Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:54, курсовая работа
Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- изучить психологические особенности детей 6-7 лет .
- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия психологической готовности ребёнка к школьному обучению…………………………………………………………………………6
1.2. Характеристика психолого–педагогической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………………8
1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12
1.4. Условия формирования психолого–педагогической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………16
Вывод……………………………………………………………………………23
Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24
2.1. База и методическое обеспечение исследования………………………..24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……...27
2.3. Методические рекомендации……………………………………………..34
Вывод……………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………38
Литература………………………………………………………………………39
Приложения…………………………………………………………..................42
Приложение 1…………………………………………………………………..42
Приложение 2…………………………………………………………………..54
Ж. Пиаже выделил феномены, характеризующие мышление 6-7 лет . Первый феномен состоит в том, что мышление дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности, которое обусловлено глобальным представлением ребёнка о предмете. Другим феноменом, описанным Ж. Пиаже, является феномен эгоцентризма (центрации), который означает неспособность ребёнка встать на точку зрения науки, общества. Исчезновение этих феноменов, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности и переход от эгоцентризма к центрации (когда ребёнок научается видеть мир не только со своей точки зрения) обеспечивает успешный переход ребёнка к школьному обучению [30].
Личностная и социально-психологическая готовность – ещё одна из предпосылок успешного обучения в школе. Она включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребёнку. Взрослые изменяют требования к ребёнку: от него теперь настойчиво ждут большей серьёзности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т.д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества.
О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно судить по общему стремлению ребёнка в школу, сопряжённому с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительности.
Успех обучения в школе зависит от того, насколько у дошкольника будет сформирована произвольность поведения, что в первую очередь выражается в его организованности [9].
Личностная готовность выражается также в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к самому себе, характеризующих мотивационную готовность, которая выявляется, по мнению Л.И. Божович, в том, что ребёнок стремится к функции ученика [3]. Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. К внешним относятся особенности школьной жизни, привлекающие детей внешней стороной – это красивая форма, школьные принадлежности и т.д. К внутренним мотивам относится желание учиться (учиться, «чтобы быть как папа» и др.).
Л.И. Божович были выделены две группы мотивов учения:
Сплав двух потребностей ребёнка: стремления занять определённую позицию в обществе людей и познавательной потребности – способствует возникновению внутренней позиции школьника, которая выступает критерием готовности к школьному обучению.
Эмоционально-волевая готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание [24].
Обсуждая проблему эмоционально-волевой готовности к школе Д.Б. Эльконин выделил следующие параметры:
Важность эмоционально-волевой готовности обусловлена тем, что от первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. То есть у ребёнка должна сформироваться произвольность психических процессов.
Ребёнку необходимо хорошее речевое развитие, чтобы он не испытывал трудности выражая свои мысли, умел передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике. Ребёнку необходимо уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определённому плану. Важно чтобы ребёнок желал узнать что-то новое, проявлял интерес к новым фактам, явлениям жизни.
1.3. Особенности развития психических процессов детей 6 – 7 лет.
В период дошкольного детства формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребёнка к начальному обучению [9].
Для успешной учебной деятельности от ребёнка требуется высокий уровень произвольности, сознательный контроль за своими действиями, умение подчинять их системе правил и требований, задаваемых учителем [9].
Подробнее остановимся на показателях интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребёнка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей [7].
Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. З.М.Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредствованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам. В старшем дошкольном возрасте в естественных условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал [19].
К концу дошкольного возраста, т.е. к 6—7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
В старшем дошкольном возрасте особую роль играет воображение, так как является ведущим психическим процессом.
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы [18]. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причём основным орудием овладения им со стороны ребёнка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развилось достаточно быстро, воображение представлено в двух основных формах:
В старшем дошкольном возрасте формируется словесное воображение и требует от дошкольника хорошо развитой речи [20].
Хорошо развитое воображение влечёт за собой развитие памяти (использование сохранённых в памяти образов для создания новых), речи (способность описать представленное, созданный образ), мышления (способность манипулировать образами на идеальном уровне, «в голове», обосновывать целесообразность нового образа) и т.д. [20].
С высоким уровнем сформированности памяти ребёнок способен к произвольному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками опосредованного запоминания.
Указанием на речевую
Высокий уровень развитости образного мышления старшего дошкольника даёт хорошие возможности для усвоения обобщённых знаний, и при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления – наиболее важное приобретение, которое поможет ребёнку перейти в школе к усвоению научных знаний [29].
Детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нём представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Старшему дошкольнику для хорошей ориентировки в пространстве и времени необходим высокий уровень развития восприятия. Представление о времени, чувство времени, умение определить сколько его прошло – важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения заданий в указанный срок. Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Высокий уровень развития произвольности внимания подразумевает способность ребёнка самостоятельно, без дополнительных напоминаний взрослого, сосредотачиваться на выполняемой деятельности [20].
Для высокого уровня развития мотивационной готовности к школе характерно желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение – всё это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом [22].
Все перечисленные особенности развития детей 6 - 7 лет являются показателями психологической готовности к школьному обучению.
1.4. Условия формирования психолого-педагогической готовности
детей к обучению в школе.
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, взрослый должен обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества [27]. Он постоянно должен создавать ситуации побуждающие детей активно принять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание преодолеть трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений.
Взрослому следует придерживаться следующих условий: не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребёнку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной - лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, анализировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
Важно предоставить детям
возможность самостоятельного
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от взрослого), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. При этом воспитатель пользуется средствами, помогающими дошкольникам планомерно осуществлять замысел: опорными схемами, моделями, пооперационными картами.
Серьезное внимание нужно уделять развитию познавательной активности и интересов дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в поведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и т.д.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей [23].
Особо подчеркивается роль книги как источника новых знаний. Нужно показывать детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и побуждает в них стремление к овладению чтением.
Предметом особого внимания является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Важно помочь каждому ребёнку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников [17]. Воспитателем создаются такие условия, как: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).
Информация о работе Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе