Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...9
1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей…………………………………………………………..10
1.1 Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка………………………………………………………………………………10
1.2 Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие……………………………………………………………………19
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка………………………………………………………………………………22
2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей……………………………………30
2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов первичного исследования…………………………………………………………23
2.2 Организация занятий, направленных на улучшение учебно-познавательной мотивации………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..55
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Михайлова И..docx

— 322.22 Кб (Скачать файл)

9. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

10. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М., 2004.

11. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2003.

12. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.

13. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М., 2006.

14. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

15. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) /И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М., 2004

16. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.

17. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д, 2004

18. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3.

19. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. тили родительского поведения // Завуч 1998 № 2

20. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000

21. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993.

22. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. Спб, 2000

23. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002.

24. . Протасова И. Социальный педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности // Социальная педагогика. - 2007. - № 1

25.Конвенция о правах  ребенка Республики Казахстан  п. (1 ст. 8 гл. 3 Закона РК от 08.01.02 г. № 345-II «О правах ребенка в РК», п. 1 ст. 24, 25 Конвенции о правах ребенка Нью-Йорк, 20.11.89 г., ст. 29 Конституции РК).

26. Чернобай В.А. Социальная психология. Ростов – н/ Д.: Феникс, 2004. 35. Шатунов Н.Н. Социализация личности. М.,2004

27. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, -2002

28. Справочное пособие по социальной работе 1997.

29. Гуслякова В.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.

30. Зритнева Б.И. Социология семьи. – М., 2006

31. Климантова Г.И. Государственная семейная политика - M., 2004г

32. Смирнов С.Н. Региональные  аспекты социальной политики. -  М., 1999

33. Вожжов В.В.,Евстешина О.И. Психологическое здоровье воспитанников и некоторые аспекты организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2006

34. Теория социальной работы/ Под ред. Холостова Е. И.- М., 1998г.

35. Теоретическая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями. – 2000 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Социальная карта семьи

Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________________

Какое образовательное учреждение посещает?_______________________________________ Домашний адрес (прописан и фактический)______________________________________________ _____________

Родители: Мать _________________________________________________________________ Отец __________________________________________________________________________ Возраст родителей _______________________________________________________________ Образование родителей __________________________________________________________ Род занятий родителей и их профессии ____________________________________________ Сколько лет существует семья ____________________________________________________ Тип семьи (подробно охарактеризовать) ____________________________________________ Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства) ________________________________________________________________________________Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.) ________________________________________________________________________________Жилищные условия: нормальные (благоустроенная квартира, дом), неблагоустроенная квартира, комната, общежитие, подробно описать все особенности ________________________________________________________________________________Отношения в семье. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется)_____________________________________________ _______

Наследственные болезни ________________________________________________________________________________Психолого-педагогическая культура: Матери ________________________________________________________________________________Отца ________________________________________________________________________________ Знание интересов детей __________________________________________________________________________

Забота родителей о етях____________________________________________________________________________Суть конфликтов родителей с детьми _____________________________________________________________________________ Анализ ситуации в семье ________________________________________________________________________________Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты?)_____________________________________ ________________________________________________________________________________ В каких видах помощи нуждается семья? _____________________________________________________________________________ Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении? ________________________________________________________________________________Какова помощь образовательного учреждения ребенку? ________________________________________________________________________________Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье (подробно описать) ________________________________________________________________________________Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т.д.?____________________________________ ________________________________________________________________________________Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье к ребенку? ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины)? __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности, и т.д.)? ________________________________________________________________________________ Цели работы с семьей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Основные направления работы для составления программы_____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________Карту заполнил: ________________________________________________________________________________ Ф.И.О. социального педагога или социального работника __________________________

(дата заполнения)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тест на определение состава семьи

 

  1. Доход Вашей семьи составляет:

а) более 150 000 тыс. тенге в месяц

б) более 50 000 тенге в месяц

в) менее 20 000 тенге в месяц

 

  1. Количество детей в Вашей семье

а) один

б) два

в) трое и более

 

  1. Количество родителей:

а) отец и мать

б) только мать (отец)

в) опекуны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Опрос родителей и детей направленного на определение характера отношений между родителями и детьми

 

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.

Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца. 
5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 
4 — в общем, да; 
3 — и да, и нет; 
2 — скорее нет, чем да; 
1 — нет (абсолютное несогласие).

  1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
  2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
  3. Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.
  4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
  5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
  6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
  7. Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
  8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
  11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
  12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как  к нему (к ней).
  13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
  14. Он(а) меня редко ругает.
  15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
  16. Считает, что главное - это слушаться его (ее).
  17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
  18. Он(а) не разделяет моих увлечений.
  19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
  20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
  21. Он(а) часто идет у меня на поводу.
  22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
  23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
  25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
  26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.
  27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
  28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
  29. Он(а) всегда мне сочувствует.
  30. Мне кажется он(а) меня понимает.
  31. Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
  32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
  33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
  34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
  35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
  36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
  37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.
  38. По характеру он(а) мягкий человек.
  39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.
  40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
  42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
  43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.
  44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
  45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
  46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).
  47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
  49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
  50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.
  51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.
  52. Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.
  53. Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.
  54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.
  55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
  56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
  57. Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.
  58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
  59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
  60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

ФИО _______________ возраст _____ класс __________

Приложение 4

Опросник "Поведение родителей и отношение  детей к ним" (ПОР; Е. Шафер)

 

Мой отец (моя мать)

  1. Очень часто улыбается мне
  2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет
  3. Не хватает терпеливости в отношении ко мне
  4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
  5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает
  6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться
  7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять
  8. Постоянно на меня кому-то жалуется
  9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо
  10. За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает
  11. Очень любит делать что-нибудь вместе
  12. Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
  13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал
  14. Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения
  15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел.
  16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня
  17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан
  18. Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу
  19. Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер
  20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда - нет
  21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
  22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
  23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен
  24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
  25. Меняет свои решения так, как ему будет удобно
  26. Часто хвалит меня за что-либо
  27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь
  28. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился
  29. Позволяет мне самому выбирать дело по душе
  30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда - нет
  31. Старается открыто доказать, что любит меня
  32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе
  33. Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом
  34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»
  35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее
  36. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу
  37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею
  38. Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну
  39. Всегда легко меня прощает
  40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало
  41. Всегда находит время для меня, когда это необходимо
  42. Постоянно указывает мне, как себя вести
  43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит
  44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию
  45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным
  46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил
  47. Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел
  48. Чувствую, что он пренебрегает мною
  49. Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается
  50. Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях

Обработка результатов теста

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3.

Если по параметру получено 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений, как к матери, так и к отцу на специальном бланке.

 

 

 

 

Приложение 5

Кинетический рисунок семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей