Развитие детского самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

В постоянно изменяющемся мире современное общество характеризуется социальной нестабильностью. Исходя из этого, актуализируется проблема способности общества и личности к самоорганизации. Образование является тем социальным институтом, который может внести упорядоченность в жизнь общества, создавая условия для воспитания личности, характерологическими признаками которой являются высокая организованность, инициативность в принятии решений, умений работать в проектном режиме и управлять собственной жизнедеятельностью и деятельностью других.

Содержание

Введение
1. Понятие детского самоуправления и его роль в развитии личности
2. Принципы детского самоуправления. Функции детского самоуправления
Заключение
Литературный список

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

3. Оперативно-организационные функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп.

 

 

Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.

Необходимо отметить, что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют:

– социально-ориентированные функции, отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесс социализации учащихся;

– личностно-ориентированные, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.

М.И. Рожков выделил и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признак системы, как саморазвитие. К ним он относит:

1. Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

2. Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

3. Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач .

Как пишет Н.И. Приходько: «В реальной школьной практике все функции ученического самоуправления находятся в тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения, безусловно, требует анализа принятого решения, определения путей. Форм и методов его выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия».

Ученическое самоуправление не может  быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными. 

Таким образом, в школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Самоуправленческая жизнедеятельность  учебной группы должна способствовать формированию у каждого учащегося опыта и умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе. Развитие самоуправления помогает детям почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

 

 

 

Кроме того, полноправное ученическое  самоуправление даёт ребятам серьезные  рычаги влияния на школьную политику – не только на свою собственную  жизнь в школе, но и на жизнь  взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге – на направление развития школы .

 

2. Принципы  детского самоуправления. Функции  детского самоуправления

 

Под принципами деятельности понимают те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г. Афанасьев, М.К. Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко).

На основе разработок этих авторов  можно сформулировать следующие социально-педагогические принципы школьного самоуправления с учетом важнейших оснований деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей):

1) Принцип равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации; 

2) Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов; 

3) Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.

Н.И. Приходько объясняет это тем, что «выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению» ;

4) Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации; 

5) Принцип демократичности. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения; 

6) Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

7) Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов; 

8) Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления; 

9) Принцип объединения. Орган  ученического самоуправления –  это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития;

10) Принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия;

11) Принцип гуманности. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка; 

12) Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;

13) Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность; 

14) Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

15) Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

 

 

 

16) Принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии.

17) Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С. Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной;

18) Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;

19) Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;

20) Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И. Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности» ;

21) Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;

 

 

 

22) Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И. Приходько – принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Наряду с названными принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями. 

         Для достижения данных принципов необходимо реализовать ряд конкретных задач:

Предоставить учащимся реальную возможность  вместе с педагогами участвовать  в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного  процесса;

Формировать у учащихся потребность  и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для  развития способностей и интересов  членов ученического коллектива, обогащать  духовный мир, развивать самостоятельное  мышление и сознание;

Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство;

Воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям;

Формировать умение самостоятельно найти  дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу;

Особое внимание следует уделять  формированию у учащихся демократической культуры; обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности .

детский самоуправление личность собр 
Заключение

 

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправлении учащихся, мы приходим к выводу, что многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений.

Изучив разные толкования сущности ученического самоуправления ведущих  педагогов, мы определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

Важно и то, что ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов  воспитательной работы школы, а в  качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать свое право на участие в управлении образовательным учреждением.

При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Информация о работе Развитие детского самоуправления