Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 22:13, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся развитие НТР, интеграция Украины в мировое сообщество и развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве» [14; 8]. Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом».
В любом случае особенности деятельности школьника в кризисных ситуациях отражается не только на развитии его способностей, но и на его личности». [25–27; 17]
Именно поэтому педагог, воспитатель, психолог не дожидаясь стихийно возникающих кризисных состояний, может, в случае необходимости, намеренно создавать ситуации и помогать школьнику справляться с ними.
Как правило, в школьных условиях развивающий дискомфорт возникает в связи с разного рода напряженными ситуациями и характеризуется только состоянием повышенной (несколько превышающей оптимум) трудности. Если развивающий дискомфорт достигается именно деятельностью в ситуации оптимальной трудности, то для развивающего дискомфорта необходима деятельность несколько выше этого оптимума.
Однако метод развивающего дискомфорта может действовать только на основе и в постоянном переплетении с развивающим комфортом, который представляет собой ярко выраженные положительные эмоции от трудной, но интересной деятельности. Само напряжение в ситуации развивающего дискомфорта эмоционально переживается как очень приятное, создает чувство уверенности в себе, в своих силах.
«Многие учителя интуитивно применяют метод развивающего дискомфорта, но до сих пор его никто специально не разрабатывал. Предлагаемый метод необходим и реально используется (в основном стихийно) в работе с детьми любого уровня развития и способностей. Однако наиболее полезен и даже абсолютно необходим этот метод для одаренных детей, и чем выше одаренность, тем необходимость в нем становится острее и очевиднее. Метод развивающего дискомфорта призван научить одаренных учеников справляться не столько со школьными задачками, сколько с жизнью, которая для них и есть самое сложное.
Развитие творчества (креативности) – главная задача метода развивающего дискомфорта. Наблюдения и многочисленные исследования психологов показывают, что в обычной школе одаренный ребенок находится, с одной стороны, в условиях разрушающего дискомфорта (трудности общения со сверстниками и т.д.), а с другой – высокого познавательного комфорта (все понятно и интересно). В этом и состоит основная причина того, что у многих учащихся, несмотря на высокий интеллект, отсутствуют творческие способности.
Именно поэтому центральной задачей метода является развитие креативности у интеллектуально одаренных школьников. Микрокризис, чтобы стать развивающим, должен быть подготовлен значительным опытом творческого комфорта (задача специальных психологических занятий). Вместе с тем любая ситуация дискомфорта в творческой деятельности должна завершаться только ситуацией развивающего комфорта. Существуют общие критерии результативности метода:
– выработка «чувства реальности» у одаренных детей;
формирование психологической готовности к преодолению негативных и даже кризисных ситуаций;
приобретение навыков эффективного реагирования на ситуацию дискомфорта;
развитие и укрепление потребности и способности к проявлению инициативы и принятию ответственности за свою деятельность;
– формирование особого личностного «сценария победителя», предусматривающего направленность на самоактуализацию в условиях социума и проявляющегося прежде всего в активной, оптимистической творческой деятельности.
Понятно, что работа по предлагаемому нами методу требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методично-психологической службы, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом. Нужна единая, строго выверенная стратегия всей школьной жизни, в которой трудности, напряжения, дискомфортные ситуации стали бы обязательной, но при этом достаточно безопасной для психического и физического здоровья детей характеристикой ежедневного школьного уклада». [25–27; 17]
Предлагаемый метод разрабатывается в московском лицее №1524 специально для обучения одаренных детей и подростков. Достаточно широкое понимание одаренности позволяет применять его и в работе с обычными детьми. Очевидно, что в процессе формирования характера неизбежно преодоление трудностей, кризисных ситуаций. Поэтому высокая требовательность к ребенку «любящая суровость» являются, на наш взгляд, одним из главных аспектов развивающего дискомфорта.
2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе
Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. В данной курсовой работе мы хотим рассмотреть технологии «Труднейший первый шаг», «Уплотнение учебной программы», «Независимое обучение».
«Труднейший первый шаг».
Метод следует использовать в начале обучения детей. Смысл данной технологии состоит в том, что ученикам предлагается попробовать решить 5 или 6 сложных заданий и упражнений, перед тем как приступить к основному заданию. Если они успешно справляются с этим заданием, то получают уровень «А» (что означает отлично) и тогда имеют возможность использовать время, которое осталось, для занятий тем видом деятельности, который интереснее и нужнее, естественно, под контролем учителя.
