Работа над развитием речи учащихся начальной школы при изучении морфологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:11, доклад

Краткое описание

Правильная, выразительная речь – показатель уровня владения современным литературным языком, уважения человека к языку как одной из сторон культуры, самобытности народа. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить – сложное, кропотливое дело. Поэтому работа над развитием речи должна вестись при изучении всех разделов курса русского языка. В данном исследовании рассматриваются возможности развития речи при изучении такой части речи, как глагол

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ.docx

— 17.90 Кб (Скачать файл)

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ  РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ  ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ГЛАГОЛА)

Правильная, выразительная речь – показатель уровня владения современным литературным языком, уважения человека к языку  как одной из сторон культуры, самобытности народа. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить – сложное, кропотливое дело. Поэтому работа над развитием речи должна вестись при изучении всех разделов курса русского языка. В данном исследовании рассматриваются возможности развития речи при изучении такой части речи, как глагол.

Выбор именно этой части речи обосновывается следующими причинами:

1) работе  над глаголом в программе начальной  школы отведено большое количество часов;

2) плодотворно  работать над развитием речи  учащихся позволяет богатство тематических групп глагола;

3) при  работе над глаголом можно  уделить внимание синонимам, антонимам,  переносным значениям слов, фразеологическим  оборотам, пословицам, что  обогащает  речь ребенка, делает ее гибкой, выразительной, способствует осознанному  употреблению слов; 

4) разнообразие  грамматических форм глагола  часто вызывает ошибки в их  употреблении, правильном произношении;

5) речевые  упражнения, связанные с составлением  предложений, также не могут  обойтись без работы над глаголом.

Изначально  речь ребенка выступает в двух социальных функциях – как средство установления контакта (общения) с людьми и как средство познания окружающего  его мира. Затем в 3-7 лет возникает  и развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности (например -  игры,  как со взрослыми, так и с детьми).

В школе  в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает  речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения и, естественно, общения, то есть – коммуникации.

Чтобы узнать, насколько хорошо дети умеют употреблять  глагол в речи, был проведен мониторинг окружного методического центра. В нем присутствовали такие упражнения, как: образование возвратного глагола от данного, нахождение синонимов и антонимов данных глаголов, подбор необходимого глагола в предложении и др. Данный мониторинг показал, что 30% учащихся не могут образовать возвратный глагол, часто ошибаются в том, какие глаголы возвратные, а какие – нет.

Методика изучения глагола в  начальной школе подробно изложена М.Р.Львовым, который постоянно обращает внимание на использование глаголов в речи - предложении, тексте. Изучение различных форм глагола должно сопровождаться составлением предложений с ними, исследованием употребления этих форм в произведениях художественной литературы из круга детского чтения. Обращая  внимание на особенности  употребления форм лица в различных  типах речи, методист указывает, что  «третье лицо – самое употребительное  в повествовании, в монологе преобладает  первое лицо, в диалоге первое и  второе чередуются. Рассказ говорящего о себе чередуется с обращением к собеседнику».

Работа над развитием речи учащихся младших классов на лексическом, грамматическом, синтаксическом и даже произносительном уровне может проходить  на протяжении всего периода изучения глагола.

 


Информация о работе Работа над развитием речи учащихся начальной школы при изучении морфологии