Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить приемы и методы развития внимания на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- подобрать методики по диагностике и развитию внимания младших школьников на уроке русского языка;
- изучить психолого-педагогическую сущность процесса развития внимания младших школьников.
1.Введение.
2. Глава 1. Сущность внимания.
3. Глава 2. Развитие внимания у младших школьников.
4. Глава 3. Развитие внимания детей на уроках русского языка.
5. Заключение.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Педагогический колледж № 6
Курсовая работа
по педагогике и психологии
на тему: «Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка»
работу выполнила
студентка 35 группы
специальность 050709
преподавание в начальных классах
Родина Анастасия Анатольевна
работу проверила
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Симакова Анна Александровна
Москва, 2013 год
Оглавление:
1.Введение.
2. Глава 1. Сущность внимания.
3. Глава 2. Развитие внимания у младших школьников.
4. Глава 3. Развитие внимания детей на уроках русского языка.
5. Заключение.
Введение.
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится уже не игра как ранее, а учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходится выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью. К тому же у школьника по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние на дальнейшую жизнь школьника.
Психология внимания — одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых. Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.
Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания как и других познавательных процессов.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно является необходимым условием выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Это позволяет говорить о внимании как об одном из важнейших условий успешной адаптации школьников в школе. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
Важность и необходимость развития внимания учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы исследования «Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: изучить приемы и методы развития внимания на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- подобрать методики по диагностике и развитию внимания младших школьников на уроке русского языка;
- изучить психолого-педагогическую сущность процесса развития внимания младших школьников.
Объект исследования: развитие внимания у младших школьников.
Предмет исследования: развитие внимания у младших школьников на уроке русского языка.
языка.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Беседы.
Глава 1. Сущность внимания.
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, в них отражается то, что мы воспринимаем, то, что думаем, то, что себе вспоминаем или представляем. Память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство предмета и деятельности: восприятие - единство процесса восприятия и восприятие как образа предмета и явления действительности; мышление - единство мышления как деятельности и мысли, как содержания - понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого, отдельного смысла не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - наиважнейшая сторона всех познавательных процессов сознания.
Внимание – это, в первую очередь, активная характеристика процессов познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она фокусируется. Внимание - это выборочная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту.
На сегодняшний день в понятие “внимание” вкладывается совершенно различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Например, по мнению В.Я. Романова и Ю.Б. Дормашева, поскольку внимание выражает взаимосвязь сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание. Но наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой пришел ученый на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, которые он воспринимает в ходе деятельности и о которых думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:
1) избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
2) объем - определяется количеством "одновременно" отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам; оценка объема внимания;
3) распределение - характерно возможностью
одновременного успешного выполнения нескольких различных
видов деятельности; исследуется в условиях
одновременного выполнения двух и большего
числа действий, не допускающих возможности
выполнения путем быстрого переключения
внимания; переключение бывает полным и неполным
- в том случае, когда человек перешел к другой деятельности,
а от первой еще полностью не
Легкость и успешность переключения внимания зависят: от отношения между предшествующей и последующей деятельностью; от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности; от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот); от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.); от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости. Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.
4) концентрация - выражается в степени сосредоточения на объекте; Дормашев Ю.Б. также пишет о сосредоточении внимания, под которым он понимает внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего.
5) устойчивость - определяется длительностью
концентрации внимания на
6) переключаемость - активная характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.
Выделяются три вида внимания:
1) внимание непроизвольное - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:
1) Неожиданность раздражителя;
2) Относительная сила раздражителя;
3) Новизна раздражителя;
4) Движущиеся предметы.
Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете:
1. Контрастность предметов или явлений.
2. Внутреннее состояние человека.
3. Отличительная особенность непроизвольного внимания заключается в том, что оно возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума. Отсюда определение: непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.
2) внимание произвольное - обусловленное постановкой сознательной цели; Психолог Овчарова Р.В. полагает, что основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. И называет его характеристики:
- целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;
- организованный характер деятельности - человек готовится быть внимательным
к тому или иному предмету, сознательно направляет свое
внимание на него, организует необходимые для данной
- устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.
3) Послепроизвольное внимание -эт
Также можно сделать вывод, что внимание и его свойства не являются постоянной функцией, они формируются и развиваются в процессе индивидуального развития человека.
Глава 2. Развитие внимания у младших школьников.
Перед тем как начинать процесс развития внимания у младших школьников, нужно как можно лучше понимать особенности данного психического процесса у детей младшего школьного возраста, надо уяснить то, что характерно для их высшей нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка отличается лёгкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.
Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности. В дальнейшем интересы школьников меняются и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.
Внимание детей младшего
Распределение внимания у
Известный психолог Ланге Н.Н. выделил разные типы внимания
у младших школьников в
Информация о работе Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка