Работа социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение содержания работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в детском доме.
Объект исследования: работа социального педагога с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме
1.1. Особенности личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитанников детских домов
1.2. Характеристика детского дома
1.3. Сущность и содержание работы социального педагога в детском доме
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме
2.1. Опыт социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.
2.2. Анализ деятельности социального педагога в МОУ «Чагодощенский детский дом»
Выводы по второй главе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 77.05 Кб (Скачать файл)

Выводы  по второй главе:

Сегодня очень важно научить воспитанников ориентироваться в социально - экономической ситуации: сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность. Поисковую активность и предприимчивость, умение творчески решать возникающие проблемы. Исходя из реалий сегодняшней жизни, воспитание творческой самодеятельности - цель и критерий воспитательной работы. А режим работы является важнейшим средством организации и осуществления этой системы, всех ее внешних и внутренних связей. А.С. Макаренко очень верно считал режим средством, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием.

Основным критерием эффективности режима работы, обоснованности выбранных целей, задач, направлений и форм учебно - воспитательной работы должно стать развитие личности воспитанника. Среди многообразия признаков и характеристик личности на первый план социальный педагог выдвигает ее возрастные возможности и отношение к ведущему виду деятельности (для дошкольников - уровень развития игровой деятельности, степень и полнота усвоения простых нравственных норм, характер общения со взрослыми; для младших школьников и подростков - уровень познавательной деятельности, наглядно - образного мышления, широта интересов, уровень общения со сверстниками и взрослыми, для старших подростков - уровень ориентации на самостоятельную жизнь, выбор профессии. Показатель, который должен проходить по всем возрастным периодам, - способность и интерес детей к проявлению творчества, их самостоятельность, активность во всех видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, изучая теоретические основы социально - педагогической работы в условиях детского дома и проанализировав деятельность социальных  педагогов детского дома, нами были сделаны следующие выводы:

Социально - педагогическая деятельность в детском доме включает в себя диагностическую работу с воспитанниками, подготовку комплекса коррекционно-реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанника, а также осуществление правовой защиты интересов воспитанника.

Диагностическая работа включает в себя мероприятия по определению статуса ребенка, уровня его психического развития, состояния здоровья, а также возможностей социальной адаптации.

Коррекционно-реабилитационные мероприятия носят комплексный характер и осуществляются в нескольких направлениях. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе образовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Современные воспитанники детских домов в большинстве своем являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Поэтому, особым направлением социально педагогической работы является налаживание отношений с семьей воспитанника. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Для социальной адаптации детей - сирот, воспитанников детских домов и школ - интернатов необходимо развивать навыки и способности к различным видам трудовой деятельности, в условиях рынка дать в руки конкурентоспособные специальности.

Также, одним из элементов социально-педагогической работы является защита прав и представление интересов воспитанника детского дома в различных инстанциях.

Таково основное содержание социально-педагогической работы в условиях детского дома.

В последние десятилетия произошли изменения в самом феномене социального сиротства, возникли новые тенденции, которые ещё недавно не стояли так остро: среди отбывающих срок в ИТК, матерей-одиночек удельный вес сирот становится все больше: увеличивается число детей с физическими и психическими отклонениями в развитии. Эти дети составляют реальный резерв для пополнения групп риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 2001- 110с.

2. Ежов И. В. Введение в  психологию духовного развития  личности ребенка: Психологические  основы духовной педагогики. М.,2003 – 56с.

3. Психическое развитие  младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 2005.- 84с.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000-96с.

5. Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей. Автореф. дис. Л., 2000-183с.

6. Психология развития. – СПб.: Издательство "Питер", 2000-36с.

7. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство "Питер", 2000-239с.

8. Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос: КноРус, 2000- 52с.

9. Кулаков С. А. На приеме у психолога – подросток. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во "Союз", 2001-121с.

10. Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю. М, Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М.: Смысл, 2001-201с.

11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – Спб.: Питер, 2000-96с.

12. Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.

13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994.-223с.

14. Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с.

15. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с.

16. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.

17. Дементьева И. Социальная адаптация детей - сирот // Социальная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 64 - 73.

18. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. - М.: Академический проспект, 2003. - 528с.

19. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.

20. Худенко Е. Планирование воспитательной работы в детском доме и школе - интернате. //Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 70 - 73.

21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Изд-во: М., Директ-Медиа, 2008г.

22.Лисина М.И., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. и др. «Психическое развитие воспитанников детского дома»

23.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.//2007г.

24. Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. – 2000, Вологда: ВИРО – 56 с.

25. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

26.  Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998 – 110 с.

27. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 2005-396с.

28. Аналитический материал о  негосударственных  образовательных  учреждениях

      для детей  – сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей./Вестник

      образования. № 8, 1999.

29.  Сидорова. Программа социального воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (3-6, 7-10, 11-14, 15 -18 лет). Москва, 2003-156c.

30. Иванова Н. Край сирот/ Социальная защита.2001

 

 


Информация о работе Работа социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме