Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:03, курсовая работа
Цель исследования: изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме;
2. Рассмотреть различные подходы к словарной работе;
3. Определить значение словарной работы для улучшения грамотности
обучающихся.
Введение
А.В. Текучев.
Береза и собака, капуста и корабль, иней и директор….Что общего в этих словах? Ответ прост, все они из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема вовремя не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. Никто не будет отрицать, что начальная школа – важное время жизни для тех, кого мы называем члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе.
Нерешенные проблемы в начальной школе естественно превращаются в проблемы среднего звена. Существует огромное количество методик по запоминанию словарных слов, многие из них практически апробированы, активно используются педагогами и дают положительные результаты.
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами.
Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителями.
В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретают разнообразные методы и приемы, способствующие прочному запоминанию и правильному написанию. Но их огромное множество, как найти верные, удачные и давшие положительные результаты, но в то же время вместе с этим учитывая индивидуальные особенности данного класса? Этому всему мы и посвятили свою работу.
В нашей курсовой работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: процесс организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: методика словарной работы на уроках русского языка в начальных классах, методические средства, позволяющие предупредить орфографические ошибки
Цель исследования: изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме;
2. Рассмотреть различные подходы к словарной работе;
3. Определить значение словарной работы для улучшения грамотности
обучающихся.
Методы исследования:
1. Анализ и изучение литературы по данной теме.
2. Педагогическое наблюдение.
Глава 1. Исторические и психолого-педагогические
основы темы «Работа со словом из словарика
на уроках русского языка в начальной школе»
1.1. История развития ведущего вопроса темы
В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям, как определяют эти направления японские методисты "языковым существованиям" [3, с.11].
Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти" [6, с.71].
Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия", будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня" [12,с.61].
И.И. Срезневский также считал, что словарная работа по образованию слов "естественно соединяется" со "вниманием в смысл слов и выражений".
Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.
Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.
В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.
Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово - важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном "Словаре современного русского литературного языка" - около 130 тысяч слов. Это - общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников [10, с.39].
Таким образом, чтобы научить детей правописанию слов из словарика, необходимо включать словарную работу почти на каждом уроке русского языка.
1.2. Психологические основы развития словарной работы
Среди многочисленных работ ключевое место в психологической теории Льва Семеновича Выготского занимает монография "Мышление и речь".
Объединением двух понятий, вынесенных в название своего научного труда, Л.С. Выготский обозначил сложнейшие проблемы психологической науки XX века. Центральным моментом в ней, как показывает автор, "является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову. Все остальные вопросы, связанные с этой проблемой, как бы вторичны и логически подчинены этому первому и основному вопросу, без разрешения которого невозможна даже правильная постановка каждого из дальнейших и более частных вопросов". "Решение этой проблемы, которое предлагалось различными исследователями, - читаем мы в монографии, - колебалось всегда и постоянно - от самых древних времен и до наших дней - между двумя крайними полюсами - между отождествлением, полным слиянием мысли и слова, и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением".
Учебный предмет "Русский язык" в школе является, таким образом, не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребенка как Человека. Определяя методы научного анализа в своей монографии, Л.С. Выготский выделяет "анализ, расчленяющий сложное единое целое на единицы. Под единицей, - пишет он, - мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимыми частями этого единства".
Кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, Л.С. Выготский считал слово, а также работу над словом. По сути дела затрагивается главная проблема содержания любого учебного курса. Такая сложная и многозначная ткань, как русский язык, в процессе его изучения всякий раз подвергается анализу, в ходе которого рассматриваются отдельные его части. Обучение не приведет к желаемому успеху, если за единицами ребенок не увидит элементов, если родной язык не предстанет перед ним в своем единстве и во всей полноте.
Научные установки психолога обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того, почему великий педагог на первое место ставит развитие "дара слова". Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому отграничению двух основных функций слова. Одна из них является указанием на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова. (Окно - это окно, стол - это стол).
Вторая, не менее важная функция - функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка существенные преобразования. Определяя значение слова, Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его. Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова - это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет повышению более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир. Например, слово чернильница указывает не только на предмет, но и на то, что этот предмет имеет отношение к цвету (черный), относится к классу предметов, имеющих орудийное значение (суффикс -ил-), является вместилищем чего-то (как сахарница). Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей. Например, слово рыбак вызывает такие связи, как рыба, удочка, вода, река и т.д.
Cлово, как известно, обобщает. Когда мы говорим "книга", мы имеем в виду любой предмет, которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно, что психологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходят корнями в глубины русской филологии. Невольно удивительные приходят по своей тонкости аналогичные наблюдения, сделанные в свое время и отраженные в "Словаре живого великорусского языка" В.И. Далем.
Так, читая одну из его словарных статей, мы находим, что топор - "железное, настольное орудие, для тески и рубки, в котором отличают: лопасть с лезом и обух с проухом, а обух насаживают на топорище, деревянную рукоять, кривую, выкаченную". В.И. Даль объясняет, что существуют разные топоры. "Топор плотничий, с широкою тонкою лопастью и с острым носком" и т.д. В данной словарной статье жизнь слова "топор" показана в системе устойчивых словосочетаний, пословиц и поговорок. Иными словами, если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения слова.
Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.
Однако, как показывает М.Т. Ярошевский, современный выдающийся психолог-энциклопедист "истинное понятие рождается, когда признаки различных явлений группируются в общности не путем ассоциаций, а на основе внутренне связанных логических операций анализа, синтеза, классификации, движения мысли от частного к общему и от общего к частному". Эффектом таких операций служит обретение словом теперь уже нового значения, отличного от синкретов и комплексов. Возникает понятие как "логически обобщенный умственный образ".
Работа над словом в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.
Л.Н. Толстой говорил: "Почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления" [21, с.16]
Данное положение объясняет попытки многих авторов расширить содержание современных учебников и программ учебного предмета "Русский язык" посредством включения в него знаний энциклопедического характера, упражнений и заданий, направленных на повышение познавательной самостоятельности и активности детей, развитие творческих способностей, организации обучения на основе решения субъективно-творческих задач. При соблюдении различных объемов и пропорций в этом видится одна из плодотворных идей.
Информация о работе Работа со словом из словарика на уроках русского языка