Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции аддиктивного поведения у молодых родителей в среде Интернет.
Объект исследования: процесс и результат коррекции Интернет зависимости у молодых родителей.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции аддиктивного поведения молодых родителей, вызванного чрезмерным использованием Интернета.

Вложенные файлы: 1 файл

Интернет зависимость курсач.docx

— 169.97 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ещё 10 лет назад мы и не могли представить, насколько эта проблема будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только растёт. Современное общество , кажется, уже рождается с умением пользоваться компьютером. В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» общества проблема патологического использования Интернета стала болезнью, обозначенная в зарубежной литературе Айвеном Голдбергом, Кимберли Янг (K. еще в конце 80-х идёт «интернет-зависимостью».

Однако при определении исследователями данного феномена возникают ряд несоответствий. Встречаются такие названия как «Патологическое использование Интернета», «Зависимость от Интернета», «Интернет-аддикция», «Проблематичное использование Интернета». Но такое положение вещей - обычное явление на ранних стадиях изучения нового психологического явления. Зависимость от Интернета до сих пор остаётся феноменом, а не самостоятельным заболеванием — в классификатор психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.

Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. На Западе проблема интернет-зависимости осознана и изучается. Но, как считает А. Войскунский, многие психологи вообще скептически относятся к употреблению выражения «Интернет-зависимость» [1]: «пристрастие к Интернету это - проблема, это феномен, с которым надо разбираться и организовывать помощь тем людям, которые уже, вероятно, подвержены  феномену чрезмерного применения компьютера и Интернета. Феномен - есть, заниматься им надо. Но зависимостью называть это очень неосторожно. Возможно, это никакая не зависимость. Зависимость — это медико-психологический термин. Она подразумевает целый ряд проверяемых факторов».

Негативным следствием неуправляемого использования Интернет-технологий, по мнению многих исследователей (психологов, педагогов, медиков), является Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции аддиктивного поведения у молодых родителей в среде Интернет.

Объект исследования: процесс и результат коррекции Интернет зависимости у молодых родителей.

Предмет исследования: педагогические условия коррекции аддиктивного поведения молодых родителей, вызванного чрезмерным использованием Интернета.

Гипотеза исследования: Коррекция Интернет –зависимости  у молодых родителей может быть успешно осуществлена в учебно-воспитательном процессе, если реализовать следующие педагогические условия:

– использование комплексной диагностики личностной сферы и среды жизнедеятельности молодых родителей, позволяющую выявить причины возникновения Интернет-зависиости;

– обеспечение разработки и внедрения личностно-ориентированной модели коррекции Интернет-зависимости у молодых родителей;

– реализация программ по формированию информационной культуры у молодых родителей ;

– использование личностно-ориентированных образовательных технологий по развитию умений у молодых родителей  преодолевать Интернет-зависимость.

Задачи исследования:

1. Выявить и теоретически обосновать причины возникновения Интернет-зависимости у молодых родителей.

2. Разработать педагогические условия преодоления Интернет зависимости у молодых родителей.

3. Создать педагогическую программу коррекции Интернет зависимости у молодых родителей.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической модели коррекции аддиктивного поведения у молодых родителей в Интернет-среде.

Методы исследования:

  • теоретические (анализ психолого-педагогической, социальной, философской, методической литературы по проблеме исследования; классификация, систематизация, сравнение, обобщение, аналогия, синтез, интегрирование);
  • - эмпирические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, интервью, интроспекция, самооценка);
  • моделирование;
  • методы статистической обработки данных.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработана программа, направленные на преодоление Интернет зависимости у молодых родителей. Разработанные методические рекомендации по профилактике Интернет-аддикции и сохранению здоровья у молодых родителей − пользователей Интернета – могут быть использованы в практике. Данными рекомендациями могут воспользоваться руководители и преподаватели дошкольных и общеобразовательных учреждений, методисты компьютерных залов, педагоги-психологи, социальные педагоги, сами родители, а также студенты педагогических учебных заведений.

 

Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы интернет-зависимости молодых родителей

 

    1. Анализ научных исследований понятия «интернет-зависимость»

 

В современном обществе область применения Интернета настолько велика, что сейчас крайне сложно встретить человека, который бы не имел представления об его существовании. Безусловно, возможности Интернета масштабны - это и поиск информации, и общение, и работа, и развлечения, но наряду с, казалось бы, положительными аспектами использования Интернета, встали дискуссии и об его вреде. При этом, говоря об Интернете как о площадке развития зависимости, его рассматривают как существующую объективную реальность, которая имеет свои закономерности развития и формы существования. Изучая Интернет, учёные выявляют, какие изменения вносит этот институт в жизнь людей, как он влияет на свою аудиторию, какие нормы и ценности появляются с его помощью, какие формы коммуникаций превалируют в он-лайн среде.

В последние годы наблюдается значительный интерес отечественной психологии к исследованиям феномена Интернет-зависимости. Исследование особенностей отношения ко времени лиц, склонных к Интернет-зависимости одна из важнейших задач современной психологии. В последние годы исследователи, пишущие статьи по психологии и книги по психологии отмечают ускоренную компьютеризацию всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офиса, высших учебных заведений, школ. Уже не вызывает возражений тезис о том, что наше общество переходит от постиндустриальной к информационной стадии развития. В результате, требования к уровню образования сегодня включают в себя в том числе умение пользоваться современными информационными технологиями. Ускоренно развивающаяся практика их применения порождает принципиально новые разновидности деятельности, в связи с чем, возникает прослойка людей, основным средством деятельности которых является компьютер (программисты, инженеры экспертных систем, web-дизайнеры и др.). Учитывая основные положения культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского, согласно которой орудийное опосредствование деятельности, осуществляемой человеком, способствует развитию его психики, а также существование феномена профессиональной относительности образа мира, можно предположить, что речь идёт о возникновении прослойки людей, с определёнными психологическими особенностями. Этому способствует приобщение новых поколений к современным информационным технологиям с раннего возраста. Распространение компьютерных игр, использование компьютера как средства обучения, и привлечение студентов к работе в сети Интернет, в рамках образовательного процесса, возникновение новых способов коммуникации, развитие дистанционного образования, как технологии, основанной на новой учебной методологии и компьютерной телекоммуникационной базе, - всё это оказывает определённое влияние на психику, психосоматику и личностные особенности человека. Невнимание к вопросам, которые ставит Интернет-зависимость перед клиническим психологом, определенно, на многие годы, а то и десятилетия, затормозит научный прогресс в этой области психологии.      Утверждается, что Интернет - зависимость имеет, прежде всего, личностную природу, однако до сих пор нет ни единого мнения, ни конкретных эмпирических данных относительно особенностей личности Интернет - зависимых. Мнения исследователей относительно того, какие именно особенности Интернета способствуют возникновению Интернет-зависимости, также расходятся; в качестве таких особенностей указываются и предоставляемые в Интернете возможности общения, и неопределенность среды, которая придает Интернету проективных характер, что делает Интернет благоприятной средой для осуществления неосуществимых в реальности желаний. Таким образом, представляется интересным описать некоторые личностные черты лиц, склонных к Интернет-зависимости, а также особенности их отношения ко времени.

Большинство зарубежных специалистов полагают, что если можно говорить об Интернет-зависимости, то она характерна для весьма небольшого числа пользователей Интернета; тем самым они не подтверждают мнения, согласно которым подобный вид зависимости характерен для многих миллионов пользователей. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» . В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение Интернета". При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.

Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет делаются покупки, происходит общение, берётся информация обо всех аспектах жизни, реализуются сексуальные и игровые пристрастия и многое другое. Как справедливо замечают израильские психологи Y. Amichai-Hamburger и Е. Ben-Artzi (2003), «кажется, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы Интернет».

В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета, возникшая за рубежом еще в конце 1980-х гг. Речь идет о так называемой интернет-зависимости (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая зависимость, избыточное /патологическое применение Интернета).

Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети он-лайн. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В 1994 г. К. Янг разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник. В результате были получены почти 500 заполненных анкет, около 400 из которых были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами. В середине 1990-х гг. для обозначения этого явления I. Goldberg (1996) предложил термин «интернет-аддикция», а также набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга).

М. Орзак (1998) выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:

Психологические симптомы:

• хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

• невозможность остановиться;

• увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

• пренебрежение семьёй и друзьями;

• ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

• ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

• проблемы с работой или учёбой.

Физические симптомы:

• синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

• сухость в глазах;

• головные боли по типу мигрени;

• боли в спине;

• нерегулярное питание, пропуск приёмов пищи;

• пренебрежение личной гигиеной;

• расстройства сна, изменение режима сна.

Согласно исследованиям К. Янг опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

• навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

• предвкушение следующего сеанса он-лайн;

• увеличение времени, проводимого он-лайн;

• увеличение количества денег, расходуемых на интернет.

Признаками наступившей интернет-аддикции, по мнению К. Янг , служат следующие критерии:

• всепоглощенность Интернетом;

• потребность проводить в сети все больше и больше времени;

• повторные попытки уменьшить использование Интернета;

Информация о работе Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей