Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 16:41, контрольная работа
И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности.
I. Введение........................................................................................... 1-3
II. 1. Практическая часть.................................................................... 3-5
2. Исходные принципы....................................................................... 5-7
3. Цель одна – дорог много................................................................. 7-10
III. Заключение.................................................................................... 10-11
IV. Библиография.........................................
Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения как в скорости изучаемого материала, таки в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике не встречавшимся. Это объясняется просто: так как во многих видах труда, наименований работ встречаются отдельные элементы, приёмы и правила работы, с которыми ученик уже был знаком ранее по другим работам, то при изучении нового материала он применяет уже известные ему правила, перенося их в новую ситуацию.
Данная разносторонняя отработка навыков, приёмов работы даёт возможность ребёнку ознакомиться с различными видами труда, что в будущем будет способствовать более сознательному выбору профессии.
5. Формирование устойчивому интересу к учению
С интересом младшеклассник может делать одну и ту же работу не более чем 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ.
Таким образом, это «отрицательное явление» психики детей (неустойчивость интересов) можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития и повышения эффектности обучения благодаря поддержанию активного интереса к занятиям.
6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребёнка творческих и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходарённый» ребёнок. Фантазия у детей достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. Если у
6
ребёнка развивать только фантазию, не связывая её с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать его в тупик. Мы получим беспочвенных фантазёров, которые всё знают, но ничего не умеют. Ссылки на то, что грамоте он выучится «потом», беспочвенны. Ведь независимо от того, с какого возраста человек начал обучаться грамоте, мастерству, нужны многие годы, чтобы овладеть этой грамотностью, мастерством.
7. Постоянный контроль за работой ученика
Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления навык может исчезнуть и совсем, или трансформироваться в неправильный.
8. Индивидуальный подход
Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способами, и психическими качествами. И если всех «стричь под одну гребёнку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.
Именно этими основными принципами и руководствовался И. П. Волков при проектировании уроков творчества. Очевидно, что для других условий обучения они могут быть иными.
Известный советский писатель В. Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую И. П. Волкову мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т. е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом, либо не научились жить и трудиться.
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремится И. П. Волков в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый педагог задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют дети, будущее.
3. Цель одна – дорог много
За последние годы человечество продвинулось в области науки и техники
7
дальше, чем за всю тысячелетнюю историю. Считается, что нынешний век – «век педагогики». Под «веком педагогики» подразумевается качественный скачок в эффективности обучения, так как учить детей с сегодняшней эффективностью очень скоро будет нельзя – лавина научно-технической информации начинает захлёстывать не только современную общеобразовательную школу, но и профессиональные школы.
Но качественным скачком можно считать только совершенствования процесса обучения. Для решения данной проблемы нужны принципиально новые организации; формы, методы, содержание обучения, т. е. принципиально новые системы обучения, новый тип общеобразовательной школы.
Для успешного решения этого вопроса нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т. е. люди инициативные, творческие, смелые в отношении принятия решений по различным вопросам, высокообразованные. Но, к сожалению, обучение в современной школе основном сводится к заучиванию определённого количества учебного материала. А ведь сами по себе теоретические знания, независимо от их объёма, выхода на практику не имеют, если в процессе обучения они не применялись в конкретной практической деятельности.
Совершенно нетронутый резерв в усилении эффективность обучения заключается в использовании индивидуальных особенностей школьников, их способностей и склонностей. Весь многолетний педагогический опыт позволяет И. П. Волкову считать, что если перед школой будет поставлен вопрос выявления и развития способностей школьников, начиная с первого класса, то получат эффективное решение и такие проблемы, как профориентация, усиление эффективности обучения, проблема свободного времени школьника, выявление и формирование талантов, получит развитие творчество учителя, причём не бумажное, а истинное, и целый ряд других вопросов.
Если говорить о школе будущего, то Волков видит её такой. Работа в ней ведётся по 2 равноценным магистральным направлениям:
- первое – изучается единая для всех государственная программа. Но она не регламентирует поведение учителя на уроке, а определяет только общий материал для изучения и результат по каждому предмету на конец учебного года.
- второе – подлинно-творческая деятельность учителей и учащихся, в которой могут ярко раскрыться способности и склонности учащихся.
По окончании школы ученик должен получать 2 равноценных документа: аттестат об образовании, в котором отражены знания основ наук, и «творческую
8
книжку школьника», в которой зарегистрированы все самостоятельные и творческие работы, выполненные им сверх учебной программы, и где дана характеристика качеств личности, проявившихся в какой-либо деятельности. На основании этой книжки можно с большей точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности.
Учитель школы будущего по окончании института будет иметь 3 высшие (по современным понятиям) квалификации:
- по предмету. Если это учитель литературы, то он должен знать не только теорию литературы, но и уметь писать литературные произведения таких жанров, к каким у него есть склонности и способности, и уж во всяком случае знать правила написания литературных произведений всех жанров.
- педагогический. Формулируется в процессе знакомства и опробования на практике ещё в стенах института.
- учитель должен уметь проектировать процессы обучения в соответствии с заранее заданным конечным эффектом, что необходимо при руководстве самостоятельной и тем более творческой деятельностью учащихся.
Выбор системы обучения
Волков знаком с 5 системами обучения. (его классификация):
1. Линейно-последовательная система обучения – учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является продолжением предыдущего и опирается на него. Связь между учебными предметами если и осуществляется, то очень слабо.
2. Разорванная система обучения – разделы одного предмета не связаны один с другим, каждый изучается сам по себе, различные учебные предметы, входящие в программу обучения, между собой тоже не связаны и тоже изучаются самостоятельно.
3. Параллельная система обучения – основана на внутрипредметных связях.
4. Блочно-параллельная система обучения – в единый блок объединено несколько десятков разделов науки, техники и искусства, видов труда на основе возможности осуществления межпредметных связей.
5. Основанная на ассоциативных связях – из изучаемого материала
9
вычленяются главные, узловые вопросы и кодируются в опорных конспектах. При просмотре таких конспектов материал легко вспоминается.
Определение типов уроков
Педагог-новатор И. П. Волков выделяет 3 типа уроков:
1. Уроки накопления информации, на которых ученики изучают теоретические вопросы, овладевают навыками работы различными инструментами, работы на станках.
2. Уроки творчества. Обучающая творческая деятельность рассматривается Волковым, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, изобретательности и т. д.
3. Уроки таланта. Выбор разных направлений работы с детьми: изобразительным искусством, фотографией, кино и т. д.
Данная книга может быть полезна как для учителей, так и для преподавателей детских специальных школ, а также для студентов педагогических учебных заведений.
III. Заключение
При данных системах работы, проводимых Волковым, проявляется возможность прогнозировать поведение школьника в будущей профессиональной деятельности: круг профессий, по которым он может работать с наибольшим успехом, потенциальные возможности в профессиональной деятельности и т. д.
Создание в школе условий для длительного и многостороннего опробования учащимися своих сил в различных видах деятельности позволяет избежать многих ошибок при определении профессиональных возможностей молодёжи.
Волков, решив обучать школьников творчеству, не ошибся. Ведь его новаторская идея заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. Он ввёл школе с 4-го класса “Творческую книжку школьника”. Благодаря которой ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.
Как истинный педагог-новатор, Волков, считает, что развитие творческих способностей учеников надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! Чем и занимается Игорь
10
Павлович Волков.
IV. Библиография
1. Волков, И.П. Учим творчеству. - М.: Просвящение, 1986.
2. Волков, И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения. – М.: Просвящение, 1990.
3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для В 24 студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Р. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208с.
V. Приложение №1
Творческая книжка школьника
(оборотная сторона обложки выглядит так)
Выдана ,
Окончившему(ей) классов школы в г.
За время обучения в школе выполнил(а) следующие самостоятельные и творческие работы сверх учёбной программы:
Директор школы
Приложение №2
Творческая книжка школьника
(страницы заполняются следующим образом)
№
Раздел науки, техники, искусства
Название работы
Дата, класс
Подпись 2х учителей
11
Информация о работе Пути развития творческих способностей младших школьников в опыте И.П.Волкова