемых
учителем для воспитания у учащихся позитивного
отношения к различным расовым, этническим
и культурным группам. Главная задача
учителя – не позволить существующим
в обществе неверным стереотипам перейти
в предубеждения, изменить которые будет
сложнее (Г.Олпорт, М. Спенсер и др.). Четвертый аспект
– педагогика равенства –
об умениях учителя использовать свои
знания о типичных моделях поведения этнических
и культурных групп, представители которых
учатся в классе и с целью повышения успеваемости
сочетать их с индивидуальными особенностями
учащихся (темперамент, характер, способности,
мотивы, интересы), влияющие на поведение
ребенка в различных ситуациях, его отношение
к сверстникам, учителю, школе. Несмотря
на различные рекомендации ученых по изменению
методики преподавания, авторы единогласно
подчеркивают, что культурные особенности
ребенка должны способствовать, а не препятствовать
его успехам в учебе (Ж. Гэй, Г. Лэдсон-Биллингс,
С. Хит и др.). Пятый аспект
- школьная культура
и социальная структура - подчеркивает
тесное взаимодействие школы и жизни.
Авторы работ акцентируют главное предназначение
школы - дополнение естественной (в частности
семейной) социализации ребенка. Анализ
показал единство мнений авторов в том,
что представления учащегося о самом себе,
своих способностях и талантах во многом
определяются отношением учителя, одноклассников,
школьной администрации. В этой связи
поднимается вопрос о тесной взаимосвязи
учебных ожиданий учителя от учеников
и успеваемостью последних. Высокий уровень
ожиданий стимулирует учащегося к достижению
успеха, низкий - заранее программирует
ребенка на неудачи (Л. Дарлинг-Хаммонд,
Д. Морфилд и др.). В 1960-е гг. учеными ведется
активная работа над созданием теории
куррикулума, понимаемой как теоретическое
описание, критический анализ явлений
конкретной предметной области и практические
рекомендации по применению куррикулума.
Ведущими теориями куррикулума являются: - дескриптивные (фокусируются
на практическом аспекте и используют
эмпирический подход к анализу существующих
реалий); - предписывающие (представляют
новые подходы, перспективы и интерпретации
явлений, исходя из того, что куррикулум
– это рекомендации по разъяснению и защите
выдвигаемых принципов); - критические (связаны
с практикой, перспективой, пониманием,
контролем и диалектическим отношением
между теорией и практикой); - трансмиссионные (подразумевают
передачу учителем знаний, умений и культурных
ценностей); - транзакционные (означают
диалог учащегося с учебной средой, предполагающий
не только передачу педагогом готовых
знаний, но и побуждение учащихся к самостоятельному
поиску); - трансформационные(
7.Основные идеи различных учёных в видении поликультурного образования.
Дж. Бэнкс определяет культуру
как разделяемые группой людей символы,
значения, ценности, особенности поведения
и восприятия. Он выделяет макрокультуру
и микрокультуры. Первая представлена
общенациональными ценностями: для США
это справедливость, равенство, человеческое
достоинство [4]. В то же время, считает исследователь,
общество делится по расовым, этническим,
лингвистическим, половым признакам на
большое число микрокультур. Представители
этих групп, разделяя общенациональные
ценности, символы, обладают уникальными
традициями, обычаями, нормами поведения.
Каждый свободен в сохранении этнической
идентичности, уникальных характеристик
до тех пор, пока они не вступают в противоречие
с общенациональными ценностями. Несмотря
на то, что Дж. Бэнкс поддерживает, поощряет
этническое, культурное разнообразие,
он выступает за единое государство и
единую национальную культуру: "Уважая
и признавая разнообразие, поликультурное
образование стремится сформировать нацию
- государство, в котором отражены ценности
различных групп и культур. Поликультурное
образование стремится актуализировать
идею e pluribus unum (из многих - единое), т.е.
создать общество "разных", объединенных
всеобъемлющими демократическими ценностями"
[4, с. 50]. Дж. Бэнкс отрицает тот факт, что
различные культурные группы в равной
степени являются источником напряжения
и конфликтов в обществе. В качестве основной
причины противостояния он называет проблему
расовой, этнической дифференциации. По
его мнению, ядром поликультурного образования
должно стать преодоление расизма, искоренение
расовой, этнической дискриминации на
любом уровне общественной жизни и, прежде
всего, в системе образования. Высокий
уровень неуспеваемости среди учащихся
- представителей этнических меньшинств
Дж. Бэнкс объясняет тем, что система образования
ориентируется в основном на представителей
англо-американской культуры. Недостаточно
демонстрировать равное отношение ко
всем учащимся: "Латиноамериканец, говорящий
в основном на испанском, не нуждается
в одинаковом с англоговорящим школьником
отношении к себе. Он нуждается в учителе,
который увидит его культурные особенности
и отнесется к ним с уважением, в учителе,
который обладает достаточным количеством
знаний, чтобы оказать необходимую поддержку"
[5, с. 16]. Следует учитывать уровень владения
английским языком (данная проблема решается
в рамках билингвального образования)
и культурно обусловленные различия учащихся,
в том числе разницу в познавательных
стилях. Поликультурное образование рассматривается
его теоретиками не только как способ
решения проблемы низкой успеваемости
отдельных групп учащихся, но и как средство
формирования многогранного целостного
видения мира, способности оценить явление
с позиции другого человека, стремления
к сотрудничеству, к взаимодействию и
взаимопониманию. В этой связи большое
внимание в концепциях поликультурного
образования уделяется развитию кросскультурной
компетентности (грамотности), под которой
Дж. Бэнкс понимает "знания, отношения
(attitudes), умения, необходимые для того, чтобы
функционировать в различной культурной
среде (diverse cultural settings)" [4, с. 53]. Р. Л. Гарсиа,
один из теоретиков билингвального обучения,
также отводит основное место в поликультурном
образовании расовым и этническим меньшинствам.
Исследователь подчеркивает, что поликультурное
образование начинает разрабатываться
в связи с подъемом этнического сознания
в период движения за гражданские права
и в качестве основного компонента включает
программы, посвященные этническим группам.
Он отмечает, что в программах должны присутствовать
две стороны: изучение всего этнического
разнообразия страны и собственного этнического
наследия. В качестве еще одной составляющей
поликультурного образования Р. Л. Гарсиа
называет "изучение женщин" (women's
studies). В отличие от Дж. Бэнкса, Р. Л. Гарсиа
разводит поликультурное и билингвальное
образование, а также отдельно выделяет
программы межгруппового и глобального
образования. Р. Л. Гарсиа отмечает, что
каждое из выделенных направлений становится
актуальным в американской педагогике
в связи с определенными событиями. Идея
межгруппового образования стала развиваться
после того, как начался процесс десегрегации
школы. Соответствующие программы направлены
на то, чтобы научить детей анализировать
взаимоотношения представителей различных
групп. Учащимся предлагается исследовать
поведение человека в рамках своей группы
и за ее пределами, проблемы этноцентризма,
расизма, элитизма, сексизма, а также психологические
процессы, которые приводят к стереотипизации
мышления и предрассудкам. В этой связи
необходимость разграничения поликультурного
и межгруппового образования вызывает
сомнения. Выделенные группы программ
исследователь относит к категории "культурного
образования США" на том основании,
что они объединены общей задачей - решить
проблемы, вызываемые существующим в стране
и мире культурным разнообразием. Р. Л.
Гарсиа предлагает свое видение решения
одной из дискуссионных проблем в американской
педагогике: о соотношении поликультурного
и глобального образования. Потребность
в последнем, с его точки зрения, возникла,
когда советские технологии стали угрожать
военному господству США. В качестве целей
глобального образования исследователь
выделяет: 1) снижение чувства провинциализма
и этноцентризма; 2) развитие способности
воспринимать себя личностью и, в то же
время, членом глобального сообщества;
3) подготовка к жизни в плюралистическом
обществе не только в рамках своей страны,
но и на глобальном уровне: "в своей
жизни учащиеся столкнутся с агрессивным
шовинизмом, расизмом, национализмом и
этноцентризмом, они должны знать, как
справиться с этим" [8, с. 13]. В данном
случае позиция Р. Л. Гарсиа во многом совпадает
со взглядами Дж. Бэнкса и Д. Хупса. Дж. Бэнкс
отмечает, что, поскольку мы живем во взаимосвязанном,
взаимозависимом мире, школа не может
ограничиваться изучением истории и культуры
своего государства, учащиеся должны быть
готовы к деятельности за пределами своей
страны, к решению проблем всей земной
цивилизации [4]. Д. Хупс является автором
концепции межкультурного образования
(intercultural education). Он отмечает, что первые
шаги к данному типу образования были
сделаны в 1968 г., когда людям продемонстрировали
вид Земли из космоса: концепция "Земля
- космический корабль" проникла в общественное
сознание и стала символом нового глобализма
[12, с. 6]. Основной целью межкультурного
образования Д. Хупс называет
подготовку учащихся к жизни в глобально
зависимом и культурно плюралистическом
мире, что позволяет отнести его концепцию
к глобальному образованию. Вместе с тем
автор уделяет большое внимание проблеме
взаимосвязи этнического (локального),
национального и глобального уровней
человеческого существования. Д. Хупс
считает, что познание иной культуры должно
начинаться с самопознания, с осмысления
уникальных характеристик своей культуры
и их влияния на отношение к "другому".
Одним из "коридоров", соединяющих
этнический, национальный и глобальный
уровни человеческого существования,
служит образование. "Межкультурное
образование" Д. Хупса включает задачи
двух концепций: с одной стороны, обеспечение
учащихся конкретными знаниями, выработка
конкретных умений, необходимых для взаимодействия
с культурно отличными во всех сферах
человеческой деятельности в контексте
глобальной культуры, с другой - укрепление
культурной идентичности и повышение
самооценки учащихся, не принадлежащих
к титульной культуре, подготовка учителя
к работе в классе, где учащиеся представляют
различные расовые, этнические группы
[12, с. 19]. Ведущая роль в формировании содержания
поликультурного образования принадлежит
высшим учебным заведениям и, прежде всего,
исследовательским центрам при университетах,
занимающимся проблемами поликультурного
образования. Среди них по масштабам осуществляемой
деятельности выделяется Центр поликультурного
образования при Университете штата Вашингтон
(г. Сиэтл), который возглавляет Дж. Бэнкс.
Наряду с теоретическими исследованиями,
проведением конференций, семинаров и
курсов переподготовки для учителей, сотрудники
Центра также занимаются разработкой
ориентированных на практику программ
и модулей обучения.
Информация о работе Психологические взгляды гуманистического направления поликультурного образования