Развивающее обучение как средство активизации деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:41, статья

Краткое описание

Развивающее обучение – это одна из современных педагогических технологий, направленная на общее развитие ребенка. Для того чтобы работать по системе Л.В. Занкова, учителю необходимо знать теоретические основы данной технологии.
Вспомним дидактические принципы развивающего обучения:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- быстрый темп прохождения материала;
- осознания школьниками процесса учения;
- работа над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

Вложенные файлы: 1 файл

Развивающее обучение как средство активизации деятельности учащи.doc

— 235.60 Кб (Скачать файл)

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


 

Кыналы В.Д. – учитель  начальных классов

 

Ребенка не только нужно  обучать,  но и развивать.

 

Л.В. Занков.

 

Развивающее обучение – это одна из современных педагогических технологий, направленная на общее развитие ребенка. Для того чтобы работать по системе Л.В. Занкова, учителю необходимо знать теоретические основы данной технологии.

 

Вспомним дидактические принципы развивающего обучения:

- обучение на высоком уровне  трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущая роль теоретических  знаний;

- быстрый темп прохождения материала;

- осознания школьниками процесса  учения;

- работа над развитием всех  учащихся, в том числе и слабых.

 

         Только методика доводит эти дидактические требования до учителя, а учитель – до детей. Свойства   занковской системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность) выступают в качестве опосредующего звена, своеобразного «моста» между дидактикой и методикой.

 

Какие же ориентиры – требования к уроку диктуются дидактическими принципами и типическими свойствами методической системы?

Работая по системе развивающего обучения, я использовала определенные требования к урокам.

 При отборе материала важно учесть его развивающее значение, объем и глубину, логику развертывания, характер учебных заданий. Учитель предусматривает в зависимости от темы разнообразие учебных заданий, учебных действий, многоаспектный анализ материала, проблемные вопросы, необходимость выбора решения переключение с одного аспекта рассмотрена на другие, установление коллизий и т.д.

 

В ходе урока предпочтительно:

- включать учащихся в поисковую  деятельность там, где имеется  возможность осуществлять самостоятельное  наблюдение, анализ материала с  целью добывания знаний;

- задавать вопросы, которые предполагают варианты ответов, обсуждать их всем вместе, находить оптимальные решения.

- строить урок в соответствии  со свойством процессуальности  методической системы.

 

         Главным критерием построения учебных заданий является ориентация на характер мыслительной деятельности и усложнение заданий по степени самостоятельного мышления. Задания должны систематически давать обильную пищу для напряженной умственной работы.

 

Первый тип: - самостоятельные работы репродуктивного характера, при выполнении которых дети оперируют имеющимися знаниями в условиях заданных способов решения. Однако каждое задание это своего рода мыслительная задача, предполагающая сравнение, высказывание собственного суждения, умозаключения.

 

Второй тип - самостоятельные работы поискового характера на группировку учебного материала по грамматическому, орфографическому или фонетическому признаку. При их выполнении учащиеся применяют имеющиеся знания и известные способы действия к новым условиям, в том числе для решения познавательных задач, вырабатывают новые способы действия, формирующие более сложные умения сравнивать, находить общее делать умозаключения и выводы.

Такие задания формируют сложную  мыслительную деятельность. Решение задач второго типа направлено на формирование таких мыслительных действий и операций классификации как:

 

  1. Рассмотрение ряда объектов по одному признаку.
  2. Рассмотрение ряда объектов с разных точек зрения.
  3. Вывод, обобщение, предполагающее соотнесение и обобщенное выражение усвоенных школьниками конкретных знаний.

 

С учетом характеристики материала учебников необходимо определить общие требования к уроку, которые включают следующие ориентиры:

 

  1. Дидактическим стержнем должна быть преобразующая деятельность учеников. Дети осуществляют умственную деятельность – наблюдение, сравнение, сопоставление, дифференцирование, обобщение, группировку, умозаключения, делают выводы, которые планируются учителем для каждого урока. На уроке соблюдается принцип «идти от детей», учитывается, что и как они выполняют и могут ли выполнить. Умственные действия учащихся определяются характером изучаемого материала, но в структуре каждой темы следует отразить этапы организации учебного познания.

      Первый этап – система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения (понятия, правила, действия); второй – сличение результатов самостоятельной работы учащихся с вводимыми в учебнике определениями, правилами, описаниями действий; третий – упражнение в применении знаний, выявленных на первом и втором этапах. При этом на передний план по удельному весу высказываний, конкретных действий выходят ученики, учитель же играет роль «режиссера» в организации их познавательной деятельности.

  1. Соединение работы над усвоением знаний с работой над развитием определяется характером заданий: только на воспроизведение или творческие.
  2. Постановка и характер вопросов, которые могут быть и частными, и более общими. Поясню на примере: дети читают стихотворение С.Черного «Зеленые стихи». Можно дать задание: указать имена существительные, орфограмму и т.д. Однако, развивающие значение имеют общие вопросы: «Что вы заметили?», «Что можно сказать?». Такие вопросы должны постоянно звучать на уроках.

Особенно важно обращать внимание детей на различные коллизии в учебном материале, чтобы учащиеся могли производить многоаспектный анализ материала, поэтому вопросы нужно ставить в общей форме при условии постоянной работы по формированию наблюдательности младших школьников.

  1. Организация поисковой деятельности учеников.

На уроке организуется обмен мнениями при решении различных учебных задач. Учитель использует дискуссионные формы познания, диалогические основы

общения, поощряет различные точки  зрения.

 

  1. Соединения познания с эмоциями.

Положительные эмоции увеличивают  возможности интеллекта. Большую роль в развитии ребенка играет эмоционально-насыщенный дидактический материал.

  1. Особенности организации повторения.

В учебниках нет специальных  разделов для повторения, оно происходит одновременно с изучением нового материала, в процессе выполнения упражнения, характер которых отвечает свойству процессуальности методики. При повторении не должно быть топтание на месте.

  1. Гибкость формы урока, готовность учителя к необходимости перестроить ход урока в зависимости от готовности детей работать по намеченному учителем плану, сложности заданий, хода мысли учащихся, возникших у них вопросов.
  2. Общение с детьми на уроке в процессе познания и влияние общения на процесс познания, усвоения и развития, создания атмосферы сотрудничества, создание условий для высокого умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению. Становление учебных мотивов в учебном сотрудничестве является основным компонентом положительного отношения к учению.

 

Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова способствует развитию у учащихся мыслительной деятельности, познавательных интересов, речевых умений, а также создает благоприятные условия для успешного обучения младшего школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО    ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


 

Кыналы В.Д., Шабырова С.Н.,   учителя начальных классов

 

О развивающем характере начального обучения можно говорить в том  случае, если в результате такого обучения у школьника формируется создание необходимых условий для их развития. Здесь, по-видимому, речь должна идти, прежде всего о том, как учитель подходит к формированию у учащегося общих приемов развивающего обучения: анализа, синтеза, сравнения и конкретизации, обобщение, классификации. Хочу дать характеристику каждому приему и провести примеры упражнений по русскому языку, которые учитель использует при формировании данных приемов РО.

Прием сравнения и  конкретизации – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Упражнение №1

Игра «Поиск общего» тарелка – лодка продолжите ряд слов, назвав как можно больше общих признаков для этих предметов.

Упражнение №2

Игра «Чем похожи»? «Чем различаются»?

а) кошка, книга, крыша

б) летел, летает, полетит

в) желтый, красная, белое

 

Прием анализа – это мысленное расчленение на основные части, выделение в них признаков.

 

Упражнение №1

Выбери из данных слов только слова  с безударной гласной, докажи. На какую  еще группу(ы) можно разбить эти  слова? По какому признаку?

Ледник, глаз, блестит, шубка, берез, трава, смотрю, потянуло, лебедь, мороз.

Упражнение №2

Дан список слов: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол. Слова разместить в 2 столбика.

 

Ухо

Перо

Ваза

Кот

Стол

Гриб

Ель


 

Выбрать верное утверждение:

Слова распределены:

а) по числу букв

б) по числу слогов

в) по рядам

 

Упражнение №3

Напиши слова в два столбика по орфограммам.

Прием синтеза – это соединение в единое целое число частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

 

 

 

 

Упражнение №1

Подбери слова к схемам:

Назови, одним словом:

а) Вера, Надежда, Любовь –

б) а, г, н, д – 

в) стол, диван, кресло – 

г) подлежащее, сказуемое, второстепенные члены – 

 

Упражнение №2

 

Выбери слово утверждение слово  Дивный является проверочным.

а) диво в) удивление

б) удивляться

 

Прием абстрагирования – мысленное выделение одних признаков и отчленение от других (существительное от не существительных)

 

Упражнение №1

Из каждой цепочки слов выписать только однокоренные слова. Выделить корень.

Родня, родная, родился, родина, отчество

Добрый, добряк, бык, былое, быль.

 

Упражнение №2

Вписать слова, объединенные одним  правилом.

Какое слово лишнее?

Кирилл, суббота, класс, бабочка, жужжит, аллея.

Прием обобщения – это мысленное  объединение отдельных признаков  в какое-либо понятие.

 

Упражнение №1

Какой предмет обладает одновременно следующими признаками: пушистый, ходим, мяукает?

Какой части речи приемлемы эти  характеристики: род, число, падеж, неодушевленный, одушевленный, нарицательный.

К какой части речи относятся  данные слова: смотреть, играть, петь, рисовать. Составьте рассказ о данной части речи по алгоритму.

Прием классификации – это распределение  предметов по группам, где каждая группа имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания  классификации.

 

Упражнение №1

Даны слова: диван, кровать, тарелка, стол, стакан. Распредели на группы двумя способами (по роду, по назначению)

 

Упражнение №2

Напиши слова по столбикам:

 

Безударная гласная      Безударная гласная

                проверяемая         непроверяемая

 

 

 

 


Информация о работе Развивающее обучение как средство активизации деятельности учащихся