Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:17, курсовая работа
Краткое описание
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Содержание
Введение Глава 1. Этапы развития мышления в дошкольном возрасте 1.1 Особенности мышления в раннем детстве 1.2 Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами 1.3 Формирование и развитие логической сферы дошкольников Глава 2. Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр 2.1 Обучение математике в старшей группе детского сада 2.2 Педагогические возможности игры в развитии логического 2.2 Логико-математические игры как средство активизации обучения математике Заключение Список использованной литературы
В процессе
логических упражнений дети практически
учатся сравнивать математические объекты,
выполнять простейшие виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между родовыми и
видовыми понятиями.
Чаще всего
предлагаемые детям логические упражнения
не требуют вычислений, а лишь заставляют
детей выполнять правильные суждения
и приводить несложные доказательства.
Сами же упражнения носят занимательный
характер, поэтому они содействуют возникновению
интереса у детей к процессу мыслительной
деятельности. А это одна из кардинальных
задач учебно-воспитательного процесса
старших дошкольников.
Вследствие
того, что логические упражнения представляют
собой упражнения в мыслительной деятельности,
а мышление старших дошкольников в основном
конкретное, образное, то на уроках я применяю
наглядность. В зависимости от особенностей
упражнений в качестве наглядности применяют
рисунки, чертежи, краткие условия задач,
записи терминов-понятий. Народные загадки
всегда служили и служат увлекательным
материалом для размышления. В загадках
обычно указываются определенные признаки
предмета, по которым отгадывают и сам
предмет. Загадки – это своеобразные логические
задачи на выявление предмета по некоторым
его признакам. Признаки могут быть разными.
Они характеризуют как качественную, так
и количественную сторону предмета. Для
уроков математики подбираются такие
загадки, в которых главным образом по
количественным признакам наряду с другими
находится сам предмет. Выделение количественной
стороны предмета (абстрагирование), а
также нахождение предмета по количественным
признакам – полезные и интересные логико-математические
упражнения.
в) Роль
сюжетно-ролевой игры в процессе обучения
математики.
Среди математических
игр для детей имеются и сюжетно-ролевые.
Сюжетно-ролевые игры можно обозначить
как творческие. Их основное отличие от
других игр заключается в самостоятельности
создания сюжета и правил игры и их выполнение.
Наиболее притягательную силу для старших
дошкольников имеют те роли, которые дают
им возможность проявлять высокие моральные
качества личности: честность, смелость,
товарищество, находчивость, остроумие,
смекалку. Поэтому такие игры содействуют
не только выработке отдельных математических
навыков, но и остроты и логичности мысли.
В частности, игра содействует воспитанию
дисциплинированности, т.к. любая игра
проводится по соответствующим правилам.
Включаясь в игру, ребенок выполняет определенные
правила; при этом он подчиняется самим
правилам не по принуждению, а совершенно
добровольно, иначе не будет игры. А выполнение
правил бывает связано с преодолением
трудностей, с проявлением настойчивости
[8, с. 59].
Однако,
несмотря на всю важность и значение игры
в процессе урока, она не самоцель, а средство
для развития интереса к математике. Математическая
сторона содержания игры всегда должна
отчетливо выдвигаться на передний план.
Только тогда она будет выполнять свою
роль в математическом развитии детей
и воспитании интереса их к математике.
В дидактике
имеются разнообразные развивающие материалы.
Наиболее эффективным пособием являются
логические блоки, разработанные венгерским
психологом и математиком Дьенешем, для
развития раннего логического мышления
и для подготовки детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша представляют собой набор
геометрических фигур, который состоит
из 48 объёмных фигур, различающихся по
форме (круги, квадраты, прямоугольники,
треугольники), по цвету (жёлтые, синие,
красные), размеру(большие и маленькие)
по толщине(толстые и тонкие).То есть, каждая
фигура характеризуется четырьмя свойствами:
цветом, формой, размером, толщиной. В наборе
даже нет двух фигур, одинаковых по всем
свойствам. В своей практике воспитатели
детских садов используют в основном плоские
геометрические фигуры. Весь комплекс
игр и упражнений с блоками Дьенеша –
это длинная интеллектуальная лестница,
а сами игры и упражнения – её ступеньки.
На каждую из этих ступенек ребёнок должен
встать. Логические блоки помогают ребёнку
овладеть мыслительными операциями и
действиями, к ним относятся: выявление
свойств, их сравнение, классификация,
обобщение, кодирование и декодирование,
а так же логические операции [4, с. 31].
Кроме того,
блоки могут закладывать в сознание детей
начало алгоритмической культуры мышления,
развивать у детей способность действовать
в уме, осваивать представления о числах
и геометрических фигурах, пространственную
ориентацию.
В процессе
разнообразных действий с блоками дети
сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать
в предметах одно свойство (цвет, форму,
размер, толщину), сравнивать, классифицировать
и обобщать предметы по одному из этих
свойств. Затем они овладевают умениями
анализировать, сравнивать, классифицировать
и обобщать предметы сразу по двум свойствам
(цвету и форме, форме и размеру, размеру
и толщине ит.д.), несколько позже по трём
(цвету, форме, размеру; форме, размеру,
толщине и т.д.)и по четырём свойствам(цвету,
форме, размеру, толщине), при этом развивая
логическое мышление детей.
В одном
и том же упражнении можно варьировать
правилами выполнения задания с учётом
возможностей детей. Например, несколько
детей строят дорожки. Но одному ребёнку
предлагается построить дорожку так, чтобы
рядом не было блоков одинаковой формы
(оперирование одним свойством), другому
- чтобы рядом не было одинаковых по форме
и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами).
В зависимости от уровня развития детей
можно использовать не весь комплекс,
а какую-то его часть, сначала блоки разные
по форме и по цвету, но одинаковые по размеру
и толщине, затем разные по форме, цвету
и размеру, но одинаковые по толщине и
в конце полный комплекс фигур.
Это очень
важно: чем разнообразней материал, тем
сложнее абстрагировать одни свойства
от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать,
и обобщать.
С логическими
блоками ребёнок выполняет различные
действия: выкладывает, меняет местами,
убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу
действия рассуждает.
Итак, играя
с блоками, ребёнок приближается к пониманию
сложных логических отношений между множествами.
От игры с абстрактными блоками дети легко
переходят к играм с реальными множествами,
с конкретным материалом.
Заключение
Математическое
развитие детей в конкретном образовательном
учреждении (детский сад, группы развития,
группы дополнительного образования,
прогимназия и т. д.) проектируется на основе
концепции дошкольного учреждения, целей
и задач развития детей, данных диагностики,
прогнозируемых результатов. Концепцией
определяется соотношение предматематического
и предлогического компонентов в содержании
образования. От этого соотношения зависят
прогнозируемые результаты: развитие
интеллектуальных способностей детей,
их логического, творческого или критического
мышления; формирование представлений
о числах, вычислительных или комбинаторных
навыках, способах преобразования объектов
и т. д.
Ориентировка
в современных программах развития и воспитания
детей в детском саду, изучение их дает
основание для выбора методики. В современные
программы («Развитие», «Радуга», «Детство»,
«Истоки» и др.), как правило, включается
то логико-математическое содержание,
освоение которого способствует развитию
познавательно-творческих и интеллектуальных
способностей детей.
Эти программы
реализуются через деятельностные личностно-ориентированные
развивающие технологии и исключают «дискретное»
обучение, т. е. раздельное формирование
знаний и умений с последующим закреплением
Логические
приемы как средство формирования логического
мышления дошкольников – это сравнение,
синтез, анализ, классификация, доказательство
и другие - применяются во всех видах деятельности.
Их используют начиная с первого класса
для решения задач, выработки правильных
умозаключений. Сейчас, в условиях коренного
изменения характера человеческого труда,
ценность такого знания возрастает. Свидетельство
тому - растущее значение компьютерной
грамотности, одной из теоретических основ
которой является логика. Знание логики
способствует культурному и интеллектуальному
развитию личности.
Отбирая
методы и приёмы, воспитатель должен помнить,
что в основе образовательного процесса
лежит проблемно-игровая технология. Поэтому
преимущество отдаётся игре, как основному
методу обучения дошкольников, математическим
развлечениям, дидактическим, развивающим,
логико-математическим играм; игровым
упражнениям; экспериментированию; решению
творческих и проблемных задач, а также
практической деятельности.
Список использованной литературы
Беженова М. Математическая азбука. Формирование
элементарных математических представлений.
– М.: Эксмо, СКИФ, 2005.
Белошистая А.В. Готовимся к математике.
Методические рекомендации для организации
занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты
занятий в старшей группе детского сада.
Математика. Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ
"Учитель", 2007.
Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для
дошкольников. Старшая группа 5+. – М.: Мозаика-Синтез,
2007.
Занимательная математика. Материалы
для занятий и уроков с дошкольниками
и младшими школьниками. – М.: Учитель,
2007.
Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний
кружок для дошкольников. – М.: МЦНМО, МИОО,
2006.
Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников.
Популярная методика игровых уроков. –
СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика
для дошкольников. – М.: Детство-Пресс,
2007.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка.
Практический курс математики для дошкольников.
Методические рекомендации. – М.: Ювента,
2006.
Сычева Г.Е. Формирование элементарных
математических представлений у дошкольников.
– М.: Книголюб, 2007.
Шалаева Г. Математика для маленьких
гениев дома и в детском саду. – М.: АСТ,
Слово, 2009.