Пути привлечения учащихся к самоуправлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:48, доклад

Краткое описание

Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к школам. Готовы ли мы сегодня к демократизации учебно-воспитательного процесса? Опыт показывает, что в школах, где педагоги, ученики и родители готовы к таким переменам, существует реально действующее ученическое самоуправление.

Вложенные файлы: 1 файл

Пути привлечени учащихся к самоуправлению 12.12.13.docx

— 22.18 Кб (Скачать файл)

ГУО «Ленинская средняя школа» Жабинковский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути привлечения учащихся к самоуправлению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: С.В Ярошук

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Еще четверть века тому назад  каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо  изменило общество, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к школам. Готовы ли мы сегодня к  демократизации учебно-воспитательного  процесса? Опыт показывает, что в  школах, где педагоги, ученики и  родители готовы к таким переменам, существует реально действующее  ученическое самоуправление.

Главной целью организации  деятельности ученического самоуправления в школе, мы считаем, является формирование и развитие у школьников навыков самостоятельности, социальной активности и инициативности, включение учащихся в различные сферы деятельности и формирование опыта самоуправления.

Задачи ученического самоуправления

    • раскрывать и реализовывать организаторские и творческие способности учащихся;
    • давать возможность детям почувствовать свою значимость в решении вопросов и проблем школы;
    • приобретать опыт в организаторской и руководящей деятельности.

Самоуправление в нашей школе находится в непрерывном развитии. Этот путь состоит из выявления и решения множества вопросов. Что скрывается за самим словом “самоуправление”? Где заканчивается игра и начинается деятельность, направленная на самореализацию учащихся в интересах своего коллектива? Какие полномочия нужны органам ученического самоуправления.

Основным структурным  элементом ученического самоуправления является первичный коллектив –  класс и общеученический коллектив школы.

Класс является центром воспитательной работы, основой школьного самоуправления. Самоуправление в классе формируется  в определенную систему благодаря  функционированию микроколлективов (звенья, содружества, звездочки). Ребят разбиваем по микроколлективом по разным принципам: дружба, местожительство, интересы, характер деятельности. Кстати, завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально значимую деятельность. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений – преемственность (обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности), последовательность, (постепенное усложнение содержания характера заданий), массовость, (участие в делах коллектива каждого воспитанника).

Кстати важно отметить, что поручения в классах носят  временный характер, т.е. через определённое время, это зависит от разных факторов, из одного звена дети переходят в другое. И, следовательно, выполняют уже другие поручения.

Обычно в первичных  коллективах преобладают индивидуальные поручения, но наиболее эффективными в  воспитательной работе являются групповые  и коллективные поручения. Есть поручения постоянные, а есть сменные, так, например, в нашей школе, за каждым классом старшего и среднего звена закреплён определённый памятник, который они благоустраивают в течении года. В следующем учебном году, за этим памятником будет закреплён другой класс. Это же касается и уборки школьной территории.

 

Общешкольный ученический  коллектив имеет структуру, подобную структуре классных коллективов. В  школьном коллективе функционирует  высший орган (у нас это актив БРСМ), есть исполнительные органы (члены молодёжных организаций).

Одной из задач органов  самоуправления – вместе с педагогическим коллективом формировать морально-этический  климат в школе, специальную атмосферу, т.е. дух школы!

Как свидетельствует опыт развития ученического самоуправления, многие школы имеют свой девиз (таковой  есть и у нас – “Образование сегодня – наше благополучие завтра”), законы (закон правды, закон добра, закон заботы, закон памяти, закон  уважения, закон свободы, закон смелости, закон чести), клятву (вступающего  в детскую и молодёжную организации), Устав (где прописаны права и обязанности членов организации), свой орган печати (газета “Букварик”).

Конечно же, все разрабатываемые  в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Необходимо обладать арсеналом  форм работы, которые ставят наших  детей в позицию активного  участника самоуправленческой деятельности.

Коллективное  планирование. Мы активно используем методику коллективного планирования, для этого проводим конкурс на лучшее предложение в план, анкетирование по изучению мнений учащихся, тематические задания по планированию, публичную защиту проектов и предложений, банк идей интересных предложений, разведку интересных дел и др. При выборе любой формы работы следует помнить, что планировать за ребят нельзя. Сам процесс планирования является процессом воспитания.

Следующей важной формой привлечения  учащихся к самоуправленческой деятельности является собрание. Очень ответственно относимся к пропаганде темы собрания (через газету, листовки), изучаем общественное мнение (через анкетирование, интервью), готовим творческий доклад. Кульминационным моментом собрания является дискуссии. Могут быть изложены коллективные точки зрения, точки зрения отдельных групп, индивидуальные.

Совет дела – создание групп для выполнения творческих поручений. Деятельность таких мини-групп строится по логической цепочке: планирование и подготовка конкретного дела; организация и проведение; анализ и оценка; принятие решений о дальнейшем деятельности. В коллективе столько советов, сколько и дел.

Дежурство по школе, по столовой. Это наиболее распространенный вид самоуправленческой деятельности, привлечение самих детей к борьбе за культуру поведения и четкий распорядок.

Дежурство по школе и по столовой организуется согласно графика. (графики не совпадают)

Продолжительность дежурства  по столовой – 1 день.

Продолжительность дежурства по школе - 1 неделя.

Дежурная линейка в  9.45ч., еженедельно.

Смена дежурства 1 раз в неделю – понедельник

Ответственный дежурный отчитывается по итогам дежурства на общешкольной линейке в понедельник.

В дежурном классе назначается  ответственный дежурный.

Каждый ученик, который  принимает участие в коллективных формах работы, может пользоваться определенными правилами: “Чтобы решение  было верным, необходимо дать четкий ответ  на 5 вопросов: Зачем? Кто? Когда? Где? Каким  образом?”

Существенное значение для  дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и  обучение его методике и технике  организаторской работы.

 

Мы считаем, что лидеров  в детском коллективе следует  не искать, а воспитывать. Для этого  каждого ребенка периодически ставим в условия функций вожака, например, командира класса, старшего друга  малышей, организатора конкретного  дела. Используем разнообразные методы выдвижения учащихся для выполнения функций лидера: назначение (не знают  друг друга), выборы (знают друг друга  и могут подойти объективно), очередность (большинство обладает организаторскими навыками), перемещение (изменение обязанностей: от исполнительной к организаторской). Проводим мероприятия, которые способствуют обучению актива:

Школа “Лидер” (проводится под руководством педагога - организатора). Организуется для актива учащихся, проводится 1 раз в месяц, тематика разноплановая.

В перспективе мы видим, что  в школе выстроена система  ученического самоуправления, которая  очень логично впишется в программу воспитания. Стержневой идеей мы считаем формирование и саморазвития личности ученика, ориентированного на социальный успех.


Информация о работе Пути привлечения учащихся к самоуправлению