Развернутое перспективное планирование по программе «Детство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:32, лекция

Краткое описание

Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.41 Кб (Скачать файл)

Развернутое перспективное  планировнание по программе «Детство»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В  МАТЕМАТИКУ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Дети четырех лет  активно осваивают счет, пользуются  числами, осуществляют элементарные  вычисления по наглядной основе  и устно, осваивают простейшие  временные и пространственные  отношения, преобразуют предметы  различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях.

 

 Объем представлений,  предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве  основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием,  составляют как бы технологию  процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее  познание мира и развитие ребенка  будет затруднено.

 

 Активность ребенка,  направленная на познание, реализуется  в содержательной самостоятельной  игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем  познавательных, развивающих играх. 

 

 Педагог создает условия  и обстановку, благоприятные для  вовлечения ребенка в деятельность  сравнения, счета, воссоздания,  группировки, перегруппировки предметов  и т. д. При этом инициатива  в развертывании игры, действия  принадлежит ребенку. Воспитатель  вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результата.

 

 Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие  его к умственной деятельности. Например, игры из серии «Логические  кубики»: «Уголки», «Составь куб»  и др. ; из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и т. п.

 

 Нельзя обойтись и  без дидактических пособий. Они  помогают ребенку вычленить анализируемый  предмет, увидеть его во всем  многообразии свойств, установить  связи и зависимости, определить  отношения сходства и отличия.  К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера, модели и др.

 

 Играя и занимаясь  с детьми, воспитатель способствует  развитию у них умений и  способностей:

 

- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами;  выявлять простейшие изменения  и зависимости по их форме,  размеру;

 

- сравнивать, обобщать группы  предметов, соотносить, вычленять  закономерности чередования и  следования, оперировать в плане  представлений, стремиться к творчеству;

 

- проявлять инициативу  в деятельности, самостоятельность  в уточнении или выдвижении  цели, в ходе рассуждений, в  выполнении и достижении результата;

 

- рассказывать о выполняемом  или выполненном действии, составлять  диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

 

 Воспитатель способствует  развитию у детей данного возраста  следующих свойств. 

 

 Представлен ия.

 

 Дети должны уметь  определять:

 

- размер предметов: по  длине (длинный, короткий) ; по высоте (высокий, низкий) ; по ширине (широкий, узкий) ; по толщине (толстый, тонкий) ; по весу (тяжелый, легкий) ; по глубине (глубокий, мелкий) ; по объему (большой, маленький) ;

 

 - геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный, четырехугольный;

 

- логические связи между  группами предметов по размеру,  форме (низкие, но толстые; у  квадратов сторон больше, чем  у треугольников) ; нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм;

 

- связи между изменениями  (сменой) основания группировки и  количеством полученных групп,  предметов в них. Группируя  предметы по форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов  в каждой из них. А по размеру  - 2 группы, количество элементов  в каждой из которых увеличилось;

 

- обобщать геометрические  фигуры, предметы по форме, размеру:  отнесение предметов и фигур,  имеющих 4 стороны и 4 угла, к  предметам четырехугольной формы,  определенной тяжести - к тяжелым («Эти камни все тяжелые») и т. д.

 

 Познавательные и речевые  умения.

 

 Дети должны уметь:

 

- целенаправленно зрительно  и осязательно-двигательным способом (с выключенным зрением) обследовать  геометрические фигуры, предметы  с целью определения формы;

 

- попарно сравнивать  геометрические фигуры с целью  выделения углов, сторон, их количества;

 

- самостоятельно находить  и применять способ определения  формы, размера предметов, геометрических  фигур; выделять идентичный объект (такой же формы, такого же  размера, цвета) по образцу,  а затем по словесному описанию, схематическому изображению;

 

- самостоятельно называть  свойства предметов, геометрических  фигур; выражать в речи способ  определения таких свойств, как  форма, размер; группировать предметы  по одному, двум, трем свойствам,  по наличию одного и отсутствию  другого свойства («Все большие  -красные», «Большие не красные») .

 

 Отношения. Представления. 

 

 Дети должны уметь  определять:

 

- отношения групп предметов:  по количеству (равенство и неравенство,  выраженное числами) ; по размеру  (длине, ширине, толщине, весу) и  т. д. Последовательное увеличение (уменьшение) 3-5 предметов (широкая;  поуже; еще уже. ; самая узкая  ленточка) ;

 

- пространственные отношения  в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении  в указанном направлении; временные  (в последовательности частей  суток, настоящем, прошедшем и  будущем времени: вчера, сегодня  и завтра) ;

 

- обобщать 3-5 предметов,  звуков, движений по свойствам:  размеру, количеству, форме и др. («Такое лее количество, тоже по 4; всех красных и высоких столбиков  по 4») ;

 

- обобщать все части  суток в одно понятие - «сутки».

 

 Познавательные и речевые  умения.

 

 Дети должны уметь:

 

- сравнивать предметы  на глаз, путем наложения, приложения. Выделять на этой основе соответствия  по форме, количеству, числу, размеру,  удаленности, расположению и т.  д. ; находить отличия;

 

- выражать в речи количественные, пространственные, временные отношения  между предметами, пояснять последовательное  увеличение и уменьшение их  по количеству, размеру (легкий, потяжелее,  еще^потяжелее и т. п.) ;

 

- отвечать на вопрос: «Как ты узнал? »

 

 Числа и цифры. 

 

 Представления. 

 

 Дети должны уметь:

 

- обозначать количества  до 5-10 предметов числом и цифрой; знать цифры от 0 до 9; количественное  и порядковое назначение числа;

 

- обобщать группы предметов,  звуков и движений по числу  («Стульев, столов по пять. их поровну; кукол и звуков — по восемь») ;

 

- определять связи между  числом, цифрой и количеством:  чем больше предметов, тем большим  числом они обозначаются; сосчитывать  однородные и разнородные предметы  в разном расположении.

 

 Познавательные и речевые  умения.

 

 Дети должны уметь:

 

- сосчитывать и сравнивать  предметы по свойствам, количеству  и обозначающему их числу; воспроизводить  количество по образцу и числу;  отсчитывать предметы;

 

- называть числа, согласовывать  слова-числительные с существительными (названиями \ предметов, их свойств)  в роде, числе, падеже;

 

- отражать в речи способ  практического действия - сравнения  по форме, размеру; отвечать  на вопросы: «Как ты узнал,  сколько всего? », «Что ты  узнаешь, если сосчитаешь? »

 

 Сохранение (неизменность) количества и величины. Представления. 

 

 Дети должны представлять:

 

- объем жидких и сыпучих  тел не зависит от формы  и размера сосуда;

 

- количество, число предметов  не зависит от их расположения  в пространстве, сгруппированности (на одном и том же количестве) ;

 

- изменение числа с  добавлением одного предмета;

 

- уметь обобщать по  размеру, числу («такие же»,  «столько же», «по 5») ; по уровню на полненности одинаковых по форме сосудов и т. д.

 

 Познавательные и речевые  умения.

 

 Дети должны уметь:

 

-сосчитывать, сравнивать  предметы путем сопоставления,  наложения с целью доказательства  равенства или неравенства, идентичности  или различий в пространственном  расположении, объемах и т. д. ;

 

 - выражать в речи: расположение предметов в пространстве, одного предмета относительно другого, изменения или неизменность по расположению, количеству, размеру, форме, ] наполненности сосуда, весу;

 

- отвечать на вопрос: «Что изменилось, что осталось  таким же (неизменным? »;

 

- пользоваться предлогами  и наречиями: справа, сверху от. , рядом с. , около, в, ш\ за и др. ; пояснять способ сопоставления, обнаружения соответствия.

 

 Последовательность действий.

 

 Представления. 

 

 Дети должны уметь:  обозначать последовательность  учебно-игрового действия, порядка  следования объектов-символом (стрелкой) .

 

 Познавательные и речевые  умения.

 

 Дети должны уметь:

 

- зрительно воспринимать  и понимать последовательность  развития, выполнения действия, ориентируясь  на направление, указанное стрелкой;

 

-отражать в речи порядок  выполнения действий: сначала, потом,  раньше, позже; если. то.

 

 Уровни освоения программы. 

 

 Низкий. Ребенок различает  предметы по форме, размерам, называет  их, группирует в совместной со взрослым деятельности.

 

 Пользуется числами  до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании.

 

 Выполняет игровые  и практические действия в  определенной последовательности; ошибается в установлении связей  между действиями (что сначала,  что потом) .

 

 Средний. Ребенок различает,  называет, обобщает предметы по  выделенным свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия  по группировке, воссозданию фигур.  Затрудняется в высказываниях,  пояснениях.

 

 Обобщает группы предметов по количеству (числу, размеру, устанавливает неравенство. Считает до 4-7.

 

 Высокий. Ребенок оперирует  свойствами предметов, обнаруживает  зависимости и изменения в  группах предметов в процессе  группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10.

 

 Устанавливает закономерность  увеличения (уменьшения) количества, размеров  предметов по длине, толщине,  высоте и т. д. Отвечает на  вопрос: «А что будет, если. уберем, добавим?. » Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

 

 Проявляет творческую  самостоятельность в практической, игровой деятельности, при-меняет известные ему способы действий в иной обстановке.

 

 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 № п/п Программное содержание

 

 занятий Материалы, 

 

 оборудование,

 

 пособия Совместная  деятельность воспитателя и детей  Самостоятельная деятельность детей


Информация о работе Развернутое перспективное планирование по программе «Детство»