Уроки, нацеленные на освоение
работы на компьютере:
- требуют обязательного наличия компьютеров;
- могут проводиться учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.
Уроки, нацеленные на развитие
логического и алгоритмического мышления
школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров;
- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Столь различные характеристики оборудования
класса и личности преподавателя позволяют
предположить, что для разных школ могут
быть оптимальными разные формы сочетания
этих двух направлений подготовительного
изучения информатики. Именно поэтому
в предлагаемой программе рассматриваются
два отдельных компонента: технологический
и логико-алгоритмический. Предполагается,
что оптимальное сочетание этих компонентов
и определение их места в учебном процессе
будут выполняться методистами и учителями.
Технологический
компонент
Освоение информационных
и коммуникационных технологий направлено
на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Логико-алгоритмический
компонент
Данный компонент курса
информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для
развития логического, алгоритмического
и системного мышления, создания предпосылок
успешного освоения учащимися инвариантных
фундаментальных знаний и умений в областях,
связанных с информатикой, которые вследствие
непрерывного обновления и изменения
в аппаратных и программных средствах
выходят на первое место в формировании
научного информационно-технологического
потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ
информатики в начальной школе:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса
информатики, полагаем, что умение любого
человека выделить в своей предметной
области систему понятий, представить
их в виде совокупности атрибутов и действий,
описать алгоритмы действий и схемы логического
вывода не только помогает автоматизации
действий (все, что формализовано, может
быть компьютеризовано), но и служит самому
человеку для повышении ясности мышления
в своей предметной области.
В курсе выделяются следующие
разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов
изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих
понятий возрастает от класса к классу.
При изучении информатики
за пределами начальной школы
предполагается систематически развивать
понятие структуры (множество, класс, иерархическая
классификация), вырабатывать навыки применения
различных средств (графов, таблиц, схем)
для описания статической структуры объектов
и структуры их поведения; развивать понятие
алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение
на основе понятия структуры; добиваться
усвоения базисного аппарата формальной
логики (операции «и», «или», «не», «если
…, то …»), вырабатывать навыки использования
этого аппарата для описания модели рассуждений.
В результате изучения материала
учащиеся 1 класса должны уметь:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова.
В результате изучения материала учащиеся 2 класса должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
В результате изучения материала
учащиеся 3 класса должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
В результате изучения материала
учащиеся 4 класса должны уметь:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по зада<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_04