Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:


Провести теоретический анализ проблемы.
Разработать методический блок и исследовательские процедуры для изучения внимания детей.
Описать особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания.
Объект исследования: развитие младшего школьника.
Предмет исследования: произвольное внимание.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Внимание: понятие, виды и свойства
1.1.Внимание и его физиологические основы………………………....5
1.2.Виды и свойства внимания……………………………………….....8
Глава 2. Особенности развития внимания младших школьников……..14
Глава 3. Изучение особенностей внимания младших школьников
3.1. Задания, упражнения, игры, направленные на диагностику и развитие внимания ……………………………………………………………19
3.2.Цели, задачи, организация исследования……………………….....
3.3.Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников………………………………………………………………………36
Выводы…………………………………………………………………………...37
Рекомендации…………………………………………………………………….47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_psihologii.doc

— 596.00 Кб (Скачать файл)

Подбирались самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности). Вначале слоги разделялись вертикальной карандашной чертой, затем черточки не ставились, но слоги произносились с четким разделением (голосом) и последовательно проверялись. Звуковое разделение слогов становилось все короче и вскоре сводилось к ударениям на отдельных слогах. После этого слово прочитывалось и проверялось по слогам про себя («первый — правильно, второй — нет, здесь пропущено... переставлено»). Лишь на последнем этапе мы переходили к тому, что ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно — неправильно; если неправильно, то разъяснял почему). После этого переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой) не составлял особого труда» (Гальперин П. Я., 1978, с. 97—98).

Важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны «правила» проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свертывания действия контроля обязательность использования такой карточки исчезает.

Для обобщения сформированного  действия контроля это действие отрабатывалось затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр). После этого, при создании специальных условий, контроль переносился из ситуации экспериментального обучения в реальную практику учебной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т. е. сформированность внимания.

 

3.2. Цели, задачи, организация исследования

 

 При теоретическом  рассмотрении особенностей внимания  было определенно, что у детей  младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само  по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с  их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Младшие школьники способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Попробуем полученные нами знания подтвердить практически.  

 

Целью исследования, является анализ и выявление особенностей  внимания детей младшего школьного  возраста.

С этой целью были проведены 2 методики: тест Бурдона в модификации      П. А. Рудника и методика «Исправь ошибки».

 

Задачи исследования:

  1. Исследование особенностей внимания: концентрации, точности и продуктивности с использование теста Бурдона.
  2. Оценка уровня развития внимания и его отдельных свойств по их проявлениям
  3. Разработка рекомендаций для развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: развитие младших школьников.

Предмет исследования: внимание.

Исследование проводилось  на учащихся 2 класса Черкизовской средней  школы Коломенского района.

Класс малокомплектный, состоит из 10 человек.  Все дети в классе дружные, общительные, из благополучных семей.

 Дети охотно участвовали  в проведении эксперимента, были  сосредоточенны, внимательны. Продолжительность  исследования -  20 минут.

 

    1. Исследование особенностей и уровней развития внимания младших школьников

 

Методика 1. Тест Бурдона в модификации  П. А. Рудника.

Задачей данного  исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.

Цель: измерение количественных характеристик внимания: (концентрации, точности и продуктивности), а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы.

Оборудование: в работе используется бланк тест Бурдона (см. Приложение №2).

Порядок проведения: Исследование проводится с группой школьников. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Зачитывается инструкция: «По моей команде «начали» вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу».

Обработка и анализ результатов:

  1. Вычисление коэффициента концентрации внимания производится по формуле: К= (n1-n2-n3)/n * 100%, где n- общее количество правильно зачеркнутых букв; n2 – количество пропусков букв А, М, К, З; n3 – количество ошибочно зачеркнутых букв; n – общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию.

Среди испытуемых школьников были выявлено:

    • 3 ученика имеют очень высокий уровень концентрации внимания (81%-100%) – Смирнов Д., Узбеков И., Лутохина В.
    • 1 ученик имеет высокий уровень концентрации внимания (61%-80%) – Горенкова С.
    • 3 ученика имеют средний уровень концентрации внимания (41%-60%) – Сумин Д., Юрина Я., Елизарова А.
    • 3 ученика имеющие низкий  уровень концентрации внимания (21%-40%). Такими учащимися были Ягодкин Н., Савин Д. и Крутова Л. Целесообразно представить эти результаты графически.

Ягодкин Н.

К1=54%

К2=30%

К3=28%

К4=40%

К5=37%

Савин Д.

К1=35%

К2=30%

К3=16%

К4=12%

К5=16%

Крутова Л.

К1=38%

К2=24%

К3=33%

К4=0%

К5=52%

 

 

 

  1. Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания производится по формуле: А=(n1–n3) / (n1+n2). Построим графики, отражающие динамику точности внимания по отдельным минутам работы т. е. по величинам – А1, А2, А3, А4, А5.

 

 

 

 

Крутова Л.

А1=0,7

А2=0,6

А3=0,7

А4=0,5

А5=0,8

Смирнов Д.

А1=1

А2=0,9

А3=1

А4=0,9

А5=0,8

Ягодкин Н.

А1=0,8

А2=0,7

А3=0,6

А4=0,3

А5=0,7

Узбеков И.

А1=0,9

А2=1

А3=0,9

А4=1

А5=0,8

 

Лутохина В.

А1=0,9

А2=1

А3=0,8

А4=0,7

А5=0,9

 

 

 

Елизарова А.

А1=0,6

А2=0,8

А3=0,8

А4=0,7

А5=0,9

 

Юрина Я.

А1=0,9

А2=0,8

А3=0,9

А4=0,6

А5=0,8

Горенкова С.

А1=0,7

А2=1

А3=0,8

А4=0,9

А5=0,9

 

Савин Д.

А1=0,7

А2=0,6

А3=0,5

А4=0,5

А5=0,5

 

Сумин Д.

 

А1=0,7

А2=0,6

А3=0,5

А4=0,6

А5=0,8

Вывод:  По ходу выполнения задания 2,  я выявила динамику точности (аккуратности) внимания в  процессе кратковременной работы. У 40% учащихся наибольший коэффициент точности внимания приходится на первую минуту работы, а у 30% учащихся на последнюю. Наименьший коэффициент точности внимания у 50% учащихся приходится на 4 минуту работы.

3. Вычислить коэффициент продуктивности (эффективности) внимания по формуле: Е=А*N, где А – коэффициент точности внимания; N – общее количество знаков просмотренное за данное количество времени

 

Крутова Л.

 

А1=0,7;  N1=181; E1=124

А2=0,6; N2=132; E2=82

А3=0,7;N3=177; E3=118

А4=0,5; N4=92; E4=46

А5=0,8; N5=119; E5=91

 

Смирнов Д.

А1=1;  N1=148; E1=142

А2=0,9; N2=88; E2=82

А3=1; N3=110; E3=110

А4=0,9; N4=47; E4=42

А5=0,8; N5=210; E5=163

 

Ягодкин Н.

 

А1=0,8; N1=180; E1=139

А2=0,7; N2=122; E2=79

А3=0,6; N3=152; E3=97

А4=0,3; N4=111; E4=28

А5=0,7; N5=169; E5=113

 

 

Узбеков И.

А1=0,9; N1=106; E1=95

А2=1; N2=69; E2=69

А3=0,9; N3=70; E3=63

А4=1; N4=70; E4=70

А5=0,8; N5=106; E5=75

 

Лутохина В.

А1=0,9; N1=71; E1=61

А2=1; N2=69; E2=69

А3=0,8; N3=40; E3=30

А4=0,7;N4=65; E4=49

А5=0,9; N5=86; E5=77

 

Елизарова А.

А1=0,6; N1=103 E1=64

А2=0,8; N2=136E2=106

А3=0,8; N3=85; E3=71

А4=0,7;N4=246E4=172

А5=0,9; N5=122 E5=110

Юрина Я.

А1=0,9; N1=113; E1=97

А2=0,8; N2=107; E2=86

А3=0,9; N3=111; E3=99

А4=0,6; N4=134; E4=86

А5=0,8; N5=235; E5=193

 

Горенкова С.

А1=0,7; N1=113; E1=83

А2=1; N2=62; E2=62

А3=0,8; N3=219; E3=177

А4=0,9;N4=134; E4=115

А5=0,9; N5=127; E5=109

 

Савин Д.

А1=0,7; N1=243; E1=164

А2=0,6; N2=106; E2=62

А3=0,5; N3=140; E3=73

А4=0,5;N4=104; E4=55

А5=0,5; N5=105; E5=56

 

Сумин Д.

А1=0,7; N1=148; E1=110

А2=0,6; N2=96; E2=64

А3=0,5; N3=183; E3=124

А4=0,6; N4=75; E4=46

А5=0,8; N5=183; E5=126

 

 

Результат нахождения коэффициента продуктивности (эффективности) внимания (отнесенным ко всем 5 минутам работы) представим в виде сводной таблице  для всей группы.

 

 

Фамилия

Коэффициента продуктивности внимания по каждой минуте работы

1

2

3

4

5

Крутова Л.

124

82

118

46

91

Смирнов Д.

142

82

110

42

163

Ягодкин Н.

139

79

97

28

113

Узбеков И.

95

69

63

70

75

Лутохина В.

61

69

30

49

77

Елизарова А.

64

106

71

172

110

Юрина Я.

97

86

99

86

193

Горенкова С.

83

62

177

117

109

Савин Д.

164

62

73

55

56

Сумин Д.

110

64

124

46

126


 

Вывод: В ходе выполнения задания 3, я выявила, что у 40% учеников наивысший коэффициент продуктивности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности  у 50% учеников приходится на 4 минуту работы,  как и коэффициент точности внимания.

Методика 2. «Исправь ошибки»

Методика проводилась  на учениках с относительно низким уровнем развития внимания. На основании  данных, полученных на первом этапе исследования свойств внимания, было выявлено 3 учащихся. Такими учащимися были    Ягодкин Н., Савин Д. и Крутова Л.

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при проверке выполненных работ по русскому языку.

Ход эксперимента: Детям было предложено исправить ошибки в специально подготовленном тексте: «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня». 

Информация о работе Развитие внимания у детей младшего школьного возраста