Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:38, статья
В статье раскрываются причины слабой успеваемости учащихся и раскрываются пути устранения неуспеваемости .
Работа со слабоуспевающими учениками.
В современном
обществе все большее значение приобретает
умение учиться, формирующееся еще в детстве.
Важным показателем этого умения является
школьная успеваемость, которая у определенного
количества детей не достигает минимального
уровня. Практика показывает, что слабая
успеваемость - многогранное явление,
имеющее сложную структуру и происхождение.
Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения,
а в ряде случаев и ликвидации (недопущения)
отставания детей в учебе, эта проблема
остается актуальной в педагогике начального
общего образования.
Проблема слабой
успеваемости широко освещается в литературе
- как отечественной, так и зарубежной.
Прогрессивные педагоги прошлого (Я.А.Коменский,
Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег
и др.) уделяли большое внимание изучению
природы ребенка, индивидуальному подходу
в обучении и воспитании детей.
Один из известных
дидактических принципов К.Д.Ушинского
предписывает всесторонне изучать школьника,
что является первым шагом к решению проблемы
слабой успеваемости. Отстающих учеников
К.Д.Ушинский советовал учить учиться,
справедливо полагая важной причиной
неуспеваемости отсутствие соответствующих
навыков. Вскрыть причины учебных неуспехов
и действовать против этих причин - одна
из рекомендаций великого педагога.
На выявление возможных
причин слабой успеваемости была направлена
разработка условий хорошего учения Л.Н.Толстого.
К этим условиям он относил, в частности,
охоту к учению, сочетание новизны и доступности
изучаемого материала, отсутствие отвлекающих
посторонних возбудителей, ощущение ребенком
учебных успехов.
Вопросы обучения
слабоуспевающих школьников находятся
в центре внимания современной педагогики.
Школьные программы рассчитаны на среднего
ребенка, но в классе обычно встречаются
дети с разной подготовкой к учебной деятельности,
с разными возможностями и способностями
к обучению. Слабоуспевающие ученики,
как правило, пассивны на занятиях, не
стремятся получить знания, избегают трудностей,
отвлекаются в те моменты, когда идет поиск,
требуется напряжение мысли. Учителя не
всегда учитывают особенности понимания
у таких детей, характер их мышления, уровень
подготовленности, работоспособности,
общее развитие, интересы, потребности,
временное психическое состояние.
Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнитель -ных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы, неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к школе. Эти действия не позволяют в должной степени осуществлять эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности, оптимизация учебно - воспитательного процесса.
2. Педагогическая диагностика - систематический
контроль и оценка результатов
обучения, своевременное выявление
пробелов. Для этого применяются
беседы учителя с учениками, родителями,
наблюдение за трудным учеником
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. Это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).
При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
Должны быть особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала.