Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:58, реферат

Краткое описание

Задачи:

Рассмотреть процесс информатизации образования

Ознакомиться с понятием ИКТ-насыщенной образовательной сред

Ознакомиться с проблемами и преимуществами информатизации образования.

Вложенные файлы: 1 файл

дистанционные курсы лекция 1.doc

— 832.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие 2. ФГОС: информационная образовательная среда  и материально-техническое обеспечение

ЗАДАЧИ:

Рассмотреть требования ФГОС к информационной образовательной среде и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Познакомиться с учебно-методическим и информационным обеспечением реализации основной образовательной  программы основного общего образования.

ФГОС: ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Федеральные государственные  стандарты (ФГОС) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 
 
Каждый стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования  в различных стандартах – для  начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования. 
 
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Федеральные государственные стандарты второго  поколения:

Новая цель образования

Новое содержание образования

Новые средства обучения

Новые технологии обучения

Новые требования к компетентности сотрудников школы  в решении профессиональных задач  с применением ИКТ.

Основная  цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется:

  1. Новыми образовательными запросами общества, семьи и государства.
  2. Широким внедрением ИКТ-технологий во все сферы жизни.

Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию:

  • стремительный рост информационно-ресурсной базы;
  • свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам;
  • дистанционность
  • мобильность
  • возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ;
  • интерактивность;
  • возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений

Новое содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить все основные компоненты социализации:

  1. Систему духовно-нравственных ценностей.
  2. Систему научных представлений о природе, обществе и человеке.
  3. Систему универсальных учебных действий.

Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно-образовательная среда.

Информационная  образовательная  среда (ИОС) образовательного учреждения (в контексте ФГОС ООО) включает:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.
 

С точки зрения образовательного процесса современная  ИОС – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально  и социально развитой личности.

Информационные образовательные  ресурсы в системе ИОС 

Компоненты на бумажном носителе

Учебник (оргонайзер)

Рабочая тетрадь (тренажер)

Компоненты на CD/DWD носителях                                                          интернет среда ИОС

Электронное приложении к учебнику                               методическая поддержка учителя:

 Электронные наглядные пособия                                   1) программы;    2)  конструкторов  урока

Электронный тренажер                                                                     интернет школа

Электронный практикум                                                              интернет ИПК

                                                                                                            Мультимедия коллекция

Системный характер воспитательно-образовательного эффекта  использования ИОС заключается  в том, что она – как системный  интегратор всего педагогического  процесса – обеспечивает качественно  новые параметры образования.

Педагогический  потенциал ИОС:

Индивидуализация  учебного процесса

Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества

Ориентация  на самообразование

Создание  ситуации успешности для учащихся

Возможность обеспечение деятельностного подхода

Гибкость  организационной структуры обучения с использованием ДОТ

Возможность интенсификации процесса обучения

Социализация  учащихся

Обеспечение психолого-педагогического сопровождение  учебного процесса

Разноуровневость  содержания образовательного ресурса. 
 
 

Использование ИОС в качестве системного интегратора педагогического процесса способствует изменению форм взаимодействия ученика и учителя, а также образовательного результата. 

Получает  готовую                                                                                                                                                                   информацию 

Ученик 

Осуществляет  поиск,выбор, анализ,систематизацию и презентацию  информации 
 
 
 

Требования  ФГОС к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования 
 
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Результатом реализации данных требований должно быть создание образовательной среды:
           
                                               
        обеспечивающей  достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для  обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;          
                 
                                               
        гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;        
               
                                               
        преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности  организации основного общего образования, а также специфику возрастного  психофизического развития обучающихся  на данной ступени общего образования.      
             
                                               
    Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной  средой – системой информационно-образовательных  ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной  программы образовательного учреждения.      
 
 
  Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной  программы основного  общего образования 
 
Согласно ФГОС психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
     
                                               
        преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;            
                   
                                               
        учет  специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе  особенности перехода из младшего школьного  возраста в подростковый;        
               
                                               
        формирование  и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.          
                 
 
  Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной  программы ООО также должны обеспечивать:        
                                               
        вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие своей экологической культуры; дифференциацию и индивидуализацию обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержку одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержку детских объединений, ученического самоуправления);          
                 
                                               
        диверсификацию  уровней психолого-педагогического  сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);            
                   
                                               
        вариативность форм психолого-педагогического сопровождения  участников образовательного процесса (профилактику, диагностику, консультирование, коррекционную работу, развивающую  работу, просвещение, экспертизу).      
             

Информация о работе Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды