Психологические классификации отклоняющегося поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.
Понятие норма является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальной нормы, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Содержание

Введение
1. Понятие нормы и отклонения поведения учащихся от нормы
2. Группы отклонений
3. Психологические классификации отклоняющегося поведения
4. Характеристика отклоняющегося поведения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

методика подготовк и проведения собр уч-ся.docx

— 25.19 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Понятие нормы и отклонения  поведения учащихся от нормы

2. Группы отклонений

3. Психологические классификации  отклоняющегося поведения

4. Характеристика отклоняющегося  поведения

Заключение

Список литературы

 

 

Понятие "отклоняющееся  поведение". Критерии отклоняющегося поведения. 

Введение

 

Развитие человека - очень  сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Понятие норма является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальной нормы, то последние заслуживают специального рассмотрения.

В переводе с латинского языка  «норма»- правило, образец, предписание. Норма выполняет функцию контроля со стороны общества, информирует, позволяет  оценить поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним  люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

 

1. Понятие нормы и отклонения  поведения от нормы

 

Для психологии понятия «норма»  и «отклонение от нормы» - очень  важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального  поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы  в развитии ребенка являются и  умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное  влияние и на процесс социального  становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно  отнести все формы социального  творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

Таким образом, в психологии понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку  отсчета, относительно которой можно  уточнять причины, вызывающие те или  иные отклонения, выяснять, каким образом  они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить  практическую социально-педагогическую деятельность

Нормальное поведение  подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно  отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать нате или иные особенности ребенка, то его поведение всегда (или почти  всегда) будет нормальным. Социальная норма- совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Отсюда отклоняющееся  поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с  микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся  в поведенческом противодействии  установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Социальные отклонения могут  быть не только негативными, но и позитивными.

 

2. Группы отклонений

 

Социальные отклонения - это  нарушение социальных норм, которые  характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью.

Отклонения от нормы условно  разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем  человека и определяются медицинскими показателями.

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это  своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее  время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности  детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.

Педагогические отклонения — такое понятие недавно введено  в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в  России появились дети, которые в  силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.

Социальные отклонения связаны  с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец  действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

В социологической, психологической  и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.

Поведенческие девиации группируются по нескольким основаниям:

- в зависимости от масштаба  выделяют массовые и индивидуальные  отклонения;

- по значению последствий  - негативные и позитивные;

- по субъекту - отклонения  конкретных лиц, неформальных  групп, официальных структур, условных  социальных групп.

- по объекту – экономические,  бытовые, имущественные нарушения  и др.;

- по длительности –  единовременные и длительные;

- по типу нарушаемой  нормы – преступность, аморальное  поведение, хулиганство, бродяжничество, расизм, геноцид.

Под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания.

 

3. Психологические классификации  отклоняющегося поведения

 

Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных  в обществе, в науке рассматривается  через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере  всегда связана с деятельностью  и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью  ребенка. Как уже было сказано  ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение  определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной  ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному  поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Психологические классификации  выстраиваются на основе критериев:

- вид нарушаемой нормы;

- психологические цели  поведения и его мотивация;

- результаты данного поведения  и ущерб им причиняемый;

- индивидуально - стилевые  характеристики поведения.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских  делят поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное  и деструктивное поведение. В  психологической литературе можно  встретить и другие классификации  отклоняющегося поведения.

Классификация поведенческих  отклонений, основанная на ведущих  критериях, таких как вид нарушаемой нормы и негативные последствия  отклоняющегося поведения. Выделяют три  основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее благополучию людей.

У подростков преобладают  следующие виды: кражи, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте распространены такие формы, как насилие по отношению  к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, поджоги.

Асоциальное поведение- это поведение, уклоняющиеся от выполнения морально- нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уход из дома, школьные прогулы, ложь, агрессивное поведение, граффити, субкультуральные девиации.

У детей чаще встречаются  побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство.

Границы асоциального поведения  особенно изменчивы, поскольку оно  более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение- это поведение, отклоняющиеся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.

Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. В таких группах наблюдается наркозависимость, самопорезы, компьютерная зависимость и другое.

В детском возрасте имеет  место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного  периода аутодеструкция малохарактерна.

По направленности и степени  выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное просоциальное - асоциальное - саморазрушительное – самоубивающее

В жизни отдельные формы  нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуальным и неповторимым.

 

4. Характеристика отклоняющегося  поведения

 

Очевидно, что отклоняющееся  поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

— дети-сироты, общее число  которых превысило 500 000;

— социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь  физическому, психическому, сексуальному насилию;

— подростки, употребляющие  наркотики и токсические средства;

— подростки сексуально распущенного поведения;

— подростки, совершившие  противоправные действия; по официальным  данным, их число среди детей и  подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение  классифицируется по следующим характеристикам:

- видам преступления (уголовные,  административные) и аморальных  поступков (пьянство, проституция);

- уровню или масштабности  отклонения, когда принято говорить  об индивидуальном или массовом  отклонении;

- внутренней структуре  отклонения, когда отклонение связывают  с принадлежностью к той или  иной социальной группе, половозрастными  особенностями;

- ориентированности отклонения  на внешнюю среду (семейные  ссоры, насильственные преступления  и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).

Ребенка, чье поведение  отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением  некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Заключение

 

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей. Именно в семье  закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и  самоутверждению человека, стимулирует  его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Правильная организация  свободного времени способствует улучшению  здоровья и физического развития ребенка.

Необходимость в регулировании  поведения людей всегда будет  оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями  человека и возможностями их удовлетворения. Факторами отклоняющегося поведения  могут стать психологическая  невосприимчивость личности к установленным  обществом социальным нормам или  генетическая предопределенность отклонения.

Информация о работе Психологические классификации отклоняющегося поведения