Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить приемы и методы развития внимания на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- подобрать методики по диагностике и развитию внимания младших школьников на уроке русского языка;
- изучить психолого-педагогическую сущность процесса развития внимания младших школьников.

Содержание

1.Введение.
2. Глава 1. Сущность внимания.
3. Глава 2. Развитие внимания у младших школьников.
4. Глава 3. Развитие внимания детей на уроках русского языка.
5. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж № 6

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по педагогике и психологии

на тему: «Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка»

 

 

 

работу выполнила

студентка 35 группы

специальность 050709

преподавание в начальных классах

Родина Анастасия Анатольевна

 

работу проверила

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Симакова Анна Александровна

 

 

 

 

 

Москва, 2013 год

Оглавление:

1.Введение.

2. Глава 1. Сущность внимания.

3. Глава 2. Развитие внимания у  младших школьников.

4. Глава 3. Развитие внимания детей  на уроках русского языка.

5. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к  обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится уже не игра как ранее, а учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходится выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью. К тому же у школьника по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние на дальнейшую жизнь школьника.     

Психология  внимания — одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых.  Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.     

Актуальность  проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания как и других познавательных процессов.       

Внимание  имеет огромное значение в жизни  человека. Оно является  необходимым условием  выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Это позволяет говорить о внимании как об одном из важнейших условий успешной адаптации школьников в школе. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Важность и необходимость развития внимания учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы исследования «Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка».

Цель  исследования: изучить приемы и методы развития внимания на уроках русского языка.

Задачи исследования:     

- изучить  психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;     

- подобрать  методики по диагностике и  развитию внимания младших школьников на уроке русского языка;

     -  изучить психолого-педагогическую сущность процесса развития внимания младших школьников.      

Объект  исследования: развитие внимания у младших школьников.     

Предмет исследования: развитие внимания у младших школьников на уроке русского языка.

языка. 

Методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Беседы.

 
Глава 1. Сущность внимания.

 

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, в них отражается то, что мы воспринимаем, то, что думаем, то, что себе вспоминаем или представляем. Память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство предмета и деятельности: восприятие - единство процесса восприятия и восприятие как образа предмета и явления действительности; мышление - единство мышления как деятельности и мысли, как содержания - понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого, отдельного смысла не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - наиважнейшая сторона всех познавательных процессов сознания.

Внимание – это, в первую очередь, активная характеристика процессов познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она фокусируется. Внимание - это выборочная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту.          

 На сегодняшний день в понятие “внимание” вкладывается совершенно различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Например, по мнению В.Я. Романова и Ю.Б. Дормашева, поскольку внимание выражает взаимосвязь сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание. Но наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой пришел ученый на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, которые он воспринимает в ходе деятельности и о которых думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

1) избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

2) объем - определяется количеством "одновременно"  отчетливо воспринимаемых  объектов; практически не отличается  от объема непосредственного  запоминания, или кратковременной памяти; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам; оценка объема внимания;

3) распределение - характерно возможностью  одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности; исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания; переключение бывает полным и неполным - в том  случае, когда человек перешел  к другой деятельности, а от  первой еще полностью не отвлечен.

Легкость и успешность переключения внимания зависят: от отношения между предшествующей и последующей деятельностью; от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности; от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот); от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.); от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости. Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

4) концентрация  - выражается в степени сосредоточения на объекте; Дормашев Ю.Б. также пишет о сосредоточении внимания, под которым он понимает внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего.

5) устойчивость - определяется длительностью  концентрации внимания на объекте;

6) переключаемость - активная характеристика  внимания, определяющая его способность  быстро переходить от одного  объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

Выделяются три вида внимания:

1) внимание непроизвольное  - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:     

1) Неожиданность раздражителя;     

2) Относительная сила раздражителя;     

3) Новизна раздражителя;     

4) Движущиеся предметы.  

        Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете:     

 1. Контрастность предметов или явлений.      

2. Внутреннее состояние человека.     

3. Отличительная особенность непроизвольного внимания заключается в том, что оно возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума. Отсюда определение: непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

 

2) внимание произвольное  - обусловленное постановкой сознательной цели;      Психолог Овчарова Р.В. полагает, что основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. И называет его характеристики:

- целенаправленность - определяется задачами, которые  человек ставит перед собой  в той или иной деятельности;

- организованный  характер деятельности - человек  готовится быть внимательным  к тому или иному предмету, сознательно направляет свое  внимание на него, организует  необходимые для данной деятельности  психические процессы;

- устойчивость - внимание продолжается  более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

 

3) Послепроизвольное внимание -это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не тpебующее волевых усилий высокого интереса к деятельности. По мнению А.Г. Платоновой, вследствие этого, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания: возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии. 

Также можно сделать вывод, что внимание и его свойства не являются постоянной функцией, они формируются и развиваются в процессе индивидуального развития человека. 

 

Глава 2. Развитие внимания у младших школьников.

Перед тем как начинать процесс развития внимания у младших школьников, нужно как можно лучше понимать особенности данного психического процесса у  детей младшего школьного возраста, надо уяснить то, что характерно для их высшей нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка отличается лёгкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном   объекте.     

 Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности. В дальнейшем интересы школьников меняются и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.      

 Внимание детей младшего школьного  возраста отличается небольшим  объемом, малой устойчивостью  - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 - 20 минут.      

 Распределение внимания у младших  школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ  на заданный вопрос, он уже  не в состоянии следить за  своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий.

Известный психолог Ланге Н.Н.  выделил разные типы внимания  у младших школьников в зависимости  от тех или иных свойств  (внимательные и невнимательные). Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у младших школьников в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо распределяемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной деятельности, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом. Ланге Н.Н. писал, что наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что среди них встречаются очень медлительные дети, которые отличаются повышенной тщательностью при выполнении любых работ, заданий. Поэтому учителю приходится делать специальную паузу для того, чтобы они успевали за темпом учебного процесса. Но есть так же дети и другой категории, т.е. дети, отличающиеся высоким темпом работы при очень низком ее качестве. Если у предыдущих главенствует установка на точность работы, то у последних - установка на скорость. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в классных работах многих других, но проверка обнаружила у них большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним - недостатком внимания.                     

Информация о работе Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка