Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:12, курсовая работа
приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что если оказывать своевременную помощь аутичному ребёнку, включающею в себя оказание всей необходимой медицинской, педагогической и психологической помощи, коррекционную работу специалистов с аутичными детьми, консультации родителей, то ребёнок может стать полноценной частью общества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть этиологию и патогенез раннего детского аутизма;
2. Ознакомиться и сравнить теории аутизма;
3. Выявить критерии аутизма;
4. Изучить основные признаки аутизма;
5. Проанализировать методы психолого-медико-педагогической помощи аутичным детям.
Узнав о неутешительном диагнозе, родители, в первую очередь мать, начинают испытывать глубокое чувство вины, семья замыкается в себе. Страдание близких усугубляет страдания ребенка. Во многих семьях состояние ребенка вызывает нарастание эмоционального напряжения, отрицательных эмоций, семья сама становится деструктивной и вряд ли сможет помочь ребенку так же эффективно, как те семьи, которые могут приспособиться к нелегкой задаче воспитания аутичного ребенка, сплотиться, снизить уровень конфликтности. Нельзя рассматривать аутичного ребенка вне его эмоционального и психосоматического симбиоза с матерью. У матери аутичного ребенка существуют социальные и профессиональные потребности, которые она не может удовлетворить, будучи эмоционально и фактически слишком крепко привязанной к ребенку.
Поэтому целесообразно
создание комплекса
Правило 1. Никогда не теряйте надежду, верьте в победу. Если даже сейчас Вам очень тяжело, верьте, что в дальнейшем будет лучше.
Правило 2. Переживайте вместе с больным все его состояния, все тревоги. Вы должны научиться понимать его лучше, чем он сам себя понимает.
Правило 3. Старайтесь завоевать доверие и откровенность.
Правило 4. Внимательно анализируйте опыт своих удач и ошибок. Все время старайтесь искать новые подходы. Присматривайтесь к тому, как находят к больному подход друзья, знакомые.
Правило 5. Борясь за него, ищите союзников. Люди, готовые Вам помочь, есть везде, только надо их найти и объяснить им ситуацию. Не обижайтесь на тех, кто Вас не понимает и не хочет помочь, не отчаивайтесь.
Наиболее адекватно к терапии относятся родители аутичных дошкольников. У них еще достаточно сил и веры в возможности своих детей. Чем старше ребенок, тем, как правило, пассивнее родители. Очень часто меняется отношение к терапии, она начинает восприниматься как занятость. В этом случае родители ребенка, будучи довольны самим фактом того, что их ребенок "хоть куда-то ходит", мало задумываются о том, какова эффективность этой "занятости", если рассматривать ее с точки зрения "долгосрочной перспективы". Это нередко сопровождается тем, что советы психолога, касающиеся организации жизни ребенка, выслушиваются, но не исполняются. Часто следует и вовсе отказ от терапии, особенно, если ребенок так и остался глубоко аутичным. Между тем, те немногие родители, которые не оставляют усилий по развитию и адаптации ребенка, несмотря на сохраняющееся тяжелое состояние, как правило, добиваются успеха и продвижения ребенка вперед. Изменения возможны в любом возрасте, пусть небольшие, но очень значимые для дальнейших жизненных перспектив аутичного человека. Даже если он не научился читать, писать, правильно говорить, самостоятельно передвигаться по городу - это не значит, что его больше нечему учить. Повышение уровня включенности в окружающий мир, которого почти всегда можно добиться упорным трудом, повлечет за собой лучшее понимание происходящего, развитие навыков самообслуживания, иногда речи. Такие скачки в развитии ребенка часто происходят и после 8-10 лет (вплоть до появления отсутствующей ранее речи). Те изменения, которые кажутся слишком незначительными для стороннего наблюдателя, могут играть огромную роль для аутичного человека и для его дальнейшего развития.
Заключение.
В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Ранний возраст - один из самых интенсивных периодов развития, за который ребенок успевает овладеть не только многими сложными навыками - двигательными, речевыми, интеллектуальными, но и взаимодействием с окружающим миром. Сами его взаимодействия с миром, его индивидуальное мироощущение претерпевают огромную динамику, становятся чрезвычайно сложными. Тот аффективный опыт, который он получает в это время, становится основой всего его дальнейшего развития - эмоционального, личностного, социального и интеллектуального. Поэтому так важно, чтобы ребенок прошел его благополучно: не торопясь, не перескакивая через необходимые ступени развития. Для этого нужно, чтобы взрослый понимал логику его аффективного развития, возможность и уместность движения к усложнению взаимодействий. Ход нормального развития достаточно драматичен, благополучные периоды сменяются эпизодами страхов и разлада во взаимоотношениях с близкими. Каждый этап вносит свой необходимый вклад в становление сложной системы аффективной организации мироощущения и поведения ребенка. Своевременно возникающие трудности как раз и являются показателем нормальной динамики развития. Каждый такой выход из кризиса становится толчком для дальнейшего развития.
