Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Ещё 10 лет назад мы и не могли
представить, насколько эта проблема будет
актуальна на сегодняшний день. И с каждым
годом актуальность этой проблемы только
растёт. Современное общество , кажется,
уже рождается с умением пользоваться
компьютером. В связи с возрастающей компьютеризацией
и «интернетизацией» общества проблема
патологического использования Интернета
стала болезнью, обозначенная в зарубежной
литературе Айвеном Голдбергом, Кимберли
Янг (K. еще в конце 80-х идёт «интернет-зависимостью».
Однако при определении исследователями
данного феномена возникают ряд несоответствий.
Встречаются такие названия как «Патологическое
использование Интернета», «Зависимость
от Интернета», «Интернет-аддикция», «Проблематичное
использование Интернета». Но такое положение
вещей - обычное явление на ранних стадиях
изучения нового психологического явления.
Зависимость от Интернета до сих пор остаётся
феноменом, а не самостоятельным заболеванием
— в классификатор психических расстройств
(DSM-V) она так и не вошла.
Интернет становится реальным
фактором угрозы психическому здоровью
населения. На Западе проблема интернет-зависимости
осознана и изучается. Но, как считает
А. Войскунский, многие психологи вообще
скептически относятся к употреблению
выражения «Интернет-зависимость»
[1]: «пристрастие к Интернету
это - проблема, это феномен, с которым
надо разбираться и организовывать помощь
тем людям, которые уже, вероятно, подвержены
феномену чрезмерного применения компьютера
и Интернета. Феномен - есть, заниматься
им надо. Но зависимостью называть это
очень неосторожно. Возможно, это никакая
не зависимость. Зависимость — это медико-психологический
термин. Она подразумевает целый ряд проверяемых
факторов».
Негативным следствием неуправляемого
использования Интернет-технологий, по
мнению многих исследователей (психологов,
педагогов, медиков), является Интернет-аддикция
– феномен психологической зависимости
от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном
уходе от реальности, при котором процесс
навигации по сети в виртуальном мире
затягивает субъекта настолько, что он
оказывается не в состоянии полноценно
функционировать в реальном мире.
Цель
работы: теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность
педагогических условий коррекции аддиктивного
поведения у молодых родителей в среде
Интернет.
Объект
исследования: процесс и результат коррекции
Интернет зависимости у молодых родителей.
Предмет
исследования: педагогические условия коррекции
аддиктивного поведения молодых родителей,
вызванного чрезмерным использованием
Интернета.
Гипотеза
исследования: Коррекция Интернет –зависимости
у молодых родителей может быть успешно
осуществлена в учебно-воспитательном
процессе, если реализовать следующие
педагогические условия:
– использование комплексной
диагностики личностной сферы и среды
жизнедеятельности молодых родителей,
позволяющую выявить причины возникновения
Интернет-зависиости;
– обеспечение разработки и
внедрения личностно-ориентированной
модели коррекции Интернет-зависимости
у молодых родителей;
– реализация программ по формированию
информационной культуры у молодых родителей
;
– использование личностно-ориентированных
образовательных технологий по развитию
умений у молодых родителей преодолевать
Интернет-зависимость.
Задачи исследования:
1. Выявить и теоретически обосновать
причины возникновения Интернет-зависимости
у молодых родителей.
2. Разработать педагогические
условия преодоления Интернет зависимости
у молодых родителей.
3. Создать педагогическую программу
коррекции Интернет зависимости у молодых
родителей.
4. Экспериментально проверить
эффективность разработанной педагогической
модели коррекции аддиктивного поведения
у молодых родителей в Интернет-среде.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической,
социальной, философской, методической литературы
по проблеме исследования; классификация, систематизация, сравнение,
обобщение, аналогия, синтез, интегрирование);
- - эмпирические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, интервью, интроспекция, самооценка);
- моделирование;
- методы статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в том,
что в нем разработана программа, направленные
на преодоление Интернет зависимости
у молодых родителей. Разработанные методические
рекомендации по профилактике Интернет-аддикции
и сохранению здоровья у молодых родителей
− пользователей Интернета – могут быть
использованы в практике. Данными рекомендациями
могут воспользоваться руководители и
преподаватели дошкольных и общеобразовательных
учреждений, методисты компьютерных залов,
педагоги-психологи, социальные педагоги,
сами родители, а также студенты педагогических
учебных заведений.
Глава 1 Теоретические
аспекты изучения проблемы интернет-зависимости
молодых родителей
- Анализ научных исследований
понятия «интернет-зависимость»
В современном обществе область
применения Интернета настолько велика,
что сейчас крайне сложно встретить человека,
который бы не имел представления об его
существовании. Безусловно, возможности
Интернета масштабны - это и поиск информации,
и общение, и работа, и развлечения, но
наряду с, казалось бы, положительными
аспектами использования Интернета, встали
дискуссии и об его вреде. При этом, говоря
об Интернете как о площадке развития
зависимости, его рассматривают как существующую
объективную реальность, которая имеет
свои закономерности развития и формы
существования. Изучая Интернет, учёные
выявляют, какие изменения вносит этот
институт в жизнь людей, как он влияет
на свою аудиторию, какие нормы и ценности
появляются с его помощью, какие формы
коммуникаций превалируют в он-лайн среде.
В последние годы наблюдается
значительный интерес отечественной психологии
к исследованиям феномена Интернет-зависимости.
Исследование особенностей отношения
ко времени лиц, склонных к Интернет-зависимости
одна из важнейших задач современной психологии.
В последние годы исследователи, пишущие
статьи по психологии и книги по психологии
отмечают ускоренную компьютеризацию
всех сфер общественной жизни. Компьютеры
становятся необходимой принадлежностью
офиса, высших учебных заведений, школ.
Уже не вызывает возражений тезис о том,
что наше общество переходит от постиндустриальной
к информационной стадии развития. В результате,
требования к уровню образования сегодня
включают в себя в том числе умение пользоваться
современными информационными технологиями.
Ускоренно развивающаяся практика их
применения порождает принципиально новые
разновидности деятельности, в связи с
чем, возникает прослойка людей, основным
средством деятельности которых является
компьютер (программисты, инженеры экспертных
систем, web-дизайнеры и др.). Учитывая основные
положения культурно-исторической теории
развития психики Л.С. Выготского, согласно
которой орудийное опосредствование деятельности,
осуществляемой человеком, способствует
развитию его психики, а также существование
феномена профессиональной относительности
образа мира, можно предположить, что речь
идёт о возникновении прослойки людей,
с определёнными психологическими особенностями.
Этому способствует приобщение новых
поколений к современным информационным
технологиям с раннего возраста. Распространение
компьютерных игр, использование компьютера
как средства обучения, и привлечение
студентов к работе в сети Интернет, в
рамках образовательного процесса, возникновение
новых способов коммуникации, развитие
дистанционного образования, как технологии,
основанной на новой учебной методологии
и компьютерной телекоммуникационной
базе, - всё это оказывает определённое влияние на психику, психосоматику
и личностные особенности человека. Невнимание к вопросам, которые
ставит Интернет-зависимость перед клиническим
психологом, определенно, на многие годы,
а то и десятилетия, затормозит научный
прогресс в этой области психологии.
Утверждается, что Интернет - зависимость
имеет, прежде всего, личностную природу,
однако до сих пор нет ни единого мнения,
ни конкретных эмпирических данных относительно
особенностей личности Интернет - зависимых.
Мнения исследователей относительно того,
какие именно особенности Интернета способствуют
возникновению Интернет-зависимости,
также расходятся; в качестве таких особенностей
указываются и предоставляемые в Интернете
возможности общения, и неопределенность
среды, которая придает Интернету проективных
характер, что делает Интернет благоприятной
средой для осуществления неосуществимых
в реальности желаний. Таким образом, представляется
интересным описать некоторые личностные
черты лиц, склонных к Интернет-зависимости,
а также особенности их отношения ко времени.
Большинство зарубежных специалистов
полагают, что если можно говорить об Интернет-зависимости,
то она характерна для весьма небольшого
числа пользователей Интернета; тем самым
они не подтверждают мнения, согласно
которым подобный вид зависимости характерен
для многих миллионов пользователей.
