Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается определённый «багаж», необходимые не только для перехода к следующему этапу развития, но и для всей будущей жизни. Венцом эволюционного и исторического развития процессов человека является его способность мыслить.

Содержание

1 Понятие мышления, его виды и формы………………………………………3
2 Этапы развития детского мышления………………………………………….4
3 Особенности логического мышления старших дошкольников…………….6
4 Математические игры - как средство развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………7
5 Вывод…………………………………………………………………………….9
6 Литература………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная математика.docx

— 46.28 Кб (Скачать файл)

 

4 Математические игры - как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

 

Общепринятым является  факт  целесообразности развивать логическое мышление в русле математических знаний. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать четкие определения, обосновывать суждения, развивать логическую интуицию. Развитость логических приемов мышления и особенно степень их оформленности

в систему определяются умением использовать информацию.

Математика, как ни одна другая наука дает возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно действенного к образному, а затем и к логическому мышлению, а потому особое место в процессе развития логического мышления отводится именно ей. Математические знания предполагают изучение в «чистом виде» процессов анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение, что дает ребенку возможность самому выводить новые знания из уже известных ему или вновь узнаваемых в различных областях науки.

Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие. Способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.

 

 Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)

 Идеи простейшей  предматематической подготовки дошкольников большое внимание уделял А. А. Столяр. Его методика введения детей в мир логико-математических представлений — свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции - осуществлялась с помощью специальной серии обучающих игр.  

Например, серии игр с обручами (группировка предметов по определенному признаку). Наиболее простыми являются игры с одним обручем (группировка объектов по одному признаку в одно множество), затем проводятся игры с двумя обручами (группировка в два множества) и, наконец, наиболее сложные задачи решаются шестилетними детьми в играх с тремя обручами (группировка в три множества и по нескольким признакам одновременно). В таких играх зарождаются и развиваются многие личностные качества: самостоятельность и коллективизм, инициативность и трудолюбие, целеустремленность и сообразительность, уверенность и любознательность. Дети начинают сознавать, что, хотя предстоит играть в уже известную игру, в ней обязательно будет что-то новое, интересное.

Наряду с обучающими играми, формирующими определенные представления, необходимо широко практиковать и такие, в которых моделируются определенные структуры мышления, т.е. игры, обучающие мыслить.

Освещая данный аспект, приведем в качестве примера такую задачу: «Сколько нужно вынуть шариков из мешочка, в котором находятся три красных и три желтых шарика, чтобы заранее можно было с уверенностью сказать, что, по крайней мере, один из вытянутых будет обязательно красным?»

Эта задача затрудняет многих дошкольников и, конечно, недоступна детям 5 – 6 лет. Однако она становится доступной им после проведения серии игр.

Серия игр «Чудо мешочек» (А.А. Столяр). (См. приложение1)

         Итак, математические игры позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

 

Вывод

Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять существенны признаки из второстепенных, классифицировать предметы, рассуждать, обобщать, сравнивать, аргументировать свою точку зрения, а также развивать гибкость и нестандартность мышления – являются главными и основными критериями развития логического мышления у детей. Развитие элементов логического мышления осуществляю через различные виды детской деятельности и освоение  понятий, которое в результате оказывает влияние на все его личностное развитие. Таким образом, к 7 годам у ребенка прослеживается положительная динамика развития логических представлений: развивается гибкость, оригинальность мышления, способность рассуждать, умение доказывать свое мнение – все это позволяет быть успешными в школе, в общении с окружающими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1 Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Р.Л. Березина, З.А.Михайлова, и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.

2 Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. –с. 45

3 Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — 346 c.

4 Избранные психологические труды. Пиаже Ж.— М.: Педагогика, 1969. — 372 с.

5 Умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М.: Педагогика, 1972. — 341 с.

6 Мышление дошкольника Кравцова Е.Е.. — М.: Педагогика, 1977. — 276 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Приложение 1

 

                                        Серия игр «Чудо мешочек» (А.А. Столяр).

 

  1. Первая игра. Детям показывают пустой мешочек и два шарика: красный и желтый, затем кладут шарики в мешочек. На вопрос: «Сколько шариков в мешочке?» дети отвечают: «В мешочке два шарика, один красный, другой желтый». Игра состоит в том, что дети поочередно, не глядя в мешочек, вынимают один шарик, называют его цвет и снова кладут в мешочек. Таким образом, обнаруживается, что вынутый шарик может оказаться красным или желтым и что заранее нельзя сказать, какого цвета шарик будет вынут из мешочка.

2  Вторая игра. В мешочек кладут два красных и два желтых шарика, повторяются опыты по вытаскиванию одного шарика. Затем переходят к выбору двух шариков. После достаточного числа повторений этих опытов обнаруживается, что если из мешочка вынимать, не глядя в него, два шарика, то они могут оказаться оба красными, или оба желтыми, или один красный и один желтый. Дети сами убеждаются в том, что других вариантов нет.

3  Далее проводятся опыты по выбору трех шариков. Легко обнаруживается, что в этом случае возможны лишь два варианта: либо будут вынуты два красных шарика и один желтый, либо один красный и два желтых. После этих опытов предлагается задача: «Сколько шариков надо вынуть из мешочка, чтобы хотя бы один из вынутых шариков оказался красным?»

Вначале, естественно, у детей возникают некоторые затруднения. Требуется разъяснение, что означает выражение «хотя бы один». Однако некоторые дети быстро догадываются, что надо вынуть три шарика. После того как выясняется, почему достаточно вынуть три шарика, это становится понятным многим детям, а после нескольких повторений игры все дети решают задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста