9. Социальная педагогика: Курс
лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой.
- М., 2000.
10. Целуйко В.М. Психология неблагополучной
семьи: Книга для педагогов и родителей.
- М., 2004.
11. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И.,
Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая
поддержка детей группы риска. - М., 2003.
12. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной
семьи: Записки детского психиатра. - М.,
1988.
13. Рожков М.И. Воспитание трудного
ребенка. Дети с девиантным поведением.
- М., 2006.
14. Алмазов Б.Н. Психическая средовая
дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск,
1986.
15. Макаренкова И.В. Социальная
дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические
основы коррекционно-профилактической
работы) /И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. -
М., 2004
16. Божович Л.И., Славина Л.С.
Психическое развитие школьника и его
воспитание. - М., 1979.
17. Целуйко В. М. Вы и ваши дети.
Психология семьи. - Ростов н/Д, 2004
18. Смирнова Е. О., Быкова М. В.
Структура и динамика родительского отношения
//Вопросы психологии. 2000 № 3.
19. Дубровина И.В., Фадеева З.Г.,
Губарева Т.Г. тили родительского поведения
// Завуч 1998 № 2
20. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных
отношений: папа, мама, я - дружная семья.
Практикум по формированию адекватных
внутрисемейных отношений. - М., 2000
21. БеличеваС. А. Основы превинтивной
психодлогии. М., 1993.
22. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная
психотерапия. Спб, 2000
23. Овчарова Р.В. Справочная книга
социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002.
24. . Протасова И. Социальный педагог
в образовательном учреждении: модель
личности и деятельности // Социальная
педагогика. - 2007. - № 1
25.Конвенция о правах
ребенка Республики Казахстан
п. (1 ст. 8 гл. 3 Закона РК от 08.01.02 г. № 345-II
«О правах ребенка в РК», п. 1 ст. 24, 25 Конвенции
о правах ребенка Нью-Йорк, 20.11.89 г., ст.
29 Конституции РК).
26. Чернобай В.А. Социальная психология.
Ростов – н/ Д.: Феникс, 2004. 35. Шатунов Н.Н.
Социализация личности. М.,2004
27. Василькова Ю.В. Методика и опыт
работы социального педагога: Учебн. пособие
для студентов высших учебных заведений.
М.: Академия, -2002
28. Справочное пособие по социальной
работе 1997.
29. Гуслякова В.Г., Холостова Е.И.
Основы теории социальной работы. М.: Институт
социальной работы, 1997.
30. Зритнева Б.И. Социология
семьи. – М., 2006
31. Климантова Г.И. Государственная
семейная политика - M., 2004г
32. Смирнов С.Н. Региональные
аспекты социальной политики. -
М., 1999
33. Вожжов В.В.,Евстешина О.И.
Психологическое здоровье воспитанников
и некоторые аспекты организации реабилитационной
работы в социальном приюте для детей
и подростков //Отечественный журнал социальной
работы№3-М.,2006
34. Теория социальной работы/
Под ред. Холостова Е. И.- М., 1998г.
35. Теоретическая реабилитация
детей, подростков и молодых людей с особыми
потребностями. – 2000 г
Приложение 1
Социальная карта
семьи
Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________________
Какое образовательное учреждение посещает?_______________________________________
Домашний адрес (прописан и фактический)______________________________________________
_____________
Родители: Мать _________________________________________________________________
Отец __________________________________________________________________________
Возраст родителей _______________________________________________________________
Образование родителей __________________________________________________________
Род занятий родителей и их профессии
____________________________________________ Сколько лет существует
семья ____________________________________________________ Тип
семьи (подробно охарактеризовать) ____________________________________________
Состав семьи (перечислить всех совместно
проживающих и указать степень родства)
________________________________________________________________________________Материальное
положение семьи (указать доход на каждого
члена семьи, получение пособий, пенсий,
дотаций и т.д.) ________________________________________________________________________________Жилищные
условия: нормальные (благоустроенная
квартира, дом), неблагоустроенная квартира,
комната, общежитие, подробно описать
все особенности ________________________________________________________________________________Отношения
в семье. Неблагополучие семьи (описать,
в чем оно проявляется)_____________________________________________
_______
Наследственные болезни ________________________________________________________________________________Психолого-педагогическая
культура: Матери ________________________________________________________________________________Отца
________________________________________________________________________________
Знание интересов детей __________________________________________________________________________
Забота родителей о етях____________________________________________________________________________Суть
конфликтов родителей с детьми _____________________________________________________________________________
Анализ ситуации в семье ________________________________________________________________________________Наличие
помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал
семье, каковы ее результаты?)_____________________________________
________________________________________________________________________________
В каких видах помощи нуждается семья?