В самом общем виде Интернет-зависимость
определяется как «нехимическая зависимость
от пользования Интернетом» . В некоторых
психологических словарях Интернет-зависимость
определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание
подключиться к Интернету и болезненная неспособность
вовремя отключиться от Интернета. Как
мы видим, терминология проблемы еще не
вполне устоялась. Применяются наименования
"зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция",
а также "избыточное/патологическое
применение Интернета". При обилии наименований
специалисты достаточно едины в определении
поведенческих характеристик, которые
могли бы быть отнесены к этому феномену
(или синдрому). Так, отмечаются неспособность
и активное нежелание отвлечься даже на
короткое время от работы в Интернете;
досада и раздражение, возникающие при
вынужденных отвлечениях; стремление
проводить за работой в Интернете все
увеличивающиеся отрезки времени; побуждение
тратить на обеспечение работы в Интернете
все больше денег; готовность лгать друзьям
и членам семьи, преуменьшая длительность
работы в Интернете; способность и склонность
забывать при работе в Интернете о домашних
делах, учебе, важных личных и деловых
встречах и т.д.; стремление и способность
освободиться на время работы в Интернете
от ранее возникнувших чувств вины или
беспомощности, от состояний тревоги или
депрессии, обретение ощущения эмоционального
подъема и своеобразной эйфории; нежелание
принимать критику подобного образа жизни;
готовность мириться с разрушением семьи,
потерей друзей; пренебрежение собственным
здоровьем и, в частности, резкое сокращение
длительности сна; избегание физической
активности; пренебрежение личной гигиеной;
постоянное "забывание" о еде; злоупотребление
кофе и другими тонизирующими средствами.
Последние два десятилетия
ознаменовались повсеместным распространением
Интернета как в профессиональной, так
и обыденной жизни десятков миллионов
людей. Через Интернет делаются покупки,
происходит общение, берётся информация
обо всех аспектах жизни, реализуются
сексуальные и игровые пристрастия и многое
другое. Как справедливо замечают израильские
психологи Y. Amichai-Hamburger и Е. Ben-Artzi (2003), «кажется,
нет такого аспекта в жизни, который не
затронул бы Интернет».
В связи с возрастающей компьютеризацией
и «интернетизацией» общества стала актуальной
проблема патологического использования
Интернета, возникшая за рубежом еще в
конце 1980-х гг. Речь идет о так называемой
интернет-зависимости (синонимы: интернет-аддикция,
нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая
зависимость, избыточное /патологическое
применение Интернета).
Первыми с интернет-зависимостью столкнулись
врачи-психотерапевты, а также компании,
использующие в своей деятельности Интернет
и несущие убытки в случае, если у сотрудников
появляется патологическое влечение к
пребыванию в сети он-лайн. Родоначальниками
психологического изучения феноменов
зависимости от Интернета могут считаться
два американца: клинический психолог
К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В 1994 г. К.
Янг разработала и поместила на веб-сайте
специальный опросник. В результате были
получены почти 500 заполненных анкет, около
400 из которых были отправлены, согласно
выбранному ею критерию, аддиктами. В середине
1990-х гг. для обозначения этого явления
I. Goldberg (1996) предложил термин «интернет-аддикция»,
а также набор диагностических критериев
для определения зависимости от Интернета,
построенный на основе признаков патологического
пристрастия к азартным играм (гемблинга).
М. Орзак (1998) выделила следующие психологические
и физические симптомы, характерные для
интернет-зависимости:
Психологические симптомы:
• хорошее самочувствие или эйфория
за компьютером;
• невозможность остановиться;
• увеличение количества времени, проводимого
за компьютером;
• пренебрежение семьёй и друзьями;
• ощущения пустоты, депрессии, раздражения
не за компьютером;
• ложь работодателям или членам семьи
о своей деятельности;
• проблемы с работой или учёбой.
Физические симптомы:
• синдром карпального канала (туннельное
поражение нервных стволов руки, связанное
с длительным перенапряжением мышц);
• сухость в глазах;
• головные боли по типу мигрени;
• боли в спине;
• нерегулярное питание, пропуск приёмов
пищи;
• пренебрежение личной гигиеной;
• расстройства сна, изменение режима
сна.
Согласно исследованиям К. Янг опасными
сигналами (предвестниками интернет-зависимости)
являются:
• навязчивое стремление постоянно проверять
электронную почту;
• предвкушение следующего сеанса он-лайн;
• увеличение времени, проводимого он-лайн;
• увеличение количества денег, расходуемых
на интернет.
Признаками наступившей интернет-аддикции,
по мнению К. Янг , служат следующие критерии:
• всепоглощенность Интернетом;
• потребность проводить в сети все больше
и больше времени;
• повторные попытки уменьшить использование
Интернета;