Развитие аналитических способностей школьников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление методических особенностей развития аналитических способностей при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть цели и задачи раздела «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики;
2. Изучить развитие аналитических способностей при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование»;
3. Проанализировать тематическое планирование курса изучения основ алгоритмизации в среде исполнителя Робот.
4. Разработать занятия по разделу «Алгоритмизация и программирование», способствующую развитию аналитических способностей обучающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 4
1.1 Аналитические способности и их развитие в школьном образовании
1.2. Цели и задачи раздела «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики 14
1.3. Развитие аналитических способностей при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 34
2.1. Опытно - экспериментальная работа 34
2.2 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 46

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДИКА.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Тематический план

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Формы

 контроля

1

Знакомство с исполнителем Робот. Линейные алгоритмы.

Что собой представляет Исполнитель Робот. Какие объекты входят в среду Робота, назначение этих объектов и правила поведения Робота. Какие команды Робот понимает и умеет выполнять. Какие ошибки могут возникать в работе Робота. Запуск программы. Режимы выполнения программы: пошаговый, до курсора, полностью. Демонстрация задачи для Робота. Правила написания программы для Робота.

Пр/р

2

Циклы «N раз».

Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками команд алгоритма. Цикл «N-раз», правила применения и записи цикла. Выполнение программы с использованием цикла «N-раз».

 

3

Циклы «N раз»

Решение задачи с использованием цикла «N-раз».

С/р

4

Циклы с условием (циклы «пока»).

Рассмотрение задачи, в которой заранее неизвестно число повторений блоков команд алгоритма. Цикл «Пока», правила применения и записи цикла, условия. Выполнение программы с использованием цикла «Пока».

Пр/р

5

Ветвления.

Рассмотрение задачи с применением алгоритма с ветвлением. Условный оператор «Если». Формы оператора и правила записи. Выполнение программы с условным оператором.

Пр/р

6

Сложные условия.

Решение задачи с использованием сложных условий.

Пр/р

7

Вложенные циклы и условия.

Рассмотрение задач с вложенными циклами и условиями».

Пр/р

8

Вспомогательные алгоритмы.

Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками, их реализация в виде вспомогательных алгоритмов. Правила применения и записи вспомогательных алгоритмов. Выполнение программы с использованием вспомогательного алгоритма.

Пр/р

9

Переменные.

Понятие переменной. Описание переменной, типы переменных. Операции с переменными. Выполнение программы с использованием переменных.

Пр/р

10

Алгоритмы с результатом (алгоритмы-функции).

Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками, имеющими численный результат, их реализация в виде алгоритмов-функций. Правила применения и записи алгоритмов - функций. Выполнение программы с использованием алгоритма-функции.

Пр/р

11

Циклы с переменной.

Рассмотрение задачи с заранее известным числом повторений блоков команд алгоритма. Циклы с переменной, правила применения и записи. Выполнение программы с использованием цикла с переменной.

Пр/р

12

Алгоритмы с параметрами.

Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками, имеющими параметры, их реализация в виде алгоритмов с параметрами. Правила применения и записи алгоритмов с параметрами. Выполнение программы с использованием алгоритма с параметрами.

С/р

13

Контрольная работа

   

 

 

  • Приложение 2

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 СРЕДА ИСПОЛНИТЕЛЯ РОБОТ

    Цель: Научится создавать обстановку и писать линейную программу для робота.

    Выполнение:

    1. Запустить программу КУМИР:

     НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ  - КУМИР

    1. Создать новую обстановку для РОБОТа (см. Приложения):

    а) Щелкнуть на ГЛАВНОМ МЕНЮ программы элемент ИНСТРУМЕНТЫ

    б) Выбрать РЕДАКТИРОВАТЬ СТАРТОВУЮ ОБСТАНОВКУ РОБОТА

    в) В окне ОБСТАНОВКА щелкнуть элемент ОБСТАНОВКА и выбрать НОВАЯ ОБСТАНОВКА, затем задать количество строк (6) и количество столбцов (6)

    г) Щелчком мыши установить стенки обстановки и переместить робота на нужную клетку.

    д) Сохранить  обстановку через элемент ОБСТАНОВКА – СОХРАНИТЬ КАК; Задать ИМЯ ФАЙЛА и щелкнуть кнопку СОХРАНИТЬ

    1. Установить обстановку для робота:

    а) Щелкнуть на ГЛАВНОМ МЕНЮ программы элемент РОБОТ

    б) Выбрать СМЕНИТЬ СТАРТОВУЮ ОБСТАНОВКУ

    в) В окне ОТКРЫТЬ ФАЙЛ выделить сохраненный ФАЙЛ и щелкнуть кнопку ОТКРЫТЬ

    1. Записать команды и исполнить для выполнения заданий:

    а) Щелкнуть на ГЛАВНОМ МЕНЮ программы элемент ВСТАВКА

    б) Выбрать ИСПОЛЬЗОВАТЬ РОБОТ

    в) В ГЛАВНОМ МЕНЮ выбрать РОБОТ – ПОКАЗАТЬ ОКНО РОБОТА

    г) Записать на русском языке команды робота (допустимые: вверх, вниз, вправо, влево, закрасить)

    5. Запустить программу на выполнение:

    а) Для просмотра действия программы  щелкнуть на ГЛАВНОМ МЕНЮ элемент ВЫПОЛНЕНИЕ – ВЫПОЛНИТЬ НЕПРЕРЫВНО

     Приложение:

    Стартовая обстановка First

    Стартовая обстановка Second

    è

             

    6

               

    5

               

    4

               

    3

             

    2

       

         

    1

    A

    B

    C

    D

    E

    F

     

    Закрасить ячейки B5, C3, F2, B1, F5, A6

    Обойти по периметру и вернуться в тоже место


     

    Приложение №3

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Вложенные циклы и условия»

    Цель: Научится писать программы с циклом пока и  ветвлением если-то-иначе для робота.

    Задание № 1 МИННОЕ ПОЛЕ.

    1. Создать предлагаемую обстановку. По правой кнопке мыши установить  клетку с радиацией равной  или большей 50,  помечая клетку  буквой латинского алфавита. Сохранить  как MinPol

    2. Дописать программу для робота, который  проходя по полю, закрашивает клетки с теми метками, в которых радиация превышает значение 50.

     

     

     

       

    Задание № 2: ПИТСТОП.

    1. Создать предлагаемую обстановку.
    2. Сохранить как PitStop
    3. Написать часть программы.

    3. Дописать программу так, чтобы закрасить клетки, как показано в образце

     

     

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       


    Домашнее задание –доделать программы, которые не успели выполнить.

     

  •  

     


    Информация о работе Развитие аналитических способностей школьников на уроках информатики