_____________________________________________________________________________
Какие ведомства и учреждения необходимо
подключить к работе с данной семьей и
ее отдельными членами? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие
проблемы существуют у ребенка в образовательном
учреждении? ________________________________________________________________________________Какова
помощь образовательного учреждения ребенку?
________________________________________________________________________________Кто
в данный момент оказывает существенное
влияние на формирование ребенка в семье
(подробно описать) ________________________________________________________________________________Какое
влияние на поведение ребенка оказывают
друзья, окружение, родственники и т.д.?____________________________________
________________________________________________________________________________Какие
ошибки имеют место в оказании помощи
семье к ребенку? ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________Что
мешает родителям в воспитании детей (недостаток
свободного времени, незнание возрастных
особенностей, отсутствие единых требований
в воспитании, другие причины)? __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________Какие
недостатки присущи, по мнению родителей,
их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство,
нежелание учиться, жестокость, лень, грубость,
невнимательность, жадность, несамостоятельность,
плохие способности, и т.д.)? ________________________________________________________________________________
Цели работы с семьей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Основные
направления работы для составления программы_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________Карту
заполнил: ________________________________________________________________________________
Ф.И.О. социального педагога или социального
работника __________________________
(дата заполнения)
Приложение 2
Тест на определение
состава семьи
- Доход Вашей семьи составляет:
а) более 150 000 тыс. тенге в месяц
б) более 50 000 тенге в месяц
в) менее 20 000 тенге в месяц
- Количество детей в Вашей семье
а) один
б) два
в) трое и более
- Количество родителей:
а) отец и мать
б) только мать (отец)
в) опекуны
Приложение
3
Опрос родителей и детей направленного
на определение характера отношений между
родителями и детьми
Инструкция. Отметьте степень согласия со
следующими утверждениями по 5-балльной
системе.
Оцените утверждения отдельно
для каждого родителя в бланке ответов:
под буквой М — для матери, под буквой
О — для отца.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж он(а) чего-то требует от меня, то
обязательно добьется этого.
- Он(а) всегда наказывает меня за
мои плохие поступки.
- Я редко говорю ему (ей), куда
илу и когда вернусь.
- Он(а) считает меня вполне самостоятельным
человеком.
- Могу рассказать ему (ей) обо
всем, что со мной происходит.
- Он(а) думает, что я ничего не добьюсь
в жизни.
- Он(а) чаше замечает во мне недостатки,
чем достоинства.
- Он(а) часто поручает мне важные
и трудные дела.
- Нам трудно достичь взаимного
согласия.
- Иногда он(а) может разрешить то, что еще
вчера запрещал(а).
- Я всегда учитываю его (ее) точку
зрения.
- Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились
ко мне так же, как к нему (к ней).
- Я редко делаю с первого раза
то, о чем он(а) меня просит.
- Он(а) меня редко ругает.
- Он(а) старается контролировать
все мои действия и поступки.
- Считает, что главное - это слушаться
его (ее).
- Если у меня случается несчастье,
в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
- Он(а) не разделяет моих увлечений.
- Он(а) не считает меня таким умным
и способным, как ему (ей) хотелось бы.
- Он(а) может признать свою неправоту
и извиниться передо мной.
- Он(а) часто идет у меня на поводу.
- Никогда не скажешь наверняка,
как он(а) отнесется к моим словам.
- Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
- Мне нравятся наши с ней (с ним)
отношения.
- Дома он(а) дает мне больше обязанностей,
чем в семьях большинства моих друзей.
- Бывает, что применяет ко мне
физические наказания.
- Даже если я не хочу, мне приходится
поступать так, как желает он(а).
- Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
- Он(а) всегда мне сочувствует.
- Мне кажется он(а) меня понимает.
- Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
- При принятии семейных решений
он(а) всегда учитывает мое мнение.
- Он(а) всегда соглашается с моими
идеями и предложениями.
- Никогда не знаешь, что от него
(нее) ожидать.
- Он(а) является для меня эталоном
и примером во всем.
- Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
- Он(а) предъявляет ко мне много
требований.
- По характеру он(а) мягкий человек.
- Обычно он(а) мне позволяет возвращаться
домой, мота я захочу.
- Он(а) стремится оградить меня от
трудностей и неприятностей жизни.
- Он(а) не допускает, чтобы я подмечал
его (ее) слабости и недостатки.
- Я чувствую, что ему (ей) нравится
мой характер.
- Он(а) часто критикует меня по мелочам.
- Он(а) всегда с готовностью меня
выслушивает.
- Мы расходимся с ним (с ней) по
очень многим вопросам.
- Он(а) наказывает меня за такие
поступки, какие совершает сам(а).
