Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 07:58, курсовая работа
Задачи работы:
— изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
— определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
— отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
— проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
— теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
— определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
— овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Метапредметные результаты образования – это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов. Особая роль в формировании у младших школьников умений учиться принадлежит познавательным метапредметным результатам, которые являются мостами, связывающими все предметы. Они предполагают достижение таких результатов, как сформированности общеучебных универсальных действий (самостоятельное формулирование учащимися познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.), логических умений (анализ, синтез, доказательство, выбор оснований и критериев для сравнения и др.) и умений ставить и решать проблемы.
Познавательная метапредметная деятельность в начальной школе может включать в себя такие составляющие, как:
1. Включение метапредметов
в содержание учебных предметов начальной
школы. Например, метапредмет «Знак»
проходит через все дисциплины начальной
школы. Младшие школьники сталкиваются
с графическими изображениями, схемами,
рисунками, знакомясь с чертежами фигур,
алгебраическими записями и различными
способами записей задач на уроках математики;
с картами на уроках окружающего мира;
с условными способами обозначения частей
речи на русском языке; нотами на уроках
музыки и т. п. Поэтому на всех уроках необходимо
учить учеников выстраивать «картинки»
образов, способствуя развитию способностей схематизации,
2. Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных познавательных метапредметных результатов. Во внеурочной деятельности в начальной школе могут быть реализованы такие программы, как «Логика», «Учимся проектировать», «Основы исследовательской деятельности», «Развитие познавательных процессов и формирование УУД у учащихся начальной школы» и др.
Под метапредметными результатами понимают:
- развитие умения планировать
свое речевое и неречевое
- развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед
собой цели и определять
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
- развитие смыслового чтения;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Одной из особенностей нового образовательного стандарта является введение масштабной внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов.
В нашем курсе мы обращаем внимание не только на формирование метапредметных умений, но и на формирование базовых ценностей у младшего школьника. Выбор основных изучаемых и формируемых ценностей основан на методике м. Рокича, в которой он выделил две основополагающие составляющие ценностей: терминальные ценности, инструментальные ценности, данные ценности представлены в основном ядре стандартов второго поколения для начальной школы.
Из методики М. Рокича нами были выделены основные базовые ценности, соответствующие развитию младшего школьника (и возможные для формирования в начальной школе). Таким образом, из каждого основания для классификации М. Рокича нами были выделены:
Терминальные ценности: здоровье (физическое и психическое), красота (природы и искусства), познание (расширение кругозора), свобода(самостоятельность, независимость), творчество (творческая деятельность), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений).
Инструментальные ценности: воспитанность( хорошие манеры), независимость (способность самостоятельно действовать, образованность(широта знаний, высокая общая культура), ответственность(чувство долга, умение держать свое слово), самоконтроль(сдержанность, дисциплинированность), рационализм ( умение здраво и логично мыслить).
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как способность учиться в течение всей жизни, готовность к самостоятельным действиям и инициативность в принятии решений и т. п.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни. Для жизни человека важно не наличие у него накоплений впрок, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, как в учебной, так и во внеучебной жизни.
Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Под метапредметными результатами понимают:
- развитие умения планировать
свое речевое и неречевое
- развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед
собой цели и определять
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
- развитие смыслового чтения;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Одной из особенностей нового образовательного стандарта является введение масштабной внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Заключение
Литература
1. Аникеев М.В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: Автореф. дис…. канд. нед. наук [Текст]. Тула, 2004. 23 с.
2. Артеменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы: Справочник Мн.: Повое знание, 2001. - 315 с.
3. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учебно-методическое 2005. - 242 с.
4. Бездухов В.П., Воронцов А.В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 2002. 192 с.
5. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 1999. 152 с.
6. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1998. 128 с.
7. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования - путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения / Педагогические основы стандарта // Педагогика. 2009. №4. с. 41-46.
8. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н. Ивочкина, Т.И. Григус, Л.А. Спирина и др. Новокузнецк: Издво МОУ ДПО ИПК, 2004. 51 с.
9. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.: Просвещение, 2011
10. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие /И.А. Колесникова, Н.Б. Борытко, Д. Поляков, Н.Л. Селиванов; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.
11. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К. Балясной. - М., 1980.
12. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
13. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Степанова Е.П.М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
14. Вульфов, Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка/ Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. /Б.З. Вульфов - Челябинск, 1996. - 652 с.
15. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.
16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
17. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
18. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников / Научные сообщения // Педагогика. 2009. №5. с. 7-27.
19. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. М.: Социум, 2001. - 100 с.
20. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. 96 с.
21. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.
22. Концепция духовно-