Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 14:25, курсовая работа
Краткое описание
Психологическая адаптация молодых специалистов предусматривает: Наличие психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога. Оказание молодому специалисту ненавязчивой психологической помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3 ГЛАВА1. Молодой педагог организации дополнительного образования ………………………………………………….6 1.1Проблемы подготовки педагогов дополнительного образования ……………..6 1.2. Проблемы молодых специалистов……………………………………………...9 ГЛАВА 2. Организация работы с молодым педагогом. …………..11 2.1. Составление запросов молодых специалистов к психологу. Решение первоочередных проблем молодых специалистов. ……………………………...11 2.2. Работа методической службы в помощь молодому специалисту. ………….13 2.3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы. …………………………...15 2.4. Формы работы с молодыми специалистами. ……………………… ..............18 2.5. Подготовка и осуществление деятельности Школы молодого педагога. ……………………………………………………………….............21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………
Начинающего педагога необходимо
познакомить с библиотекой, с имеющимися
наглядными пособиями, с расписанием занятий.
Для начинающего очень важно
первое занятие. Когда идти первый раз
на занятия к начинающему педагогу? Следует
предоставить достаточно времени, чтобы
педагог мог освоиться, узнать детей, привыкнуть
к новой обстановке, найти себя и свое
место в кружке. На первых порах вполне
достаточно беседы с педагогом о том, как
прошло его первое занятие. Хорошо, если
беседа будет целенаправленной и предметной.
Для этого педагогу надо заранее предложить
несколько ведущих вопросов, чтобы он
мог подготовиться к беседе по существу,
к самоанализу своего первого занятия.
Такой канвой для беседы могут быть, например,
следующие вопросы.
Удалось ли осуществить намеченный
план занятия?
В какой мере?
Насколько качественно?
Были ли отступления от плана?
Усвоили ли дети материал?
Как была организована деятельность
педагога и детей на занятиях?
Кто работал интенсивнее —
педагог или воспитанник?
Какие моменты занятия были
самыми удачными?
Что было явно неудачным на
занятии?
Полезно сначала предоставить
начинающему педагогу возможность самому
проанализировать свое занятие, самому
оценить его, определив, в какой мере достигнуты
учебные и воспитательные цели, которые
были намечены. Самоанализ позволяет выработать
привычку критически оценивать свои действия,
видеть свои недостатки и пути их устранения.
2.5. Подготовка и осуществление
деятельности Школы молодого педагога
Одна из форм систематической
работы по оказанию помощи начинающим
педагогам, является Школа молодого
специалиста.
Система работы с «молодыми
специалистами» регламентируется следующими
документами:
– Положением о школе молодого
специалиста (Приложение №4);
– Планом работы школы молодого
специалиста (Приложение №5).
Эффективность деятельности
Школы молодого специалиста обусловлена
тщательной подготовкой:
Первый
этап. Организация Школы молодого
специалиста начинается с разработки,
рассмотрения и утверждения «Положения
о Школе молодого специалиста» .
Второй
этап. На втором этапе составляется
перспективный план работы (программа)
Школы молодого специалиста .
Программа
работы с молодыми специалистами
Цель программы работы
с молодыми специалистами: создание условий для самореализации,
для приобретения ими практических навыков,
необходимых для педагогической деятельности,
закрепления молодых специалистов в коллективе.
I. Задачи
программы:
Формировать и воспитывать
у молодых специалистов потребность в
непрерывном самообразовании
Помочь учителю, опираясь в
своей деятельности на достижения педагогической
науки и передового педагогического опыта,
творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный
процесс.
Создать условия для профессиональной
адаптации молодого педагога в коллективе.
Способствовать формированию
индивидуального стиля творческой деятельности;
вооружить начинающего педагога конкретными
знаниями и умениями применять теорию
на практике.
II. Этапы
реализации Программы:
Программа
рассчитана на 3 года (этапа).
– 1 этап – диагностический
– 2 этап – самостоятельный
творческий поиск
– 3 этап – оценочно-рефлексивный
На каждом этапе, запланированы
ежемесячно темы, рассматриваемые
в ходе работы школы молодого специалиста.
III. Планируемые
результаты Программы:
Адаптация и подготовка к профессиональной
деятельности молодого специалиста.
Совершенствование системы
научно-методической работы учреждения
образования.
Повышение качества образования.
Повышение уровня аналитической
культуры всех участников учебно-воспитательного
процесса.
IV. Индикативные
показатели Программы:
Умение планировать учебную
деятельность, как собственную, так
и ученическую, на основе творческого
поиска через самообразование.
Овладение методикой проведения нетрадиционных
занятий.
Умение работать с группой на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Умение проектировать воспитательную
систему
Умение индивидуально работать
с детьми.
