Развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста посредством пластилинографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние рисования пластилином на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. Задачи:
1. Изучить теоретическую и научно-методическую литературу по вопросам развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть понятие «пластилинография».
3. Изучить влияние рисования пластилином на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по обучению дошкольников технике рисования пластилином.

Вложенные файлы: 1 файл

развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

3 способ.

     На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

 

4 способ.

     Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

 

5 способ.

     На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

     Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

     Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

     Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

     Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

        Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография, которая плодотворной влияет на развитие мелкой моторики рук.

    Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства  даёт  возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

     Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.

     Мы  считаем, что необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения  пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит  работа речевых и мыслительных центров головного мозга. И очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванова Т.Е. Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие. М., 2010.
  2. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001.
  3. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001.
  5. Супрун Г.Б. Развитие познавательной активности и творчества дошкольников посредством тренировки мелкой моторики // Справочник педагога-психолога. - 2011. - №6. - С.35-38
  6. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
  7. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», Эксмо, М., 2010
  8. Флерина Б.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1975.
  9. Художественное творчество и ребенок / Под. ред. Ветлугиной А.Н. – М.: Педагогика, 1972.                                
  10. Шперлинг Е. Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства // Дошкольное воспитание. - 2001. - №7. - С.45
  11. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  12. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. М., 2010.

 

 


Информация о работе Развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста посредством пластилинографии