В настоящее время
испытывается острый недостаток практических
разработок по социально-бытовой
Хочется также отметить,
что в настоящее время
Глоссарий.
Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет;
Этиология (греч. αἰτία — причина и λόγος — наука) — раздел медицины, изучающий причины болезней;
Патогенез (от греч. pathos - страдание - болезнь и генез), механизмы развития заболеваний и патологических процессов;
Мутизм (от лат. mutus — немой), отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе мутизма лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, непосильное требование);
Стереотипия - функционально автономные патологические движения, которые группируются в ритмическую или сложную последовательность нецеленаправленных движений;
Адаптация - развитие новых биологических свойств у организма, популяции, вида, биоценоза, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность при изменении условий окружающей среды;
Социальная адаптация - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде с целью выживания, воспроизводства и развития
Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью;
Синдром Ретта (описан австрийским врачом A. Rett, 1924–1997) – наследственное заболевание: поражение мозга с нарушением психического развития и деменцией в исходе;
Синдром Аспергера — одно из пяти общих (первазивных) нарушений развития, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть легкой формы аутизма, при котором способность к социализации относительно сохранена);
Синдром Геллера - редкое психическое заболевание у детей. Сначала могут быть заметными лишь незначительные отклонения в их поведении, однако впоследствии заболевание начинает прогрессировать, и к имевшимся ранее симптомам прибавляются психические нарушения (например, галлюцинации и стереотипы); в конце концов, у ребенка развивается деменция;
Психологическая коррекция - это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия; психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента;
Негативизм (от лат. negatio - отрицание) - нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта;
Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций;
Шизофрения - психическая болезнь с длительным хроническим прогредиентным течением, сопровождающаяся диссоциацией психических процессов, моторики и нарастающими изменениями личности.
Приложение 1.
Игра 1. "Погулять выходят мыши".
Сядьте с малышом за стол или удобно расположитесь на полу. Расслабьте кисть и поставьте все ваши пять пальцев на ровную поверхность стола или пола так, чтобы они не соприкасались. Скажите ребёнку: "Вот, смотри, мыши бегают!"
И начинайте быстро перебирать пальцами, показывая, как бегут мышки. При этом приговаривайте: "Побежали, побежали, побежали!" Пусть малыш тоже повторяет ваши движения.
Можно также прочитать короткое стихотворение:
Тише-тише, тише -тише!
Погулять выходят мыши!
Чтобы кот догнать не смог,
Мчатся мыши со всех ног.
Повторите игру несколько раз, поочерёдно используя правую и левую руки.
А можно усложнить игру.
Одной рукой изображайте прогуливающихся мышек. Другая рука будет кошкой, которая крадучись подбирается к мышкам. Скажите за кота, который угрожает мышам: "Догоню, догоню, догоню!"
После этих слов крепко сожмите кулак, спрятав все пальцы, и скажите: "Не поймал! Мышки спрятались в норку."
Во время игры ребёнок учится напрягать и расслаблять мышцы ладоней и пальцев, развивает воображение.
Игра 2. "Море волнуется раз".
Для игры необходимо минимум 4 человека. Выбирается ведущий, который начинает произносить следующие слова:
Море волнуется раз!
Море волнуется два!
Море волнуется три!
Морская фигура на месте замри!
В то время, как ведущий произносит эти слова, все играющие двигаются. А на последней фразе все замирают в той позе, которая, по их мнению, соответствует понятию «морская фигура». Ведущий подходит к «фигуре» и когда он дотрагивается до нее, то фигура должна начать двигаться.
Тот игрок, который, по мнению ведущего, справился лучше всех с заданием, становится водящим в следующем коне.
В следующем коне фигура должна быть уже не морской, а любой другой – фигура лягушки, повара, врача, баскетболиста, гимнаста, бегемота, кошки. Это должен решить для себя ведущий пока произносит слова:
Море волнуется раз!
Море волнуется два!
Море волнуется три!
И игра снова повторяется.
Приложение 2.
Список используемых источников.