Развитие интеллектуального творчества детей с нарушением слуха посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность в области био

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 09:59, доклад

Краткое описание

Для приобщения детей с нарушением слуха к исследовательской деятельности необходимо сформировать у них исследовательские умения – интеллектуальные, практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном ученикам материале и соответствующие этапам учебного исследования. Можно выделить 5 групп исследовательских умений

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 19.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

Развитие интеллектуального  творчества детей с нарушением слуха  посредством вовлечения их в исследовательскую  деятельность

 в области  биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь, 2013г.

Развитие интеллектуального  творчества детей с нарушением слуха  посредством вовлечения их в исследовательскую  деятельность

 в области  биологии

Исследовательская деятельность – это один из эффективных способов развития личности школьника. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно младший школьный возраст отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

Для приобщения детей с нарушением слуха к исследовательской деятельности необходимо сформировать у них исследовательские умения – интеллектуальные, практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном ученикам материале и соответствующие этапам учебного исследования. Можно выделить 5 групп исследовательских умений:

1. Умения организовать  свою работу (организационные).

2. Умения и знания, связанные  с осуществлением исследования (поисковые).

3. Умения работать с  информацией, текстом (информационные).

4. Умения оформить и  представить результат своей  работы.

5. Умения, связанные с  анализом своей деятельности  и с оценочной деятельностью (оценочные).

Следует отметить, что для  формирования исследовательских умений у детей с нарушением слуха необходимо создать особые условия организации их исследовательской деятельности.

Для организации исследовательской  деятельности необходимо обучение младших  школьников специальным знаниям, а  также развитие у них общих  умений и навыков, необходимых в  исследовательском поиске. А. И. Савенков выделяет следующие умения и навыки: умение видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения  понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; структурировать  полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи; работать с  книгой и другими источниками  информации. При выборе темы исследования в области биологии нужно придерживаться следующих правил: 1) тема должна увлечь маленького исследователя, учитывать его интересы, знания, личный опыт; 2) тема должна быть конкретна; 3) тема должна быть выполнима и принести конкретную пользу: реализовать исследовательскую потребность, исследовательские умения, получить новое знание; 4) тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует отметить, что для  формирования исследовательских умений детей с нарушением слуха необходимо создать особые условия организации их исследовательской деятельности.

На основе работ Р. С. Альтшуллера, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. А. Казанцевой, А. В. Леонтович, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, а также анализа образовательной практики школы можно выделить следующие педагогические условия формирования исследовательских умений школьников:

1. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей учеников. Это предполагает использование адекватных методов обучения; адаптацию понятий, связанных с исследовательской деятельностью; доступность форм и методов проводимых исследований; учет способностей, возможностей, интересов и темпа работы каждого учащегося.

2. Мотивирование учащихся  и актуализация потребности в новых знаниях. Ученик должен хотеть проводить исследования, уметь это делать и получать удовольствие от своей работы.

Ценность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть смысл творческой деятельности, в реализации собственных способностей, в расширении круга интересов, в саморазвитии и самосовершенствовании учащегося.

3. Подготовка педагога  к исследовательской деятельности  с учениками. Организуя сотрудничество и сотворчество, обладая творческим потенциалом, педагог способен создать творческую образовательную среду, которая инициирует и поощряет творческие начинания и действия учащихся.

Таким образом, основными педагогическими условиями организации исследовательской деятельности детей с нарушением слуха являются: ознакомление учеников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у них умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля, развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

Важно, чтобы развитие исследовательских умений детей с нарушением слуха было целенаправленным и систематическим. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.

Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы,

2) формулирование цели  и задач исследования,

3) теоретические исследования,

4) экспериментальные исследования,

5) анализ и оформление  научных исследований,

6) внедрение и эффективность  научных исследований,

7) публичное представление  работы.

Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора. Основание для выбора темы исследования – наличие противоречия или отсутствие объективных данных. Успех любой работы зависит от четко сформулированной цели исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чёткой, чтобы ясно выделить вопрос, на который хотим получить ответ.

При постановке задач школьник должен сформулировать для чего делалась работа, что надо наблюдать, выяснить, узнать. После постановки цели и  задач идет выбор методов исследования. Хорошо продуманный и подобранный  метод исследования создаёт основу его успеха. Затем учитель предоставляет  ученику план исследования с приблизительным  указанием временных промежутков.

Сбор научных фактов осуществляется учеником с соблюдением правил, проверенных  практикой:

1. Наблюдения фиксируются.  В записях допустимы общепринятые  в науке сокращения и условные  знаки.

2. Исследование документируется  вещественными образцами, фото- и  видеоматериалами.

3. Результаты наблюдения, опыта или эксперимента должны  быть воспроизводимыми, при повторении  должны получаться сходные результаты. Если результат отличаются, их следует оценить с помощью методов статистики.

4. Полученные результаты  должны быть однозначными и  не давать возможности различного  толкования.

В ходе исследования учащиеся совершенствуют навыки конспектирования материала, выделения главного и  второстепенного, подготовки самостоятельных  аргументированных выводов. Работу нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и  оппонентов. Для этого необходимо хорошее знание материала, свободное  владение речью и достаточно высокая  скорость мышления.

Сотрудничество руководителя и учащегося при написании  работы проявляется и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные  ему человеческие ресурсы. Занятия  исследовательской деятельностью  способствуют расширению кругозора  учащегося и руководителя. Важно  научить школьников доводить любое  начатое дело до логического завершения. Следующий этап работы – анализ и оформление научных исследований. Четкие и понятные выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами.

Таким образом, при организации  исследовательской деятельности детей с нарушением слуха необходимо осознавать, что исследовательская деятельность – это организованная познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности.


Информация о работе Развитие интеллектуального творчества детей с нарушением слуха посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность в области био