Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:41, реферат
Внимание — это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Это чрезвычайно важный психический процесс. Оно является базовым психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности; обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения.
У умственно отсталых школьников с
преобладанием процессов
Умственно отсталые ученики с преобладанием процессов торможения имеют самый низкий показатель устойчивости внимания. Большинство учащихся этой клинической группы не способны к распределению внимания. По сравнению с другими типами олигофренов у них самый узкий объем внимания. Прельстительное стимулирование, а также активное знакомство с предъявляемыми объектами позволяет несколько увеличить объем их внимания. У первоклассников наблюдается достаточно высокая динамика развития всех основных свойств внимания. Тем не менее к III классу у них сохраняются самые низкие их показатели.
Имеющиеся сведения об особенностях
внимания умственно отсталых школьников,
несомненно, должны учитываться при
организации учебно-
Развитие внимания и запоминания
Внимание и запоминание
Большое значение для развития зрительного
внимания имеют игры с перемещением
предметов в пространстве. Перемещение
должно производиться медленно, так,
чтобы дети могли проследить за движением.
Здесь можно использовать кукольный
театр, показать детям, как мышка
прячется от кошки, собака ищет мальчика
и т.п. Вечером можно использовать
«теневой театр». Когда дети научатся
следить за передвижением, которое
происходит у них на глазах, можно
перейти к перемещению
Зрительное внимание активизируется и в играх, где дети должны запоминать местонахождение игрушек.
Постепенно, на втором году обучения увеличивается количество предметов, с которыми действует ребенок. В занятия включаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет. Сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты. Дети с нарушениями интеллекта плохо ориентируются в пространстве помещения — видят обычно те предметы, которые находятся на уровне глаз, случайно попадают в их поле зрения, но совсем не умеют искать, осматривать помещение. Поэтому вначале педагог или воспитатель прячет большую, яркую игрушку вместе с детьми. Он обходит с ними комнату и говорит: «Вот подоконник, сюда класть не надо; вот дверь, около двери стоит шкаф, он высокий, а вот буфет, кладем сюда». Таким образом, он побуждает детей осматривать все пространство комнаты. Вначале предметы кладутся на уровне глаз детей, со временем — ниже или выше. Сначала предметы прячутся на глазах у детей, а затем, когда они этого не видят (отворачиваются или закрывают глаза).
К концу второго года обучения у
детей должно быть уже сформировано
произвольное внимание. Но работа над
его развитием и
Игры направленные на развитие внимания
Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в последующих дидактических играх ставится задача и на запоминание. Для формирования устойчивого внимания, способного обслуживать ту или иную деятельность, необходимо вводить такие задания, которые требуют внимательного рассмотрения предмета (игрушки), его свойств, положения в пространстве, т. к. эти действия нужны ребенку для ориентировки в окружающей среде.
Ку-ку
Цель. Формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения.
Оборудование. Достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.
Ход игры. Педагог сажает детей полукругом напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Воспитатель вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3–4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления.
При повторении игры можно взять другую игрушку.
Покорми птичку (кукольный театр)
Цель. Продолжать формировать не только зрительное, но и слуховое внимание детей.
Оборудование. Игрушка птичка, тарелочка из кукольного сервиза.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом педагога. На столе ничего нет. Затем слышится писк резиновой игрушки. Педагог прислушивается, спрашивает у детей: «Кто там? Слышите, пищит. Давайте еще послушаем». С писком появляется птичка. «Это птичка! Вот она!» – радостно восклицает педагог. Игрушка прыгает по столу, здоровается с детьми, потом снова пищит. «Птичка просит есть,– говорит воспитатель, достает тарелочку, ставит перед игрушкой.– Птичка ест, клюет». Затем птичка благодарит детей и улетает.
На прогулке (кукольный театр)
Цель. Продолжать активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей, научить следить за движущимися предметами, понимать несложный сюжет, формировать положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними.
Оборудование. Макет дома для куклы (сборно-разборный дом или постройка из настольного строителя, кукла, собака, небольшая ширма или экран.
Ход игры. Дети сидят полукругом около стола педагога. На столе за ширмой дом для куклы, за ним спрятана кукла. Педагог снимает ширму, показывает дом и говорит, что там живет кукла Катя. Раздается: «Ав-ав». Воспитатель прислушивается, спрашивает у детей: «Кто там?» - и передвигает к домику собаку: она лает. Из дома появляется кукла Катя, спрашивает у детей: «Кто меня зовет?» Дети отвечают. Катя оглядывается, видит собаку, радуется, гладит ее, вместе с ней гуляет и уводит в дом.
Найди свою игрушку
Цель. Та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.
Оборудование. Сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные свойства (цвет, форму, величину), по одной на каждого ребенка.
При первом проведении игры у всех детей должны быть игрушки, разные по своему назначению (например, машина, кукла, мишка, коляска, мячик). В дальнейшем они могут быть одинаковыми, но отличаться по отдельным признакам (например, две машины: одна большая, другая маленькая; две куклы: одна в красном, другая в желтом платье и т. п.).
Ход игры (проводится с подгруппой из. 4–6 детей). Педагог раздает игрушки, записывает, кому какую дал, и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время педагог собирает все игрушки, накрывает их салфеткой и предлагает всем найти свои игрушки. Дети по одному подходят к столу, ищут. Воспитатель либо одобряет действия ребенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не его игрушка, и спрашивает: «Чья она?» – затем помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Вновь педагог предупреждает, что скоро соберет игрушки и их надо будет опять искать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.
Найди свое место
Цель. Та же, учить ориентироваться в пространстве, создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке.
Оборудование. Игрушки по числу детей (разные по предметному назначению или по величине, цвету), бубен или барабан.
Ход игры (проводится вначале небольшими подгруппами из 4–6 детей, по мере усвоения – со всей группой). Участники игры рассаживаются на стулья, стоящие посреди комнаты. Каждому ребенку педагог дает какую-либо игрушку (кукла, мишка, собачка, кошка, погремушка, птичка, лошадка и др.) и показывает, как играть с ней (например, куклу и мишку можно укачивать, с собачкой и кошкой выполнять имитационные звуки «мяу», «ав-ав», птичку покормить с ладошки и т. п.). По сигналу барабана дети должны положить игрушки на стулья и побегать по комнате под звуки барабана (бубна). Когда звучание прекратится, им надо быстро прибежать к своим стульям и сесть. Чтобы найти свое место, ребенок должен опознать свою игрушку. Педагог следит за правильным выполнением действий, при необходимости помогает детям.
По мере усвоения игры во время бега детей можно переложить игрушки на другие стулья.
Будь внимательный!
Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание.
Оборудование. Шкафчик, выполненный из небольших по размеру коробок (выдвижные ящички), мелкие игрушки (бирюльки, элементы мозаики или пуговицы и др.), ширма.
Шкафчик состоит из трех коробок, которые образуют 3 ящичка: два – внизу, один – наверху, в дальнейшем количество ящичков увеличивается до 4–9, а расположение их варьируется.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога, педагог ставит на стол шкафчик, рассматривает его, открывает ящички. Достает мелкую игрушку, показывает ее и говорит: «Я ее спрячу, а вы запомните, в какой ящик я ее положила». Все действия педагог выполняет медленно. Затем закрывает шкафчик ширмой и 10 раз отстукивает ладонью по столу. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо показать, в каком ящичке спрятана игрушка.
Игра повторяется 2–3 раза. В дальнейшем число ударов по столу (отсрочка действия) увеличивается до 15–20 раз, увеличивается и количество ящичков, меняется их расположение.
Не зевай!
Цель. Развивать элементы произвольного внимания, продолжать создавать у детей положительное эмоциональное состояние в общении со взрослым.
Оборудование. Яркие цветные платочки.
Ход игры. Дети сидят на стульях, поставленных в ряд. Педагог встает перед ними, в руках у него платочки. Приплясывая, помахивая платочками, зовет к себе детей, предлагая поплясать вместе. Каждого ребенка педагог поочередно называет по имени. Ребенок, услышав свое имя, должен встать, подойти к воспитателю, получить платочек и присоединиться к пляске. По окончании игры педагог хвалит всех детей.
Мишка спрятался
Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.
Оборудование. Игрушка мишка.
Ход игры. Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.
При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку.
Когда дети научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание – спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Когда дети ищут предмет, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).
Куда девался мяч (кукольный театр)
Цель. Та же, следить за передвижением предмета в пространстве; учить понимать несложный сюжет, продолжать развивать эмоциональное отношение к игре с игрушками.
Оборудование. Игрушечная кошка, мяч, две корзинки.
Ход игры. Детей рассаживают полукругом около стола педагога. По обеим сторонам стола на пол ставят две корзины. Педагог достает мяч, кладет его на стол. Затем достает кошку, она как бы прыгает на стол снизу,' смотрит на мяч, подбегает к нему и толкает его лапой, катя по столу. Затем нечаянно сталкивает мяч со стола в одну из корзин, останавливается, оглядывается, ищет мяч, просит детей помочь. Воспитатель предлагает кому-либо найти мяч.
Игра повторяется 2-3 раза. При этом не следует поочердно сталкивать мяч то в одну, то в другую корзину, а надо сначала два раза в одну, затем один раз в другую или наоборот, для того чтобы дети при поиск мяча не ориентировались на очередность, а внимательно следили за его перемещением по столу.