Этот метод можно использовать на разных уроках: математики, языка, чтения, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во время изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой этот метод работает, очень простая. Одаренные дети могут усваивать даже новые понятия быстрее, нежели однолетки, и лучше запоминают то, что учат, следовательно они и нуждаются в меньшей практике.
«Труднейший первый шаг» необычайно успешен в работе с детьми с неудовлетворительным поведением, которые отказываются выполнять задания со всеми. «Чаще всего дети плохо себя ведут из-за краха ожиданий, расстройства их планов. А использование этого метода даст возможность этим детям в процессе урока выполнить ту работу, которая важнее для них или даже просто помечтать.
Задание 1.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Подготовить по две карточки с понятиями – общими и частными и смешать их. Для выполнения задания нужно расположить слова так, чтобы слева располагалась карточка с общим понятием, а справа – с частным.
ВРЕМЯ ГОДА |
ОСЕНЬ |
СТОРОНА ГОРИЗОНТА |
СЕВЕР |
ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ |
ПЕСОК |
ТОПЛИВО |
УГОЛЬ |
ОСАДКИ |
ДОЖДЬ |
ВОДОЕМ |
ОЗЕРО |
КУСТАРНИК |
МАЛИНА |
ОКЕАН |
ТИХИЙ ОКЕАН |
ОРГАН ЧУВСТВ |
ГЛАЗ |
ПЛАНЕТА |
ЗЕМЛЯ |
ЗВЕЗДА |
СОЛНЦЕ |
РЕБЕНОК |
МАЛЬЧИК |
РАСТЕНИЕ |
ДЕРЕВО |
ЗЕРНОВАЯ КУЛЬТУРА |
ПШЕНИЦА |
ЧИСЛО |
ДРОБЬ |
МНОГОУГОЛЬНИК |
ТРЕУГОЛЬНИК |
ЕДИНИЦА ДЛИНЫ |
МЕТР |
ЕДИНИЦА ВРЕМЕНИ |
ЧАС |
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ |
СЛОЖЕНИЕ |
ЖИВОТНОЕ |
ВОЛК |
ПРИБОР |
КОМПАС |
ПРОСТРАНСТВО |
РАВНИНА |
ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ |
ТАЯНИЕ ЛЬДА |
Задание 2.
Теперь надо будет сделать то же самое, но уже с тремя карточками. Необходимо расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа – самым частным, а расположенное посередине – промежуточным по общности (то есть частным но отношению к левому понятию и общим по отношению к правому понятию).
ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ |
ТОПЛИВО |
НЕФТЬ |
ОСАДКИ |
ДОЖДЬ |
ЛИВЕНЬ |
ВОДОЕМ |
ОЗЕРО |
БАЙКАЛ |
ЛЕСНОЕ РАСТЕНИЕ |
ДЕРЕВО |
ДУБ |
ВОДОЕМ |
РЕКА |
ВОЛГА |
ГРИБ |
СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ |
МАСЛЕНОК |
ЖИВОТНОЕ |
ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ |
КОРОВА |
ПТИЦА |
ЛЕСНАЯ ПТИЦА |
ДЯТЕЛ |
ТРАВА |
ЛУГОВАЯ ТРАВА |
КЛЕВЕР |
ВОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО |
ОКЕАН |
АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН |
НЕБЕСНОЕ ТЕЛО |
ПЛАНЕТА |
ЗЕМЛЯ |
ПРИРОДА |
ЖИВАЯ ПРИРОДА |
РАСТЕНИЯ |
ЧЕЛОВЕК |
ПИСАТЕЛЬ |
ЧЕХОВ |
ПРИРОДА |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА |
КАМНИ |
КНИГА |
УЧЕБНИК |
«РОДНАЯ РЕЧЬ» |
МНОГОУГОЛЬНИК» |
ПРЯМОУГОЛЬНИК |
КВАДРАТ |
ЧИСЛО |
МНОГОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО |
ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО |
ГРИБ |
НЕСЪЕДОБНЫЙ ГРИБ |
МУХОМОР |
ДЕРЕВО |
ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО |
ЕЛЬ |
ОДЕЖДА |
ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА |
ШУБА |
ИЗМЕНИТЬ |
УМЕНЬШИТЬ |
УМЕНЬШИТЬ В 2 РАЗА |
ДЕЙСТВИЕ |
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ |
СЛОЖЕНИЕ |
ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА |
ЛЕС |
ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС |
ЧАСТЬ СУШИ |
МАТЕРИК |
АФРИКА |
Задание 3.
В предыдущих заданиях нужно было найти общие понятия к одному слову (более частному). А теперь нужно придумать общие понятия не к одному, а к двум словам. Как выполнить это задание? Прежде всего, нужно сравнить понятия между собой и установить, чем они похожи. Причем искать нужно сходные СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки понятий, которые позволяют объединить их в одну группу. Попробуйте обобщить следующие пары понятий.
1. Окунь – карась |
рыбы |
2. Метла – лопата |
инструменты |
3. Лето – зима |
времена года |
4. Июнь – июль |
летние месяцы |
5. Нефть – торф |
топливо |
6. Собака – пчела |
живые существа |
7. Трава – гриб |
растения |
8. Нож – ложка |
столовые приборы |
9. Дом – дача |
здания, жилище |
10. Автомобиль – поезд |
транспорт |
11. Нога – рука |
конечности |
12. Сапоги – туфли |
обувь |
13. Пушкин – Лермонтов |
поэты |
14. Конфета – торт |
сладости |
15. Глаза – уши |
органы чувств |
16. Природоведение-математика |
учебные предметы |
17. Плюс – минус |
математические знаки |
18. Уменьшаемое – вычитаемое |
математические понятия |
19. Точка – запятая |
знаки препинания |
20. Дождь – снег |
осадки |
21. Метр – сантиметр |
единицы измерения |
22. Сумма – разность |
результаты математических действий |
23. Скорость – время |
характеристики движения |
24. Торф – уголь |
полезные ископаемые |
25. Солнце – Луна |
небесные тела |
26. Повесть – рассказ |
литературные произведения |
27. Делимое – делитель |
математические понятия |
28. Треугольник – пятиугольник |
геометрические фигуры |
Пары понятий можно произносить вслух, а можно предъявлять в виде карточек или напечатанными на отдельном листе. Отвечать дети могут устно или письменно.
Задание 4.
Между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД.
Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, вещь, явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть этого целого. Такое отношение называют отношением ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ.
В следующих заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов).
1. Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня |
(кастрюля – крышка; сковорода – крышка) |
2. Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф |
(шкаф – дверца; книжный шкаф – дверца) |
3. Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио |
(телевизор – экран; цветной телевизор – экран) |
4. Обувь, туфли, щетка, крем, подошва |
(обувь – подошва; туфли – подошва) |
5. Растение, сад, лепесток, мак, цветок |
(цветок – лепесток; мак – лепесток) |
6. Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат |
(будильник – циферблат; ручные часы – циферблат) |
7. Книга, страница, буква, учебник, писатель |
(книга – страница; учебник – страница) |
8. Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона |
(куб – сторона; квадрат – сторона) |
9. Юг, стрелка, горизонт, компас, направление |
(компас – стрелка) |
10. Животное, рыба, карась, плавник, озеро |
(рыба – плавник; карась – плавник) |
11. Ветка, орешник, кустарник, растение, колючий кустарник |
(орешник – ветка; кустарник – ветка; колючий кустарник – ветка) |
12. Пчела, шмель, насекомое, мед, крыло |
(пчела – крыло; шмель – крыло) |
13. Кукуруза, пшеница, хлеб, растение. початок |
(кукуруза – початок) |
14. Нос, человек, дыхание, запах, мальчик |
(человек – нос; мальчик – нос) |
15. Писатель, глава, роман, рассказ, интересный роман |
(роман – глава; интересный роман – глава) |
16. Понятие, слово, рассказ, суффикс, произносить |
(слово – суффикс) |
17. Крепость, дача, дом. стена, строить |
(крепость – стена; дача – стена; дом – стена) |
18. Кошка, хвост, собака, домашнее животное, мяукать |
(кошка – хвост; собака – хвост) |
19. Число, дробь, цифра, математика, числитель |
(дробь – числитель) |
20. Растение, корень, трава, дерево, животное |
(растение – корень; трава – корень; дерево – корень) |