Овладение системой контроля
и оценки знаний учащихся.
Становление молодого педагога
как педагога-профессионала.
Повышение методической, интеллектуальной культуры педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В одной из своих статей Л.Н.Толстой
писал, что современным делает педагога
сочетание любви к детям с профессиональными
знаниями и увлечение педагогической
деятельностью. Такому педагогу свойственно
стремление к постоянному профессиональному
росту, личностному совершенствованию,
подъему общего культурного уровня. Именно
о таком педагоге мечтает каждый ребенок,
именно таким должен быть каждый молодой
педагог.
Есть много разных методик
адаптации и подготовки молодых специалистов.
Однако на наш взгляд, не
важно, какой методикой пользоваться,
главное чтобы эта методика была адаптирована
к конкретному учреждению и создавала
ситуацию успеха у молодых специалистов.
Не навязывать готовых решений, как говорили
мудрые «нельзя в одну реку войти дважды».
Так и каждый педагог, и ребенок уникален
и точно скопировать, и повторить решение
невозможно с одинаковой эффективностью
в связи с индивидуальными особенностями
каждого. А необходимо научить решать
самим сложные ситуации, находить подход
к каждому ребенку и создавать ситуации
успеха у детей.
Шаг за шагом, посещая занятия,
просматривая планы, проверяя знания детей,
можно обеспечить индивидуальный рост
педагога с учетом его личных качеств,
уровня развития, педагогических данных,
склада характера. Только путем самообразования
и творческих поисков педагог сможет прийти
к своему мастерству.
Список литературы
Безруких М., Круглов Б. Если
возникли проблемы. Десять советов родителям
// Семья и школа. – 1996. - № 9. – С. 2 – 3.
Богуславский С.Р. Десять советов
молодому учителю // Завуч. – 2001. - № 4. –
С. 5 – 12.
Букатов В. Цепная реакция. Методические
рекомендации по работе с родителями //
Школьный психолог. – 2004. - № 17. – С. 22 –
25.
Волкова Г.Л., Чикурова М.В. Почва,
на которой растут таланты // Директор
школы. - 1999. - № 3. - С. 27 - 30.
Зайкова Н. Педагог – воспитанник:
взаимные ожидания. Деловая игра для педагогов
// Школьный психолог. – 2004. - № 23. – С. 30
– 31.
Кислицина Г., Сахабутдинова
Г., Мельник Л. Крылья за спиной. Методические
рекомендации по работе с родителями //
Школьный психолог. – 2004. - № 17. – С. 18 –
19.
Кондратьев С.В. Типические
особенности педагогического взаимодействия
// Вопросы психологии. - № 4. – 2004. – С. 130
– 137.
Лукина В.С. Исследование мотивации
профессионального развития // Вопросы
психологии. - № 5. – 2004 – С. 25 – 32.
Петухова О. Деловая игра «Педагог
- родитель» // Школьный психолог. – 2007.
- № 15. – С. 46 – 47.
Резапкина З., Резапкина Г. Психологический
портрет учителя // Школьный психолог.
– 2006. - № 6. – С. 38 – 41; № 7. – С. 40 – 41.
Решетникова О. Понять – значит
помочь. О взаимоотношениях с родителями
// Школьный психолог. - № 36. – 2004. – С. 22
– 23.
Родионов В., Ступницкая К. Учительский
стресс // Школьный психолог – 2006. - № 4.
– С. 24 – 29.
Сакович Н. Сказочная инициация
в профессию. Тренинг с молодыми учителями
// Школьный психолог. – 2005. - № 19. – С. 46
– 47.
Удовенко М. Введение в школьную
жизнь. Набор игр для родителей. // Школьный
психолог. – 2006. - № 3. – С. 28 – 31.
Федотенко И.Л. Молодой
учитель и его старшие коллеги: два взгляда
на одну проблему // Директор школы. - 1997. - № 4. - С. 18 - 24.
Шадура А. Тренинг развития
профессиональных навыков. Профессиональная
позиция // Школьный психолог. – 2007. - №
3. – С. 32 – 38.
Н.А. Кузнецова, Д.Е. Яковлев.
Управление методической работой в учреждениях
дополнительного образования детей: Пособие
для руководителей и педагогов/ Под общ.
ред. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-пресс,
2004.
Дополнительное образование
и воспитание : журнал. – № 1-5, 2009.
З.А.Каргина. Практическое пособие
для педагога дополнительного образования
: – М.: Школьная пресса, 2007.
М.В. Кайгородцева. Методическая
работа в системе дополнительного образования:
материалы, анализ, обобщение опыта: –
Волгоград: Учитель, 2009.
Т.Н.Макарова. Учебный процесс:
планирование, организация и контроль
: методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический
поиск», 2002