- Я разделяю большинство его
(ее) взглядов.
- Я устаю от повседневного общения
с ним (с ней).
- Он(а) часто заставляет меня делать
то, что мне не хочется.
- Прощает мне то, за что другие
наказали бы.
- Он(а) хочет знать обо мне все: о
чем я думаю, как отношусь к своим друзьям
и т.п.
- Я не советуюсь с ним (с ней),
с кем мне дружить.
- Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.
- Он(а) все время высказывает недовольство
мной.
- Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
- Он(а) принимает участие в делах,
которые придумываю я.
- Мы по-разному с ним (с ней) представляем
мою будущую жизнь.
- Одинаковые мои поступки могут
вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
- Мне хотелось бы быть похожим
на него (нее).
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
ФИО _______________ возраст _____ класс
__________
Приложение 4
Опросник "Поведение родителей
и отношение детей к ним" (ПОР; Е.
Шафер)
Мой отец (моя мать)
- Очень часто улыбается мне
- Категорически требует, чтобы я усвоил,
что я могу делать, а что нет
- Не хватает терпеливости в отношении
ко мне
- Когда я ухожу, сам решает, когда я должен
вернуться
- Всегда быстро забывает то, что сам говорит
или приказывает
- Когда у меня плохое настроение, советует
мне успокоиться или развеселиться
- Считает, что у меня должно существовать
много правил, которые я обязан выполнять
- Постоянно на меня кому-то жалуется
- Предоставляет мне столько свободы, сколько
мне надо
- За одно и то же один раз наказывает, а
другой - прощает
- Очень любит делать что-нибудь вместе
- Если назначает какую-нибудь работу,
то считает, что я должен делать только
ее, пока не закончу
- Начинает сердиться и возмущаться по
поводу любого пустяка, который я сделал
- Могу идти, куда захочу, и не спрашивать
у него разрешения
- В зависимости от моего настроения отказывается
от многих своих дел.
- Когда мне грустно, пытается развеселить
и воодушевить меня
- Всегда настаивает на том, что за все
мои проступки я, должен быть наказан
- Его мало интересует то, что меня волнует
и чего я хочу
- Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер
- Имеет определенные правила, но иногда
соблюдает их, иногда - нет
- Всегда с пониманием выслушивает мои
взгляды и мнения
- Следит за тем, чтобы я всегда делал то,
что мне сказано
- Иногда у меня возникает ощущение, что
я ему противен
- Практически позволяет мне делать все,
что мне нравится
- Меняет свои решения так, как ему будет
удобно
- Часто хвалит меня за что-либо
- Всегда точно хочет знать, что я делаю
и где нахожусь
- Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился
- Позволяет мне самому выбирать дело по
душе
- Иногда очень легко меня прощает, а иногда
- нет
- Старается открыто доказать, что любит
меня
- Всегда следит за тем, что я делаю на улице
или в школе
- Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно
и везде говорит об этом
- Предоставляет мне много свободы. Редко
говорит «должен» или «нельзя»
- Очень тяжело заранее определить, как
поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое
или хорошее
- Считает, что я должен иметь собственное
мнение по каждому вопросу
- Всегда тщательно следит за тем, каких
друзей я имею
- Когда его чем-то задену или обижу, не
будет со мной говорить, пока я сам не начну
- Всегда легко меня прощает
- Хвалит и наказывает очень непоследовательно:
иногда слишком много, а иногда слишком
мало
- Всегда находит время для меня, когда
это необходимо
- Постоянно указывает мне, как себя вести
- Вполне возможно, что в сущности меня
ненавидит
- Проведение каникул я планирую по собственному
желанию
- Иногда может обидеть, а иногда бывает
добрым и признательным
- Всегда откровенно ответит на любой вопрос,
о чем бы я ни спросил
- Часто проверяет, все ли я убрал, как он
велел
- Чувствую, что он пренебрегает мною
- Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается
- Очень тяжело разобраться в его желаниях
и указаниях
Обработка результатов теста
После того, как подросток заполнил оба
бланка (на отца и на мать), все полученные
данные сводятся в «оценочный лист» отдельно
на мать и на отца. Затем по каждому параметру
подсчитывается арифметическая сумма
сырых балов Далее сырые баллы переводятся
в стандартизированные в соответствии
с таблицами. Стандартизированные данные
располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой
является среднее значение, то есть 3.
Если по параметру получено 1-2 балла,
то можно говорить, что он слабо выражен,
если же 4-5, то измеряемое качество выражено
вполне отчетливо. Затем строятся оценочные
профили отношений, как к матери, так и
к отцу на специальном бланке.
Приложение 5
Кинетический рисунок
семьи